Папа римский который был женщиной. Тайна папессы иоанны

В книге "Священный вертеп" Таксиля Лео, посвящённого какраз истории папства описывается этот эпизод. Вот как это выглядит в книге:

Папесса Иоанна
Несмотря на энергичные протесты некоторых фанатиков, существование папессы Иоанны установлено и неопровержимо доказано. Сменив Льва четвертого, она восседала на святом престоле под именем Иоанна восьмого около двух лет.
Чтобы не обнаружить своего пола, она была вынуждена сохранять в строжайшей тайне свои любовные похождения и благодаря этому завоевала безупречную репутацию среди населения; слава о ее высокой добродетели так прочно утвердилась в Риме, что ее единодушно избрали папой.
Впрочем, она занимает достойное место среди жестоких и порочных пап, ибо добродетель её не что иное, как маска, которую она лицемерно носила с самых ранних лет, дабы утолить своё необузданное честолюбие.
Смерть Иоанны была трагична: в день вознесения, которое, как обычно, знаменуется крестным ходом, папесса в парадном облачении первосвятителя, в порфире, во главе процессии верхом на коне, согласно установленному ритуалу, окруженная свитой епископов и сановников, вельможами и многотысячной толпой, торжественно направилась в базилику святого Петра.
По пути родовые схватки одолели её с такой силой, что она упала с лошади. Терзаясь, она каталась по земле и издавала нечеловеческие вопли. Наконец, разорвав покрывавшие её священные одежды, в страшных конвульсиях она разрешилась от бремени.
Рассвирепевшие священники не только не позволили оказать ей помощь, но, окружив её плотной цепью, как бы желая укрыть от любопытных взоров толпы, проклинали, осыпали грязными ругательствами, пока она не испустила дух.
Во время ее предсмертной агонии эти изверги задушили ребенка, которого она произвела на свет.
Главный аргумент христианских писателей, настойчиво отрицавших существование папессы Иоанны, основан на том, что бог никогда не допустил бы такого вопиющего позора и потому престол святого Петра, учреждённый самим Иисусом, не могла занимать распутная девка.
Довод, конечно, солидный?
Нам остаётся только повторить тот самый вопрос, который некогда задал историк Морис Лашатр: «Как мог терпеть создатель все преступления, богохульства и гнусности епископов Рима?.. Как мог творец допустить, что святой престол растоптали в грязи папы-еретики, вероотступники, блудодеи и убийцы?»
Бароний, один из самых рьяных защитников папства, вынужден признать, что папы Бонифаций шестой и Стефан седьмой являются мерзкими извергами, опозорившими своими деяниями дом господень; он их обвиняет в том, что они превзошли самых жестоких гонителей церкви.
Епископ Женебрар утверждает, что «в течение двух веков святой престол занимали чудовищно распутные папы, их следовало бы называть апостатическими, а не апостолическими; церковными делами управляли женщины, престол первосвященника все эти годы находился в спальне куртизанки». И действительно, Теодора и Мароция, наглые блудницы, фактически распоряжались всем Римом как хотели: они сажали на трон святого Петра своих возлюбленных или сыновей, и летопись сообщает об этих женщинах такие возмутительные подробности, что ваш покорный слуга не рискует их привести.
Это все история, господа клерикалы. Это ваша история!

[лат. Joanna papissa], вымышленный персонаж, женщина, якобы занимавшая Папский престол в сер. IX в. (по другим версиям, в X или в XI в.). Легенда об И. П. получила широкое распространение с XIII в. и играла значительную роль в антикатолич. полемике в Новое и Новейшее время.

Легенда

Источником, от к-рого в той или иной степени зависели упоминания об И. П. в 50-70-х гг. XIII в., является «Chronica universalis Metensis» (Всемирная Мецская хроника, ок. 1250) доминиканца Жана де Майи. Согласно хронике, в 1099 г. папесса (papissa) заняла Римский престол св. Петра; она успешно выдавала себя за мужчину и до избрания на Папский престол была нотарием папской курии и кардиналом. Ее обман раскрылся, когда она родила ребенка, садясь на лошадь. Разоблаченную женщину привязали к конскому хвосту, протащили по улицам и побили камнями. Ее похоронили на месте гибели и якобы установили там камень с эпитафией.

В соч. «Chronicon Pontificum et Imperatorum» (Хроника пап и императоров, ок. 1277) Мартин Поляк приводит более подробный вариант легенды (к его тексту восходят мн. позднейшие упоминания о папессе): некий Иоанн, англичанин по происхождению, но родом из Майнца (Johannes Anglicus, natione Moguntinus), в период между понтификатами Льва IV (847-855) и Бенедикта III (855-858) якобы занимал престол Римских пап в течение 2 лет, 7 месяцев и 4 дней. Этот Иоанн, согласно Мартину Поляку, в действительности был женщиной, к-рую увез в Афины любовник, переодев в муж. платье. В Афинах она изучала науки, в Риме преподавала тривиум (см. Artes liberales), у нее было много учеников-магистров, затем она стала кардиналом и сумела достичь вершины духовной власти, заняв Римский престол. Однако потом И. П. забеременела от своего спутника и во время шествия от собора св. Петра к Латерану умерла после родов, происшедших публично на месте между Колизеем и ц. св. Климента (на этом месте ее и похоронили). Из-за того, что позднее Римские папы всегда объезжали это место, сложилось мнение, что причиной этому служило отвращение к случившемуся. Поскольку И. П. была женщиной, объясняет Мартин Поляк, ее имя не внесли в офиц. перечень Римских пап.

Впосл. версия легенды, изложенная у Мартина Поляка, была дополнена деталями. Так, по сообщению Дитриха Нимского , И. П. посещала ту же школу, что и блж. Августин (Historie de gestis Romanum Principium // MGH. Staatsschriften des späteren Mittelalters. Bd. 5. Tl. 2. S. 27). В кон. XIV в. Ян Гус упоминал имя Агнесса, которое якобы носила И. П. до избрания на Папский престол (в др. источниках - Гилберта, Глансия и др.). Средневек. хронисты и богословы упоминали о связи И. П. с диаволом (впервые об этом говорится у Э. де Бурбона в «Tractatus de diversis materiis praedicabilis» (Трактате о различных темах для проповеди, 1260)), а также сообщали об ее увлечении некромантией (напр., в соч. «Flores temporum», см. также отрывок неизданной хроники из аббатства Кемптен - D ö llinger. 1863. S. 26). У Мартина Поляка пребывание И. П. на Папском престоле датировалось временем между понтификатами Льва IV и Бенедикта III. Согласно «Всемирной Мецской хронике», правление И. П. пришлось на кон. XI в. В «Трактате...» Э. де Бурбона и в анонимной эрфуртской хронике, составленной ок. 1260 г., период пребывания И. П. на Римском престоле помещался между 900 и 915 гг., после понтификата папы Римского Сергия III (904-911). В позднем издании хроники Оттона Фрайзингенского (1515) сообщалось, что женщиной якобы был папа Римский Иоанн VII (705-707).

Др. версия легенды об И. П. относится, вероятно, к 90-м гг. XIII в.; она также представлена в «Хронике...» Мартина Поляка. В соответствии с ней И. П., занимая Папский престол, состояла в связи с неким диаконом-секретарем и была разоблачена во время родов, но сохранила жизнь, лишившись сана. Улица, на к-рой произошли роды, получила название «Vicus papisse» (Улица папессы), и впосл. ее избегали во время процессий. Низложенная папесса дожила до старости и была похоронена в Остии (ее сын занимал там епископскую кафедру). Этот вариант легенды в расширенном виде воспроизводит Дж. Боккаччо в соч. «De mulieribus claris» (О знаменитых женщинах, 1374): буд. папесса родилась в герм. землях и носила имя Гилберта, училась в Англии. Когда после 2 лет и 7 месяцев, в течение которых она занимала Папский престол, И. П. разоблачили, ее заставили отречься от престола, и она умерла своей смертью как частное лицо.

В кон. XIII в. в хрониках (впервые у Жоффруа де Курлона в 1295) устанавливается связь легенды о папессе с обрядом усаживания на т. н. порфировых сиденьях (sedes porphyreticae), символика этого ритуала долгое время оставалась неясной. Папу усаживали на двойное кресло из псевдопорфира с C-образным вырезом сиденья, после чего ему вручались папские инсигнии (посох, ключи от Латеранского дворца, пояс, на к-ром висел кошель с 12 печатями и мускусом). После вручения инсигний и разбрасывания монет толпе зрителей папе традиционно следовало «сесть как будто бы лежа» (ut potius videatur iacere quam sedere - цит. по: Dykmans M. Le cérémonial papal. Brux.; R., 1977. Vol. 1. P. 179) между 2 сиденьями трона (подробнее об этой церемонии см. ст. Коронация). Жоффруа де Курлон впервые трактовал этот обряд как обязательную процедуру проверки пола коронуемого понтифика, якобы введенную после пребывания на Римском престоле И. П. В нач. XV в. на аналогичную трактовку обряда указывал итал. гуманист Якопо д"Анджело в описании коронации Римского папы Григория XII в 1406 г. Несмотря на то что в офиц. чинах папской коронации о процедуре проверки пола не говорится и мн. деятели, близкие к папской курии, решительно осуждали подобные слухи, сведения об обряде распространились и стали одним из расхожих топосов описания папских коронаций. Сохранилось изображение обряда в описании коронации папы Римского Иннокентия X , составленном протестантом Л. Банком (Banck L. Roma triumphans, seu Actus inaugurationum et coronationum Innocentii X Pont. Max. brevis descriptio. Franekerae, 1645; утверждение, что на иллюстрации представлен реальный обряд, до наст. времени можно встретить в научной лит-ре - ср.: Bertelli S. The King"s Body. University Park (Penn.), 2001. P. 177-190).

Согласно сложившейся традиции, местом погребения И. П. считалась улица между Колизеем и ц. Сан-Клементе, на прямом пути от Колизея к Латерану, к-рую, однако, обходили стороной во время торжественных шествий. На улице находились статуя некоего жен. божества и памятный камень, вероятно установленные задолго до VIII в. (по распоряжению папы Римского Сикста V (1585-1590) их убрали). По всей видимости изначально между собой никак не связанные, эти 2 объекта стали ассоциироваться с местом, где папесса якобы родила ребенка. Согласно средневек. описаниям, на камне читались первые буквы 1-го слова («Parc», «Petr» или «Pap»), затем слова «pater patrum» (титул главного городского жреца Митры) и следующее за ними сокращение PPP. В хрониках последние 3 слова расшифровывались по-разному, однако речь всегда шла об И. П.: «Petre Pater Patrum papisse prodito partum» или «Papa Pater Patrum papisse pandido partum» (искаженный лат.- О, Петр (Папа), отец отцов, возвести о родах папессы), «Papa Pater Patrum peperit papissae papellum» (искаженный лат.- Папа, отец отцов, родила папесса папенка) и др. Исследователи сходятся в том, что на камне было выбито стандартное для Др. Рима сокращение фразы «propria pecunia posuit» (лат.- установил на собственные средства).

Происхождение и распространение легенды

В XVI-XX вв. было высказано более 10 гипотез о происхождении легенды об И. П.; согласно нек-рым из них, легенду следовало рассматривать как аллегорию на появление Лжеисидоровых декреталий (К. Бласко), как отголосок осуждения на Майнцском Соборе (847) лжепророчицы Фиоты (Л. Алляций) или как некую реальную историю разоблачения женщины-епископа вне стен Рима (Г. В. Лейбниц). Наибольшее распространение получили 3 трактовки. В одной из них в качестве исторической основы легенды об И. П. предлагалось рассматривать визант. традицию рукополагать во священников евнухов, которые при отсутствии бороды могли быть похожими на женщин. Известна легенда о женщине, правившей в VIII в. как К-польский патриарх; эта легенда получила отражение в Салернской хронике X в. (Chronicon Salernitanum. 16 // MGH. SS. T. 3. P. 481) и в письме папы Римского Льва IX К-польскому патриарху Михаилу I Кируларию, где папа осудил К-польскую кафедру за то, что на ней некогда восседала патриарх-женщина (PL. 143. Col. 760). Согласно др. т. зр., легенда об И. П. сложилась в контексте сведений об огромном влиянии, к-рое оказывали на политику Папского престола в X в. знатная римлянка Феодора и «сенатрисса» и «патрицианка» Мароция (якобы претендовавшая на титул папессы) (см. статьи Иоанн X , Иоанн XI). Однако большинство исследователей сходятся в том, что появление легенды об И. П. было связано с неверной интерпретацией ряда не понятных простым римлянам и паломникам особенностей папского церемониала и рим. топографии. Как полагал церковный историк XIX в. И. Й. Дёллингер и вслед за ним считают большинство совр. исследователей, легенда имела фольклорный характер (сюжет «женщина, становящаяся епископом/папой» включен под шифром К 1961 2.1 в Указатель фольклорных сюжетов Аарне-Томпсона - Thompson S. Motif-index of Folk-literature. Bloomington, 1955-1958. 6 vol.).

Проникновение легенды об И. П. в хроники и др. произведения прослеживается с сер. XIII в. Важнейшую роль в распространении сведений о папессе до нач. XIV в. играли представители нищенствующих орденов, что, по мнению исследователей, было связано с их конфликтом с папой Римским Бонифацием VIII , а также в целом с политической ситуацией, сложившейся вокруг отречения «ангелического папы» Целестина V и избрания «псевдопапы» Бонифация VIII (Boureau. 1984). Истории о папессе вставлялись как в новые тексты, так и в древние хроники при их переписывании. Об И. П. упоминается в некоторых рукописях XIV-XV вв. хроник Анастасия Библиотекаря (IX в.), Мартина Скота (XI в.) и Сигиберта из Жамблу (XII в.). Во «Всемирной Мецской хронике» Жана де Майи легенда об И. П. излагалась под 1099 г. и сопровождалась пометой «require» (лат.- проверить), что, видимо, свидетельствует о новизне и непривычности материала для автора. Анонимный эрфуртский хронист ок. 1260 г. воспроизвел эту легенду, дав ссылку на неких «римлян» (ut fatentur romani - Chronica minor. P. 184) и датировав описываемые события нач. X в. Сославшись на «Всемирную Мецскую хронику», историю о папе-женщине использовал Э. де Бурбон, который несколько изменил ее и снабдил морализаторским заключением. Впосл. эта версия легенды неоднократно воспроизводилась в виде своеобразных религиозно-дидактических примеров (exemplum): у Иакова из Варацце в «Chronica Civitatis Ianuensis» (Хронике города Генуи, ок. 1297), у Арнольда Льежского в «Alphabetum Narrationum» (Алфавите историй, ок. 1310; см.: Boureau. 1984. P. 450-451) и у др.

Наиболее авторитетной стала версия, изложенная в одной из редакций «Хроники пап и императоров» Мартина Поляка. Как отмечают исследователи, от более ранней версии Жана де Майи она отличалась подробностью и характером повествования. В изложении Мартина Поляка история И. П. приобретала статус историко-юридического казуса, что отразилось в формулировках (вместо характерного для ранних текстов термина «papissa» используется выражение «pseudopapa»; И. П. сохранили жизнь, но она была «низложена» (deposita) и т. п.); кроме того, в этой версии легенды указаны имя и даты пребывания И. П. на Римском престоле (сер. VIII в.). По мнению Дёллингера, в «Хронику...» Мартина Поляка легенда попала из списка Liber Pontificalis (Vat. lat. 3762), где текст об И. П. был приписан на полях между биографиями пап Римских Льва IV и Бенедикта III (D ö llinger. 1863. S. 13), однако некоторые совр. исследователи датируют маргиналию XIV в. (Pardoe R., Pardoe D. 1988. P. 12-14). Большинство последующих упоминаний об И. П. так или иначе зависели от текста Мартина Поляка, что объясняется как высоким положением автора при папской курии (папский капеллан), так и широким распространением «Хроники...», ставшей, судя по количеству сохранившихся списков и переводов, одним из наиболее читаемых исторических сочинений позднего средневековья. В XIV в. об И. П. упоминалось в сочинениях Иоанна Парижского , Зигфрида Майсенского, Уильяма Оккама , Ранульфа Хигдена, Амальрика Аугерия , Франческо Петрарки и др.

Полемика

Несмотря на противоречивый характер легенды об И. П. и расхождения, содержавшиеся в разных ее версиях, в позднее средневековье папесса считалась реальным историческим лицом. Ок. 1400 г. И. П. была изображена среди др. пап в соборе в Сиене; в кон. XVI в. папа Римский Климент VIII по просьбе кард. Цезаря Барония добился от герцога Тосканского, чтобы изображение И. П. заменили портретом папы Римского Захарии (741-752). В 1479 г. папский библиотекарь Платина (Бартоломео Сакки) включил биографию И. П. (версию Мартина Поляка) в соч. «Historia de vitis pontificum Romanorum» (Жизнеописания Римских понтификов), написанное по заказу папы Римского Сикста IV; И. П. представлена там под именем Иоанн VIII. До сер. XVI в. известно лишь несколько случаев (исследователь А. Буро упоминает о 3 - Boureau. 1984. P. 453), когда историчность легенды подвергалась сомнению, в т. ч. в 1451 г. Энеем Сильвио Пикколомини (впосл. папа Римский Пий II) в письме кард. Хуану Карвахалю (Der Briefwechsel des Eneas Silvius Piccolomini / Ed. R. Wolkan. W., 1918. Bd. 3. Tl. 1. N 68).

В XIV-XV вв. сторонники Соборного движения использовали историю об И. П. как аргумент в пользу идеи верховенства Соборов над папой Римским. Легендарные сведения об И. П. рассматривались как казус, подтверждавший, что на Папском престоле может оказаться человек, неспособный по тем или иным причинам исполнять пастырские функции (напр.: Dietrich von Niem. Dialog über Union und Reform der Kirche: (De modis uniendi et reformandi ecclesiam in concilio universali) / Hrsg. H. Heimpel. Lpz.; B., 1933. S. 55-56)), и что такой папа может быть низложен даже в случае, если он не являлся еретиком (напр.: Gerson J. Sermon «Apparuit» (1403) // Idem. Œuvres complètes / Ed. P. Glorieux. P., 1963. Vol. 5. P. 64-90). Легенда стала поводом для размышлений о порочности или, напротив, о безгрешности Церкви. На Констанцском Соборе Ян Гус, выступив с критикой церковных католич. структур, приводил пример «Агнессы, именуемой Иоанной», к-рая, по его словам, занимала Папский престол более 2 лет и прилюдно родила ребенка (Palacky F. Documenta Magistri Joannis Hus vitam, doctrinam, causam. Osnabrück, 1966. P. 59-61). Испанский теолог Хуан де Торквемада сделал из истории об И. П. положительный вывод: несмотря на порочное пребывание на Папском престоле женщины, католич. Церковь не пострадала (Joannes de Turrecremata. Summa de Ecclesia. II 4. 20. Venetiis, 1561. P. 395).

В XVI в. споры вокруг легенды о папессе приобрели выраженный конфессиональный характер. Вслед за Гусом протестанты использовали историю об И. П. как аргумент в полемике с католиками. В XVI-XVII вв. были изданы более 40 трактатов, посвященных И. П. Факт пребывания женщины на Римском престоле угрожал как идее апостольского преемства в католич. Церкви, т. к. И. П. могла совершить рукоположения, к-рые следовало считать недействительными, так и легитимности папской власти (напр.: Calvin J. Vera Christianae Pacificationis et Ecclesiae Refarmandae Ratio // Idem. Opera. Brunswick, 1868. T. 7. P. 633). Кроме того, образ женщины на Папском престоле мог служить примером нравственного падения папства и католич. иерархии в целом (напр.: Luther M. Werke: Tishreden. Weimar, 1919. Bd. 5. S. 667). В качестве доказательств существования И. П. полемисты ссылались на изобразительные источники (изображение в Сиенском соборе и «надгробное изображение» на месте смерти), а также указывали на факт изменения маршрута коронационной процессии и на наличие церемонии проверки пола избранного папы. Возможность существования И. П. подкреплялась примерами из житийной лит-ры, когда св. девы были вынуждены скрывать свой пол или когда точное происхождение той или иной святой было неизвестно. Предпринимались попытки объяснить легенду о папессе феноменом гермафродитизма (см.: Rustici. 2006. P. 85-105).

В это же время католич. учеными был поставлен под сомнение сам факт существования И. П. Впервые опровергнуть легенду попытался Онофрио Панвинио в комментарии к биографии И. П. для подготовленного им нового издания сочинения Платины (Platina B. Historia. 1600. P. 134-141). Панвинио отметил отсутствие достоверных документальных подтверждений легенды о папессе, хронологические нестыковки (между смертью Льва IV и избранием Бенедикта III прошло чуть более 2 месяцев), противоречивость текста легенды (в частности, о происхождении папессы), а также неправомерность ссылаться на несуществующую церемонию проверки пола избранного понтифика, объяснил смену маршрута процессий узостью «Улицы папессы», разобрал сведения об И. П. в хрониках и высказал предположения о возможных исторических корнях легенды. Тезисы Панвинио расширил в кон. XVI в. Флоримон де Раймон, советник Парламента Бордо, опубликовавший в 1587-1594 гг. 300-страничный трактат «Erreur Populaire de la Papesse Jeane» (Народное заблуждение о папессе Иоанне), к-рый стал одной из наиболее авторитетных работ периода Контрреформации, посвященных папессе. Впосл. выводы Раймона признали и нек-рые протестант. ученые (напр., Д. Блондель - Blondel D. Familier Eclaircissement de la question, si une Femme a esté assise au siège papal de Rome entre Léon IV et Benois III. Amst., 1647).

Споры об историчности И. П. и о значении легенды о ней как о своеобразном казусе продолжались до XIX в., когда после критических изданий хроник с упоминанием о папессе было доказано, что легенда сложилась лишь во 2-й пол. XIII в. В соч. «Die Papst-Fabeln des Mittelalters» (Средневековые легенды о папах) Дёллингер подвел итоги спора о реальности существования папессы и об основных путях формирования легенды о ней. Впосл. выводы Дёллингера в основном не оспаривались, хотя ряд деталей легенды получил новую интерпретацию. Так, были уточнены хронология распространения легенды (Pardoe R., Pardoe D. 1988), время и причины изменения маршрута папских процессий (D"Onofrio. 1979; Boureau. 1988), символика и детали обряда усаживания на т. н. порфировые сиденья (D"Onofrio. 1979) и некоторые другие сюжеты.

Ист.: Chronica universalis Metensis an. 1099 // MGH. SS. T. 24. P. 514; Chronica minor auctore minorita Erphordiensi an. 900 // Ibid. P. 184; Stephanus de Borbone. Tractatus de diversis materiis praedicabilibus. Turnhout, 2002. (CCCM; 124); Martini Oppaviensis Chronicon Pontificum et Imperatorum // MGH. SS. T. 22. P. 428-429; Flores temporum // Ibid. T. 24. P. 243; Geoffroy de Courlon. Le Chronique de I"Abbaye de Saint-Pierre-le-Vif / Ed. G. Julliot. Sens, 1876; Boccaccio G. Famous Women / Ed. V. Brown. Camb. (Mass.), 2001. P. 436-441; Platina B. Historia. 1600. P. 133-141; Iacopo da Varagine e la sua cronaca di Genova dalle origini al 1297 / Ed. G. Monleone. R., 1941. Vol. 1. P. 268-269.

Лит.: Döllinger J. J. Die Papst-Fabeln des Mittelalters. Münch., 1863; Müntz E. La légende de la Papesse Jeanne dans l"illustration des livres, du XVe au XIXe siècle // La Bibliofilia. Firenze, 1900-1901. Vol. 2. P. 325-329; Бильбасов В. А. Женщина-папа: Средневек. сказание // Он же. Ист. монографии. СПб., 1901. Т. 1. С. 119-164; Conway B. L. The Legend of Pope Joan // The Catholic World. 1914. Vol. 99. P. 792-798; Kraft W. Die Päpstin Johanna: Eine Motivgeschichtliche Untersuchung: Diss. Fr./M., 1925; D"Onofrio C. La Papessa Giovanna: Roma e papato tra storia e leggenda. R., 19792; Morris J. Pope John VIII: An English Woman, alias Pope Joan. L., 1985; Tinsley B. S. Pope Joan Polemic in Early Modern France: The Use and Disabuse of Myth // The Sixteenth Century Journal. Kirksville, 1987. Vol. 18. N 3. P. 381-398; Boureau A. La papesse Jeanne: Formes et fonctions d"une légende au Moyen Âge // CRAI. 1984. Vol. 128. N 3. P. 446-464; idem. La papesse Jeanne. P., 1988; Pardoe R., Pardoe D. The Female Pope: The Mystery of Pope Joan. Wellingborough, 1988; Gössmann E. Mulier Papa: Der Skandal eines weibliches Papstes: Zur Rezeptionsgeschichte der Gestalt der Päpstin Johanna. Münch., 1994; Hotchkiss V. V. The Legend of the Female Pope in the Reformation // Acta Conventus Neo-Latini Hafniensis: Proc. of the 8th Intern. Congress of Neo-Latin Studies / Ed. Rh. Schur et al. Binghampton, 1994. P. 495-505; Stanford P. The Legend of Pope Joan: In Search of the Truth. N. Y., 1999; Aubert R. Jeanne (1) // DHGE. T. 27. Col. 908-912; DuBruck E. E. Pope Joan: Another Look upon Martin Le Franc"s «Papesse Jeane» (c. 1440) and Dietrich Schernberg"s Play «Frau Jutta» (1480) // Fifteenth-Century Studies. Stuttg., 2001. Vol. 26. P. 75-85; Rustici C. M. The Afterlife of Pope Joan: Deploying the Popess Legend in Early Modern England. Ann Arbor, 2006; Obenaus M. Hure und Heilige: Verhandlungen über die Päpstin zwischen spätem Mittelalter und früher Neuzeit. Hamburg, 2008; Kerner M., Herber K. Die Päpstin Johanna: Biographie einer Legende. Köln; Weimar; W., 2010.

Ф. М. Панфилов, Н. Л.

Сентябрь 22, 2018

Возможно, что где-то в архивах Ватикана хранится подлинная история женщины, занимавшей папский престол более двух лет, которая держится в секрете целое тысячелетие. Ватикан не признает этого факта, но легенды гласят о том, что папесса Иоанна не является вымыслом. Время от времени о ней начинают говорить и даже снимают фильмы («Папесса Иоанна» 1972г. и «Иоанна – женщина на папском престоле» 2009г.), но доказательств ее реального существования нет.

По утверждениям, первые свидетельства о том, что папа-женщина была реальным персонажем, могли встречаться в работах одного из хранителей папской библиотеки еще в 11 веке. Далее был доминиканец Жан де Майи, затем эстафету перехватил Стефан де Бурбон, позаимствовавший идею от предшественника. Но наиболее популярной считается версия, возникшая в 13 веке благодаря средневековому хронисту и историку Мартину Поляку (Мартину Опавскому), занявшему в 1261 году пост капеллана. Интересно, что его подробный рассказ об Иоанне в «Хронике пап и императоров», написанной по просьбе одного из пап, на протяжении двух столетий никем не опровергался.

Папесса Иоанна

Правдивость истории о папессе Иоанне впервые подверглась критике и была оспорена в 15 веке, а уже в середине 16 столетия сомнений у католической церкви и историков не осталось – такой женщины не существовало, а рассказы о ней являются вымыслом. Но до сих пор многие считают, что правда скрывается, а мужественная и умная женщина на самом деле оставила свой след в истории.

Легенды о папессе Иоанне могли родиться вследствие хронологических неточностей, связанных с датой возведения на папский престол Бенедикта III после умершего в 855 году папы Льва IV. По некоторым заверениям, между правлением двух понтификов прошло как минимум два года, а временной промежуток был смещен, дабы изъять из истории упоминание о возможном существовании папы-женщины. Еще одним историческим казусом является отсутствие в хронологии папского имени Иоанн ХХ. Непонятно, то ли он был слишком быстро отстранен, то ли произошла путаница, что маловероятно, то ли появилась необходимость «спрятать» одного из пап. Загадок, на самом деле, много.

Скульптура, воплощающая образ легенды

Противники существования Иоанны под именем папы Иоанна VIII склонны думать о том, что слухи о женщине появились благодаря периоду, связанному с огромным влиянием и, в некотором роде, господством слабого пола при дворе некоторых из пап. Но кто станет отрицать факт существования специального стула, на котором в течение долгого времени, начиная с 857 года и заканчивая первой половиной 16 века, осуществлялось освидетельствование претендентов на папский престол на предмет их принадлежности к мужскому полу. Хотя есть и те, кто утверждает, что такие стулья использовались в качестве туалетных приспособлений.

Легенда, вымысел или реальность

Каждый из летописцев трактует историю папессы Иоанны по-своему , но общие моменты, все же, имеются. Никто не оспаривает факт ее рождения около 818 года в семье английского миссионера в тот период, когда он вел свои христианские проповеди в Германии. После смерти матери отец девочки брал ее с собой в странствия, где она смогла проявить ораторский талант, рассказывая слушателям о христианстве. В целях безопасности, Иоанна уже в то время переодевалась в мужские одежды.

После смерти родителя девочка попала в монастырь, где познакомилась с молодым монахом и влюбилась в него. Они покинули монастырь и, отправившись странствовать, оказались в Афинах. Здесь Иоанна получила образование, после чего решила добраться до Рима. Она оказалась в мужском монастыре, где никто не заподозрил переодетую девушку, представившуюся юным монахом, в обмане. На ее ум и стремление заниматься науками обратил внимание бывший в то время папой Лев IV. Он предложил «монаху» должность секретаря, а через время даже возвел Иоанну в кардинальский сан.

Благодаря своим талантам и широкому кругозору, женщина смогла быстро завоевать всеобщее уважение и расположение среди кардиналов. Более того, Лев IV назначил «кардинала» единственным преемником. После смерти главы католической церкви, на папский престол единогласно была избрана женщина, о чем никто не догадывался. Она получила имя папы Иоанна VIII, правление которого оказалось недолгим и гуманным, а кончина – ужасной.

Папесса Иоанна в образе вавилонской блудницы

В списке пап римских под именем Иоанн VIII значится другой понтифик. Годы его правления приходятся на 872-882.

857 год оказался для папессы трагичным. Мало того, что на римских дорогах свирепствовали разбойники, прибрежные города подвергались постоянным набегам врагов, посевы на полях уничтожались полчищами саранчи, а городу грозила эпидемия, личная жизнь преподнесла Иоанне свои сложности. В результате влюбленности или, по другой версии, от страха перед разоблачением, женщина проявила слабость, итогом которой стало ожидание рождения ребенка. Папесса Иоанна хотела оставить все в тайне (широкие складки богослужебного одеяния прекрасно скрывали живот) и даже уехала перед родами в Остию, сделав вид, что заболела. Но жители Вечного города негодовали, думая, что папа Иоанн VIII бросил верующих в самый тяжелый момент и что он не такой могущественный, каким хочет казаться.

Папесса Иоанна приняла решение вернуться в Рим и провести крестный ход , чтобы успокоить и поддержать горожан. В тот роковой день, идя во главе процессии, она с трудом передвигала ноги, поэтому со всех сторон ее поддерживали кардиналы. В легенде говорится о том, внезапно началась гроза, и грянул гром, во время которого папа Иоанн VIII душераздирающе закричал и упал…, родив ребенка. Для окружающих это было шоком.

Несмотря на то, что феминизм шагает семимильными шагами по планете, еще остаются места, куда женщинам, в силу принадлежности к женскому полу, путь заказан. Среди всего прочего - невозможность стать Папой Римским. Однако история Ватикана уже много веков хранит легенду о женщине, посмевшей занять Главный престол, - «Папессе Иоанне».

Действительное ее существование представляется сомнительным, да и официальные папские хроники решительно его отрицают. Но как же может быть иначе? Ведь это неслыханная дерзость!

Считается, что данная легенда возникла в Константинополе на почве вражды между православной и католической церковью. Многие историки назвали ее выдумкой. Однако не кажется ли вам, что если такая легенда появилась и жила в веках, то это неспроста, и, значит, история «разрешила» женщине присвоить высший ранг - быть духовным пастырем народов.

Предание гласит, что после смерти Льва IV в 855 году папский трон два года, пять месяцев и четыре дня занимала женщина, вошедшая в хроники как "папесса Иоанна" (Джованна, Жанна, Анна). Утверждают, что под этим именем скрывалась прекрасная англичанка благородных кровей и высокого ума. Впервые о папессе широко заговорили в 1276 году по очень странному случаю: после смерти Адриана V новый папа принял имя Иоанна XXI, а не XX, как ожидалось по хронологии. Высказывались предположения, что «исчезнувший папа» тотчас же по избрании был смещен противниками. По другим предположениям, - он оказался женщиной и о нем постарались забыть. Как бы там ни было, но Иоанн XXI по каким-то соображениям посчитал нужным восстановить истинную хронологию и ввести в список «недостающий номер».

До наших дней дошли многие факты биографии этой необычной женщины. В миру ее звали Агнесса. Предположительно, она родилась в 822 году в семье английских миссионеров в немецком городке Ингельхайм, что близ Майнца. Мать Агнессы вскоре умерла, и ребенок был вынужден путешествовать с отцом.

Профессия миссионера была не лишена опасностей. В один из дней проповеднику пробили камнем голову и сломали руку. Отцу на помощь пришла Агнесса. Чудо-ребенок уже тогда проявлял недюжинные способности к ораторскому искусству и к искусству удерживать внимание толпы. В свои неполные восемь лет она произносила дивные проповеди, стоя на столах в тавернах и постоялых дворах. Ее красноречие и детская непосредственность производили незабываемое впечатление на аудиторию. По всей вероятности, уже тогда Агнесса начала одеваться в мужской костюм.

Когда отец Агнессы отошел в мир иной, идея переодевания стала единственно спасительной для молодой девушки, которая одна странствовала по свету. Возможно, Агнесса выдала себя за мужчину, чтобы получить хорошее образование, недоступное в то время женщинам. Бродя по Европе, она попала в мужской монастырь под именем Иоанна Ланглуа. Там получила хорошее образование в области теологии и философии.

Новый послушник оказался работоспособным и образованным. Агнесса сразу стала выделяться среди братии своими познаниями и умом. Однако девушке уже исполнилось шестнадцать, и женская природа стала брать верх над благоразумием. Агнесса обратила свой взор на красивого монаха. Да и могло ли быть иначе, если ее постоянно окружало такое количество молодых мужчин? Девушка начала с того, что откровенно призналась, кто она есть на самом деле, познакомила юношу со своими прелестями и постаралась стать ему верной подругой. С тех пор молодые люди стали неразлучны. Вскоре их нежная дружба стала казаться подозрительной (никому и в голову не могло придти, что Иоанн не мужчина). Через некоторое время их тайную связь разоблачили.

Спасаясь от костра, пара сбежала из монастыря сначала в Англию, затем в Афины. Новый этап путешествий приносит Агнессе новые знания и популярность. Несмотря на близость любовника, девушка уже никогда не откажется от мужского костюма, справедливо полагая, что лишь так она сможет достичь успехов и реализоваться как личность. Агнесса участвует в публичных теологических спорах и вызывает восторг «сильных мира сего» - герцогинь, аббатов, ученых. В Афинах молодые люди посещали самые известные богословские и философские школы. Честолюбивый монах мечтал, набравшись знаний, поехать в Рим и стать кардиналом, а может, и самим папой. Но во время скитаний по Европе юноша заболел и умер от лихорадки. Романтическое предание гласит, что его спутница, оставаясь в мужском обличье, поклялась на могиле друга осуществить его дерзкую мечту. И отправилась покорять Рим.

В «вечном городе» Агнессе ничего не стоило завязать знакомства с представителями папского двора, тем более что в своем большинстве священные особы были не очень хорошо образованы. Ее приметили благодаря не только эрудиции и набожности, но и красивой внешности. Благодаря недюжинным способностям, ораторскому искусству и богатым знаниям чужеземке удалось получить кафедру в греческой школе. Вскоре слава о высокопросвещенном монахе распространилась по всему Риму. "Джованни Англико" - так назвалась авантюристка - стала своим человеком при папском дворе, завоевав доверие папы Льва IV. Она успешно занималась не только церковными, но и государственными делами. В частности, руководила работами по строительству высоких каменных стен, которые до сих пор окружают Ватикан. Агнесса стала нотариусом при папе. Красноречие, лесть, показная добродетель позволили Иоанне стать кардиналом.

В свете будущих выборов не лишним будет упомянуть о так называемой пиар-кампании Агнессы во время избрания папы. Папа Лев IV, благоволивший нотарию Иоанну, однажды возомнил себя подобным святому Петру и решил самостоятельно пройти по морю как по суше. Естественно, ничего хорошего из этой затеи не вышло, а папа, искупавшись в холодной воде, вскоре умер. В то время наследника его престола избирали прилюдно, на площади. Народ угощали вином, симпатичные женщины в обмен на голоса предлагали поцелуи. В этой атмосфере каждая группировка превозносила достоинства своего кандидата. Агнесса же предпочла действовать другими методами, отличными от остальных. Иоанна оказалась вне конкурса: ее ученики — братья по ордену — во всеуслышание пообещали: кардинал Иоанн не собирается заводить гарем, как это делали другие папы, и намерен разделить доходы между бедняками... В итоге Иоанна победила и водрузила на свое чело тройную тиару — символ Рима, Вселенной и Неба.

Средневековые хроники со страхом доносят до нас, что избранию папы Иоанна VIII предшествовали всевозможные знамения. В Италии города и селения разрушали землетрясения; во Франции саранча уничтожила нивы; в Испании тело св. Винченцо, украденное кощунственным монахом, желавшим распродать его по частям, явилось ночью на паперти церкви, громко умоляя о погребении на прежнем месте.

Царствование папессы Иоанны оказалось недолгим, хотя отмечено было всяческими достижениями и благоденствиями. Правление Агнессы было мягким и гуманным, без жестокости и пыток инквизиции. Она издала буллы, направленные против развращенного духовенства. В конце 855 года Агнессе даже удалось уговорить немецкого императора Лотара постричься в монахи, чтобы искупить свои грехи.

Таким образом, Иоанна достигла высшего своего предназначения и оказалась на своем месте. Обман, наверное, никогда бы не раскрылся, если бы не воспетый в веках зов природы. Иоанна не замедлила стать любовницей одного из высокопоставленных служителей Ватикана и через год после своего избрания обнаружила, что беременна. В это трудно поверить. Зачем женщине, достигшей такого положения и с таким трудом ведущей двойную жизнь, рисковать? Впрочем, есть версия, что папесса вступила в любовную связь под страхом разоблачения, так как молодой человек каким-то образом установил подлинный пол Иоанна VIII.

Широкие складки сутаны долгое время позволяли скрывать от людских глаз раздавшуюся фигуру папессы. Однако приближался момент родов, нужно было спрятаться. Помог любовник. Он объявил о болезни папы и пообещал Агнессе позаботиться о малютке. Однако судьба распорядилась иначе. Уже на девятом месяце, когда показаться на люди было невозможно, в Риме началась эпидемия. Народ требовал, чтобы папа совершил крестный ход. Бедная Агнесса металась в ужасе, не зная, что предпринять. Насколько было возможно, она пыталась оттянуть день молебна, надеясь со дня на день разрешиться от бремени. Однако папесса вынуждена была подчиниться обстоятельствам.

20 ноября 857 года стояла чудесная погода, жители Рима высыпали на улицы, чтобы принять участие в торжестве. Иоанн VIII, со всех сторон поддерживаемый кардиналами, едва передвигал ноги. У Агнессы начались предродовые боли. В проходе между Колизеем и церковью Святого Климентия она упала, начались родовые схватки. Разорвав одежды, женщина в страшных конвульсиях разрешилась от бремени. Рядом с распростертым на земле папой лежал окровавленный трупик ребенка. По другой из версий, ее и ребенка разъяренная толпа забила камнями. Убиенных похоронили в церкви святого Клемента. А по третьей версии, ребенок выжил, был отдан в монастырь, принял постриг и сделал церковную карьеру: стал епископом в городе Остия.

Какая ужасная кончина, страшное наказание женщине, посягнувшей на святая святых - папский престол. Долгое время на месте смерти папессы стояла часовня, простроенная благодарными римлянами за мудрое и спокойное правление Агнессы. Однако духовенство стремилось уничтожить саму память о самозванке, поэтому со временем часовня была разрушена, а могильная плита с места упокоения папессы исчезла.

Как бы там ни было, что бы ни говорил официальный Ватикан, опровергая существование папессы Иоанны, но тема узурпации папского престола женщиной вот уже многие века будоражит умы и сердца не только историков, поэтов, философов, но и находит свое отражение в народных мифах и поверьях. Легендарная Иоанна стала героиней лубка, куплетов и даже одним из важнейших персонажей гадальных карт "таро", популярных в средневековой Европе, на Ближнем Востоке, а сейчас добравшихся и до нас. В "таро" изображение папессы помещается среди 22 главных фигур рядом с папой, императором и императрицей.

Эта тема неоднократно находила свое отражение в творчестве А.С.Пушкина, в частности в черновике «Сказки о рыбаке и рыбке» была сцена, в которой старуха пожелала стать "Римскою Папой". В окончательном варианте Пушкин этот фрагмент опустил, а в черновиках сохранилось:

Отвечает золотая рыбка:

«Добро, будет она Римскою Папой».

Одним из косвенных доказательств существования папессы Иоанны стал странный обычай, продержавшийся с X до начала XVI века. Это был так называемый ритуал проверки половой принадлежности вновь избранного папы. Использовалось специальное кресло с отверстием в центре (сейчас хранится в одном из римских музеев). В него сажали новоиспеченного папу, под сиденье забирался дьякон, чтобы проверить у того наличие мужского естества. При слове "ovum", означавшем "яйцо", раздавались одобрительные возгласы высших сановников (отсюда, кстати, и происходит слово "овация"). Казалось, что Римская церковь не хотела допустить обмана еще раз. Значит, у нее были основания опасаться, как бы женщина не надела папскую тиару? Эпизод краткого присутствия дамы на троне Святого Петра остается одним из самых тщательно охраняемых секретов Ватикана.

Удивительно, сколько самого невероятного происходило и происходит в мире. Некоторые моменты истории церкви — не исключение. Принято считать, что церковь, с ее устоявшимися правилами и канонами не может допустить ошибку. Однако, некоторые моменты истории церкви это правило опровергают. Папа Римский — женщина. Возможно ли такое? Да, такое было…

Вступление Папы Римского в должность сопровождается большим количеством обязательных и помпезных процедур. Но есть среди них одна, которая была введена с целью не допустить в настоящем и будущем ошибки, которая имела место в истории католической церкви.

Папа Римский — женщина. Возможно ли такое?

Так вот, странная на первый взгляд процедура — сняв нижнее белье, патифик должен сесть на огороженный стул специальной конструкции, снабженный двумя отверстиями. Одно отверстие со стороны сиденья, второе, меньших размеров, между ног. После этого, кардинал, которого выбирают жребием, проверяет пол будущего Папы, просовывая руку в нижнее отверстие. Если кардинал уверен в том, что человек сидящий на стуле мужчина, он громко произносит фразу на латинском языке — «Habet duos testic Ulos et bene penden Tes».

Зачем стоит проверять понтифика, весьма почтенного и пожилого человека. Но данная традиция своими корнями уходит в далекое прошлое, и связана с очень неприятным случаем в истории Католической Церкви и Ватикана в целом. Это произошло в 854 году. Как ни странно, именно тогда римский престол возглавила женщина! Папа Римский — женщина — Иоанн VIII «Английский». Как считают историки, «папессой» была английская девушка, предположительно из Метце, которую звали Агнесса или Гильберта. Эта девушка, после того как прибыла из Рима в Ватикан, чтобы получить образование, вынуждена была сменить женское платье на мужское. Вполне возможно, что в процессе обучения в университете, она стала любовницей или женой действующего Папы Льва IV, приблизившего ее к себе.

Агнесса выделялась среди остальных кардиналов широким богословским и научным кругозором, одним словом, ей не было равных среди кардиналов. Это и стало причиной, по которой после смерти Льва IV ее избрали римским пантификом. Ее правление продлилось довольно не долго — 2 года, 5 месяцев и 4 дня. Вполне возможно, что правление Папы Иоана VIII продлилось и дольше, однако, на свою беду, она имела тайные встречи с одним монахом-бенедектинцем. Результат таких встреч не заставил себя ждать. Однажды во время торжественной процессии, которая двигалась к храму святого Клемента от Колизея, «Папесса» родила ребенка. Разгневанные жители Рима растерзали незадачливую «Папессу» и ребенка. В дальнейшем, место гибели «Папы», было увековечено мемориальной плитой.

Все же, в 16 веке, по решению Пия V «Святого», эта мемориальная плита была уничтожена, и имя Папы Иоанна VIII «Английского» навсегда вычеркнуто из списка Пап. И именно с целью недопущения того, что Папой Римским на Христовом престоле могла оказаться женщина, и был введен ритуал со стулом, на котором под страхом смерти обязан «посидеть» каждый претендент на престол.

А все же, согласитесь, что выражение «Папа Римский — женщина» — звучит как-то завораживающе гордо.

Интересные страницы нашего сайта:

Что такое гостевой брак?

Биологический возраст человека

Самая дорогая картина в мире - картина "Крик" Эдварда Мунка

Коррупция невиданных масштабов. Чиновничий и правовой беспредел. Не дай бог попасть под эти жернова