Михаил козаков, биография, новости, фото. Тайные романы михаила козакова После «Покровских ворот»

В октябре актеру Михаилу Козакову исполнилось бы 80 лет. Он любил жизнь. Во всех ее проявлениях. И, конечно, очень любил слабый пол, не представляя свое существование без красивой и яркой спутницы рядом с собой. Кто они, жены великого актера?

Когда актер понял, что смертельно болен, он приехал в Израиль к четвертой жене Анне Ямпольской. Фото: семейный архив.

Он женился шесть раз. Как правило, его избранницы — не актрисы, все — разных национальностей и чаще всего — с экзотическими именами. «Я всегда искал таких жен, чтобы театр не продолжался дома, — говорил актер. — Хотя и Грета, и Регина, и Аня имели отношение к искусству».

Свою первую супругу, эстонку Грету Таар, Михаил полюбил еще в школе — они учились в одном классе. Став взрослыми, Грета и Михаил поженились и прожили вместе десять лет. В этом браке родились дочь Катя (она подарила актеру внучек Дашу и Полину) и сын Кирилл (который позже тоже стал актером, а еще породнил клан Козаковых с другими кинематографическими династиями -женившись сначала на Алене Яковлевой, а потом на Маше Шенгелая).

Свой самый короткий брак Козаков называет «грузинским» — с красавицей Медеей он прожил всего год. Зато на свет появилась девочка Манана. Сейчас грузинская дочь Козакова живет в Тбилиси, она тоже актриса, ее муж — Леван Цуладзе — режиссер. Манана подарила своему отцу внучку Тинатин. Правда, сам Козаков в мемуарах «Актерская книга» довольно сурово вспоминал о том браке: «…Идиотская женитьба на малознакомой грузинской женщине с древнегреческим именем… Было венчание в тбилисской церкви, весь этот беспросветный сюр. Была и короткая жизнь в Москве в каких-то квартирах, которые я добывал и разменивал. Нет, жизнью это не назовешь. Это вообще никак не назовешь… Когда она захрипела, я опомнился, слава Богу, опомнился! Я душил ее, не из ревности — из ненависти».

Самый долгий брак, правда, бездетный, связывает Михаила Козакова с Региной (восемнадцать лет совместной жизни!). Регина настолько любила своего супруга, что, по слухам, даже простила ему роман с Анастасией Вертинской, который он даже не пытался скрыть. Закончился этот брак неожиданно: Регина, переводчик-синхронист по профессии, поехала поработать в Америку — причем по приглашению самого Роберта Де Ниро. Новая перспективная работа ее затянула, и она осталась в США. Через три месяца Регина сообщила Козакову, что подает на развод.

Рассказывают, что известный актер очень тяжело переживал этот разрыв. Он не мог поверить, что его — БРОСИЛИ! Из глубочайшей депрессии его вывела молодая актриса из Кишинева Анна Ямпольская, которая после свадьбы забросила театр и полностью посвятила себя мужу и родившимся вскоре детям — сыну Мише и дочке Зое. Хотя разница в возрасте у супругов была двадцать пять лет, их считали очень красивой и гармоничной парой. В театральном мире все были уверены, что на этом амурный список Михал Михалыча будет закрыт. Ведь они так много пережили вместе: в начале 90-х эмигрировали в Израиль, потом вернулись, рука об руку создавали театр «Русская антреприза Михаила Козакова». Поэтому известие о разводе прозвучало для многих как гром среди ясного неба. Хотя сам Козаков позже признался, что проблемы у них с Анной существовали постоянно, и люди, знавшие их семью, в курсе их разногласий.

После развода Анна вместе с детьми уехала в Израиль, а Михаил Козаков вскоре… появился в свете с новой барышней — похожей на прежних его избранниц и младше его на сорок лет. Виктория и стала новой женой актера. «Я не знаю, как бы я доживал свой век, не будь рядом Вики», — признался Козаков журналистам. — Вот теперь я по-настоящему счастлив!"

Правда, довольно быстро Викторию сменила жена шестая, историк из Нижнего Новогорода Надежда Седова. С ней Козаков прожил четыре года, но потом назвал аферисткой, претендующей на его квартиру в Москве, разводился через суд.

…Последние месяцы жизни Михаил Козаков провел вместе в Израиле — с четвертой супругой Анной Ямпольской и своими детьми. Когда врачи поставили ему диагноз «рак легких», именно Анна устроила его в хоспис, где актер окружили теплотой и заботой. Он ушел из жизни 22 апреля 2011 года на руках своего младшего сына, Михаила Козакова…

Замечательный актёр и режиссёр Михаил Михайлович Козаков родился в Ленинграде в октябре 1934 года. Он воспитывался в интеллигентной семье, где работа родителей была самым тесным образом связана с литературой. Отец Михаил Эммануилович Козаков был писателем. Мама Зоя Александровна Гацкевич трудилась редактором одного из питерских издательств.

Предки Михаила Козакова были евреями. Стремясь ассимилироваться, они изменили фамилию на «Козаковы». Но в жилах Михаила Михайловича текла не только еврейская, но и сербско-греческая кровь, доставшаяся от мамы. Семьи будущего артиста коснулись сталинские репрессии. Мама и бабушка Михаила Козакова (одесситка Зоя Параскева-Борисова) были дважды арестованы. Первый раз до войны, второй после. К счастью, обе выжили.


Годы Великой Отечественной войны Михаил Козаков провёл вдалеке от блокадного Ленинграда. 4 года он жил в Краснокамском районе, в деревне Чёрная. После окончания войны Козаков вернулся в родной город и поступил в хореографическое училище.

Детские и юношеские годы запомнились ему огромным количеством прочитанной литературы, которой в доме папы-писателя и мамы-редактора было великое множество. Родители, невзирая на загруженность, всегда находили время на «взрослые» разговоры с сыном. Они обсуждали прочитанные книги, спорили об искусстве. Единственная тема, которую старались обходить – политика.

Фильмы

По окончании школы и хореографического училища Михаил Козаков отправился в Москву и поступил в Школу-студию МХАТ. Кинематографическая биография Михаила Козакова стартовала в студенческие годы. Он снялся в замечательной ленте «Убийство на улице Данте». Здесь состоялся дебют не только Козакова, но и таких в будущем известных актёров, как и .


Дебют в роли Шарля Тибо оказался для Козакова успешным. Его охотно приглашают в новые проекты. Он появляется в картинах «Восемнадцатый год» и «Трудное счастье». Но настоящая известность к артисту пришла позже, после выхода на экраны легендарного фильма «Человек-амфибия». Картина вышла на экраны в 1961 году и сразу же стала хитом. Козаков сыграл роль главного, но отрицательного героя – Зуриту.


Одновременно со съёмками в кино артист работает в театре. Пожалуй, здесь он задействован намного больше, чем в кинематографе. Сразу же после окончания театрального вуза Михаил Козаков был принят в театр имени . На этой сцене он сыграл Гамлета – роль, оказавшую огромное влияние на выбор амплуа.

Через 3 года после «Маяковки» Михаил Михайлович перешёл в «Современник». Здесь, начиная с 1959 года, он трудился 15 лет. В 1971-ом Козаков переходит во МХАТ, но уже через год меняет эту сцену на Театр на Малой Бронной.


Михаил Козаков и Евгений Евстигнеев в спектакле "Декабристы"

В 1970-ых артист возвращается на экраны. В эти годы выходят замечательные картины, которые впоследствии вошли в золотой фонд отечественного кинематографа. «Вся королевская рать», «Соломенная шляпка», «Здравствуйте, я ваша тетя!» зрители смотрят с огромным удовольствием.

В эти же годы Михаил Козаков попробовал свои силы в качестве кинорежиссёра. Его картина «Ночь ошибок» вышла на экраны в 1975 году. А через 3 года зрители увидели ещё один прекрасный фильм Козакова «Безымянная звезда».


Первоначально планировалось, что главную роль в этой ленте исполнит . Но его пришлось заменить . В паре с ним сыграла . Лента имела большой успех. Но он не сравним с тем, который получила картина Михаила Козакова «Покровские ворота». Этот фильм сразу же превратился в культовый, сделав своего творца по-настоящему знаменитым.

После «Покровских ворот» режиссёру удалось снять ещё несколько проектов, которые прославились. Трагифарс «Визит дамы», комедия для детей «Если верить Лопотухину», экранизация произведения «Маскарад» закрепили имя Михаила Козакова в нише наиболее талантливых советских режиссёров. Особенно успешным был «Визит дамы».


В 1992 году Михаил Козаков иммигрировал в Израиль. Он пробовал продолжить там свою творческую работу, сколотил труппу из актёров-эмигрантов, но выдержал лишь 4 года. Вернувшись на родину в 1996-ом, Михаил Михайлович создал и возглавил «Русскую антрепризу Михаила Козакова». В 2000-ых он снимает и снимается. В эти годы вышло два его проекта: картина «Медная бабушка» и мини-сериал «Очарование зла» о жизни русских эмигрантов.

Личная жизнь

Артист был женат 4 раза. В первом браке с эстонкой Гретой Таар, случившемся сразу после окончания Школы-студии, он прожил 10 лет. Жена работала костюмером на «Мосфильме». В этом союзе родилось двое детей – , который пошёл стопами отца и выбрал актёрскую профессию, и дочь Екатерина, филолог. Примечательно, что стопами двух знаменитых дедушек, а также отца и мамы, пошла внучка Михаила Михайловича – .


После развода с Гретой Таар в жизни артиста случился неудачный брак с художником-реставратором Медеей Берелашвили. Они прожили лишь 3 года, но разошлись с огромными скандалами и взаимными обвинениями. В этом браке родилась дочь Манана Козакова, тоже ставшая актрисой. После болезненного развода Михаил Козаков пристрастился к спиртному.

Вывести его из состояния затяжной депрессии сумела третья супруга, Регина. Вместе они прожили замечательных 18 лет, но детей в этом союзе не было. По слухам, Регина на многое закрывала глаза ради мира в семье.


Михаил Козаков, его жена Анна Ямпольская и их дети

Поговаривают, она простила мужу роман с Анастасией Вертинской, который бурно обсуждался в актёрской среде. Но Регина оставила мужа, уехав работать в Америку. Через 3 месяца после её отъезда пара подала на развод.

Личная жизнь Михаила Козакова заиграла новыми красками в 55 лет, после того, как он встретил четвёртую супругу Анну Ямпольскую, младше его на 25 лет. В браке родились сын Миша и дочь Зоя. Первый ребёнок появился на свет, когда отцу исполнилось 62 года.

Смерть

В 2010 году Михаилу Козакову диагностировали рак лёгких. Страшная болезнь была обнаружена слишком поздно. Тем не менее, артист согласился на операцию, которая была произведена в клинике города Рамат-Ган. Михаил Михайлович чувствовал близкую кончину и заблаговременно приобрёл место последнего приюта на Введенском кладбище.


До последнего момента актёр и режиссёр держался на ногах. Он успел сняться в картинах «Зоя», « » и «Любовь-морковь».

Смерть Михаила Козакова поставила точку на его творческой биографии 22 апреля 2011 года. Он скончался в израильской клинике, где его ранее оперировали.

Фильмография

  • 1956 - «Убийство на улице Данте»
  • 1958 - «Трудное счастье»
  • 1961 - «Человек-амфибия»
  • 1966 - «Выстрел»
  • 1967 - «День солнца и дождя»
  • 1971 - «Вся королевская рать»
  • 1974 - «Лев Гурыч Синичкин»
  • 1974 - «Соломенная шляпка»
  • 1975 - «Здравствуйте, я ваша тетя!»
  • 1982 - «Покровские ворота»
  • 1995 - «Мания Жизели»
  • 2007 - «Любовь-морковь»

Анна Козакова: «Миша позвонил мне и простонал: «Я оступился, я не могу жить. Я пытался купить пистолет, но я трус и не могу уйти из жизни»

Анна Козакова-Ямпольская красива, молода, успешна. Ставит в Израиле спектакли, мюзиклы. У нее двое замечательных детей. У нее и Михаила Козакова, которому сегодня исполнилось бы 80 лет. 24 из них они прожили вместе. Безумно любили друг друга, так понимали, как никто. Враждовали до смерти, устали, разбежались. Но умирать он приехал к ней. И она все сделала, чтобы этот миг настал как можно позже. Сейчас она говорит, что выросла из него, что живет им. И так было всегда.

«О, товарищ Амфибия!»

— Аня, уже три с половиной года прошло, как нет Михаила Михайловича. Вы познакомились в 87-м. Потом были разные периоды в ваших взаимоотношениях, вплоть до того, что вы вынуждены были расстаться. А сейчас, за всю вашу с ним совместную жизнь, как преломляется Козаков в вашем восприятии?

— Сегодня мне столько лет, сколько было Мише, когда мы с ним познакомились. Я не понимаю, как я решилась на это… И как он решился. Я только сегодня начинаю понимать масштаб этой личности, характер, какие-то вещи, с которыми можно смириться… Нет, смириться — плохое слово. Можно, понимая, жить правильно. Я удивляюсь, что мы вообще так долго продержались вместе. Но я точно знаю, что не жалею ни одной секунды о том, что это случилось. Даже не сумев сделать, наверное, жизнь Михал Михалыча счастливой.

— А почему вы так категоричны? Может, если бы Козаков был сейчас жив, то с высоты прожитых лет, сказал бы: «Нет, именно с Аней я был счастлив»?

— Да, у нас были счастливые моменты. Мы вместе начали работать. Тогда уже я видела, как люди неточно с ним общаются, не вполне понимая его самоотдачу, экстремальные отношения к работе, самосжигание. Люди не дотягивали до уровня его требований, и я встала рядом, плечом к плечу. В общем, я встала на защиту.


С женой Анной. Фото: Борис Семенов.

— Да, вечные сомнения в себе, но и в других. Значит, он мучил и себя, и окружающих в этом смысле.

— Все время. Он никогда не чувствовал себя признанным. Мы же жили в стране, где давали регалии, звания — народный, не народный… У него ничего этого не было. У него было только одно звание — народный артист РСФСР, что, в общем, маловато.

— Неужели для него важны были эти побрякушки?

— Побрякушки никогда не были важны, но он понимал: вот есть способ, что тебя отметили, заметили. А артист — это диагноз, и в этом диагнозе одно из проявлений — ну заметьте меня, посмотрите. Ведь человек все время показывает свою работу чужим людям, такую работу, через которую открывает свой мир, обнажает себя.

— Что такое «заметьте»? В разные времена — советские, перестроечные, постсоветские — скажи кому угодно: Козаков — и все знали, о ком идет речь. А ему хотелось, чтобы его на руках носили?

— Нет, просто то, что он любил больше всего делать — чтение стихов, — здесь был достаточно узкий круг понимающих людей.

— Но это же нормально. Ну, были когда-то в шестидесятые моменты, когда поэты собирали стадионы, но они прошли давно. Он же это понимал.

— Да, таких людей меньше пяти процентов. Мы же приезжали с ним куда-нибудь в аэропорт, на вокзал, и тут же находилась тетя, которая, увидев его, кричала: «О, товарищ Амфибия!»

— Ну а это: «Донна Роза, я старый солдат и не знаю слов любви» — так тоже узнавали?

— Но здесь он актер, и там, на съемках, было ужасно весело. Это был вообще такой веселый междусобойчик, который вылился в очень популярную картину неожиданно для них самих.


«Здравствуйте, я ваша тетя!»

— Когда Раневскую дети дразнили: «Муля, не нервируй меня», она им отвечала: «Пионэры, идите в жопу». Такое Козаков позволить себе не мог.

— Не мог. Он как настоящий аристократ очень уважительно относился к людям абсолютно любого сословия. Его обожали монтировщики, костюмеры, он с ними любил посидеть после спектакля. Я ему даже говорила: ну, перестань со всеми фотографироваться, хватит, мы так не уйдем никуда. А он мне: «Аня, я не могу, не имею права».

«Ты меня обманула. Я женился на таком тихом ангеле, а посмотри, что ты творишь»

— По-моему, это ехидный Гафт говорил: «Миша такой интеллигентный, так боится кого-то обидеть, что если у него был роман с девушкой, то он всегда женился».

— Да, вот Бог и забрал его, а так бы еще женился и женился (смеется). Когда он приехал к нам в Израиль уже после разрыва, сказал: «Ань, я хочу пожениться с тобой», а я ему: «Дорогой, мы женаты, по израильскому паспорту мы с тобой и не разводились». Насколько мне известно, ловеласом он не был. Ему очень важен был человек, который был рядом, даже не его физические достоинства. Конечно, этот человек не должен быть очень противным, наверное, но прежде всего он хотел общаться. Сейчас я понимаю, что могла больше ценить его, быть по отношению к нему более чуткой, тонкой. Когда он вернулся и когда был наш последний с ним год… Это был год удивительных открытий друг друга, откровений. Он мне наговорил столько прекрасных слов, которые не говорил за все 24 года нашего знакомства. Я ему сказала тогда: «Знаешь, Миш, ты столько раз был женат. Наверное, тебе не надо было иметь детей». А ведь он их очень любил. Понимаете, его так много, что он вытеснял всех. Но вот у меня появился первый ребенок. А я же еврейская мама, сумасшедшая. И все, кусок съеден от нашего с Мишей времени. Там, наверное, начались первые проблемы: а мне, а я?..

— То есть при всем уме, чуткости это был большой ребенок, а в чем-то — эгоист?

— Конечно, эгоист. Это обязательное условие таланта. По-другому не будет результата. Он требует такой концентрации, такого к себе отношения… И я от этого стала уставать эмоционально. Вот закончился спектакль, после которого я еще два-три часа крутилась, я же продюсер. Прихожу домой на ушах, а он говорит: «Посмотри передачу, принесли запись. Садись». Я просто была в ужасе: ну как же ты так можешь со мной, я хочу спать, у меня сейчас глаза слипнутся… И вот там начались все эти проблемы. Сначала я сидела, потом засыпала. А он мне: «Тебе неинтересно?!» «Я хочу пить», — говорю я. «Сейчас нельзя. Вот закончится…» А потом появился второй ребенок, представляете? Было много эмоций, много ошибок, и они разрушили брак. Я смею думать, что он очень сильно меня любил. Мы были особенной парой, и это не ущемляет никаких его других отношений с женщинами, абсолютно. Но наш период жизни был очень яркий. Для обоих. Мы много прошли. Я думаю, он ни с кем такого не проходил: эти наши эмиграции, возвращения, этот наш театр, который я все равно построила для него. Но дальше уже начались производственные споры, и он мне говорил: «Ты меня обманула. Я женился на таком тихом ангеле, а посмотри, что ты творишь!»

— Так все-таки — почему вы уехали в 92-м? Козаков говорил тогда, что ничего нет, даже детского питания, и вот ради детей…

— Нет, это не главное. У него перестал звонить телефон, просто замолчал. То есть, можно сказать, исчезло «детское питание» для Миши — духовное питание, кислород. А если говорить о продуктах… Всегда находились какие-то люди, открывавшие для него склады, чего он страшно стыдился. Но он закончил фильм по Шварцу, а ему сказали: «Это была последняя картина Советского Союза». Театры были пусты, у артистов — голодные обмороки. И вот как-то он увидел спектакль «Костюмер» с Гердтом и Якутом, пришел за кулисы высказать благодарность. А режиссер Женя Арье тут же спросил: «Миша, как ты?» А Миша на такой вопрос никогда не отвечал: «Спасибо, хорошо». Тогда Женя предложил ему работу в Израиле, и Козаков просто воспрял. Пришел домой, воскликнул: «Аня, готовься, мы уезжаем». Потом, помню, Познер в какой-то передаче сказал: «Ну, Козаков за длинным долларом поехал». Я так и представила этот длинный-длинный доллар. А мы сидим, смотрим телевизор, и Миша выдохнул: «Ну он дает!»

— Но он никогда не был доволен собой и не мог от себя убежать — неважно, Израиль это, Россия… И, значит, опять все попадало на вас.

— Сейчас бы я по-другому к этому относилась — как доктор. Но тогда… Конечно, он срывался, не умел ничего делать так, чуть-чуть. Если он пил — значит, пил, и тогда держись. Потом он извинялся, не знал, как с этим быть. Все его страхи, фобии вырывались этим страшным зверем чудовищного роста. Были люди, так его любящие, они ему все прощали, понимали, что это не про него. Что что-то из него вылезает, выходит, и ему это надо выдавить из себя, как дурную кровь. Я боролась с этими вещами, требовала остановки, а сегодня понимаю, что это тоже было неправильно. Потому что у него это был единственный способ снять с себя стресс, собрать себя. Он не спал, ему снились сны, которые его мучили. Он работал во сне. Я ему говорила: ну выпей ты две рюмочки, как человек. А он мне: «Так неинтересно, лучше совсем не буду пить». И вот он сидит, смотрит на нас: «Ну что вы, у вас бутылка уже час стоит, какие вы странные». А утром просыпался как новенький, свежий, с хорошим настроением. Я всегда думала: вот это организм!


«Соломенная шляпка».

«Мы должны были разбежаться, чтобы не убить друг друга»

— Вы расстались в 2003-м, уже после нового возвращения в Москву?

— Да, но связь наша никогда не прекращалась. Не подумайте, будто я заносчива, будто я хочу сказать, что я главная жена. Никакая я не главная жена, у меня есть место в его жизни, у него — в моей, больше ничего. Тогда мы должны были разбежаться, должны были остановить этот брак, чтобы не убить друг друга, не травмировать детей. Наш брак устал, выдохся, так бывает. Мы начали просто травить друг друга. И мы приняли решение разъехаться. Я ему купила в Москве маленькую квартиру, куда он и пошел. Мы договорились, что скажем детям, будто у папы студия, и он там работает. Тогда про нас стали писать такие гадости… А дети уже ходили в школу, и им начали показывать это. Вот тогда, несмотря на свой успешный бизнес в России, я поняла, что надо менять жизнь. Мы приехали в Израиль в декабре 2003 года на рождественские каникулы к моим родителям с одной сумкой — и вдруг я поняла, что остаюсь здесь. Он потом кричал: «Как ты могла, ты украла детей!» Но потом он начал приезжать к нам, начались другие отношения. Нет, мы тоже ссорились, но уже по другому поводу. Вот он прочитает книжку и начнет мне рассказывать, а я ему: ну не надо, не говори ничего.

— Да, высокие отношения, как сказали бы герои фильма Михаил Михалыча…

— Да, высокие. Он звонил, когда был один. Я уже знала, что у него отношения с другой женщиной, но, как ни странно, у меня не было ни ревности, ничего. Просто был наш мир, который уже никто не мог разрушить.

— Мне кажется, что это новая девушка была совсем другой, духовно ему чужой.

— И такая разница в возрасте — почти пятьдесят лет. Он позвонил мне тогда и сказал, что обманут. «Я совершил самую страшную ошибку в своей жизни, и я за нее плачу», — сказал он. Это не про деньги было, а про унижение. В результате стресс и… болезнь. Пришел человек из какой-то другой жизни и стал, не считаясь ни с чем, рубить саблей. Ведь все женщины, которые у него были до этого, все равно все-таки из его среды (всего официально у Козакова было пять жен. — Авт. ).


— Сколько длилась последняя ваша жизнь с Козаковым — самая последняя?

— Год. Он приехал 11 мая, а ушел из жизни 22 апреля. А еще за год до своего приезда он мне позвонил и сказал: «Аня, мне так плохо, я в неврологической клинике. Понимаю, ты можешь злорадствовать, но лежачего не бьют, а я лежу сейчас на больничной койке в буквальном смысле. Я оступился, я не могу жить. Я пытался купить пистолет, но я трус, я не могу уйти из жизни. Но и так я жить не могу. Я так устал. Пожалуйста, могу я приехать к вам? Мне больше некуда, у меня больше никого нет». И я не могла ему сказать «нет», потому что иначе бы он погиб. Где-то внутри себя я знала, что это произойдет, и поэтому была готова. Бессознательно. Потому что этот человек — часть моей жизни. Это я. А я — он, мы просто вросли друг в друга. Разговоры, будто я украла мужа, это все сказки.

— Понимаю, что вам трудно, но вспомните, пожалуйста, это последний год.

— Когда он приехал, был похож на старика, еле ходил. Постепенно ему становилось лучше. Мы сидели с ним на балконе, выходящем на море, и часами беседовали… И были просто счастливы… А затем поставили диагноз. Сначала думали — воспаление легких. Потом узнали, что на самом деле… Наш уже взрослый сын Миша так за ним ухаживал, чистил ему зубы. И это Миша, такой брезгливый…

Слеталась желтая пресса, им нужна была фотография умирающего Козакова. Я сказала: этого не будет никогда. «Не будет? — отвечали они. — Ну-ну, мы еще посмотрим». В декабре началась химиотерапия, а уже в апреле Миши не стало.

Дальше начался абсурд. Как в «Визите старой дамы», пьесе, которую он снял. Когда гроб везли в поезде. Здесь гроб везли в самолете. А мне казалось, что это вообще не со мной происходит. А Зоя, дочка… Она нарисовала его портрет с фотографии, одной из последних фотографий перед приговором. Это такая сила, такой выплеск эмоций... Она там схватила всё. А эта картина теперь всегда с нами.

Продолжение

После развода с Гретой Михаил Козаков на гастролях в Тбилиси,

в доме друзей познакомился с художницей Медеей.. Поженились, у них родилась дочь Манана.

. Манана Козакова, актриса Тбилисского театра им. Марджанишвили.

Наш разговор в апреле 2012 года

— Родители расстались, когда мне не было и двух лет.

Первая моя встреча с папой, о которой я помню, была в том самом доме, где когда-то и познакомились они с мамой. У маминой тети, с которой папа просто дружил. И я помню, что мама меня очень подготовила к этой встрече, сама мне шила необыкновенно красивое платье (тогда мне казалось, что очень нарядное). Но точно помню - синее с ромашками. Мне было 5 лет. Я нервничала почему-то. И тот день я помню очень хорошо.



Важно, что это мне запомнилось как кадры какие-то.

Папа мне показался очень интересным человеком - я таких не видела, и сразу каким-то родным, хотя он ничего особенного и не делал. Просто читал мне стихи Пушкина. Он и тогда, и потом всегда читал стихи, и разговаривал об искусстве. Вообще, все, кто папу знал близко, утверждают, что для него главным было искусство, его работа. Такие отношения, он по-другому редко и общался. Даже на пляже, а мы вместе отдыхали два года подряд, когда он ставил у нас в театре Чайку, в 2007-м. Мы с ним заплывали в море далеко, и он что-то мне увлеченно рассказывал. И это всегда было вокруг искусства. Никакие бытовые вопросы его не интересовали.

А в детстве у меня появился отчим и сестренка Нино. Отчим - очень хороший человек. Но я не могу сказать, что он заменил мне отца, нет, отца никто не может заменить. И я, конечно, никогда не называла его папой. Да я и папу называла обычно по имени - Мишей. Он иногда обижался, но потом смеялся. Отчим меня воспитал, и моя дочка Тинатин называет его дедушкой.

Когда ей было 4 года, я стала ей рассказывать, что иногда люди выходят замуж не один раз, а два, и даже больше. Потом был папин юбилей-65 лет, и мы приехали в Москву. Я стала ее знакомить со всеми родственниками: вот твоя тетя Катя, вот твоя тетя Зоя(а Зое тогда было столько же лет, как и Тинатин). В общем, она с трудом могла разобраться в наших сложных родственных связях, но родни сразу получилось очень много. Она запуталась, где тетя, где сестра. А когда мы вернулись в Тбилиси, она спросила мою маму: это у тебя столько детей? А потом подошла к моему отчиму и спросила у него: А Миша-твой брат? Потом, уяснив, что люди женятся несколько раз, спросила еще одну бабушку- маму моего мужа Левана: « А ты только один раз была замужем? Да? Ой, бедненькая! Как тебе не повезло»

Сейчас ей 17 лет, она заканчивает школу. Занимается танцами в ансамбле Рамишвили-Сухишвили. Ее интересует модерн.

Она общается с Зоей по Интернету. Как и наши мамы когда-то, мы стараемся, чтобы дети дружили. Мы ведь с Катей и Кириллом с детства переписывались и встречались. Родители очень хотели, чтобы мы не теряли друг друга.

Когда вы почувствовали, что станете актрисой?

Было бы удивительно, если бы при таких родителях случилось бы по-другому. Династия! Ну конечно часто таким детям внушают, что им обязательно нужно идти по стопам родителей. Хотя я сопротивлялась, и даже поступала на факультет журналистики. Но как-то мне пришло в голову, что я не хочу протестовать против настоящих своих желаний. И я поняла, что всю жизнь буду жалеть, если не приму верного решения. И в одну ночь все перевернулось, и решилось. Сейчас я очень рада, что стала именно актрисой.

Когда мне было 16 лет, я была на съемках « Маскарада», отец снимал меня в эпизоде. Вот тогда я в первый раз увидела, как Миша работает, До этого - только его фильмы. А тут - сам процесс. Как он это все талантливо выстраивал. Как будто он занял какую-то нишу, в которую я пока не смела войти. В которой все было сказочно волшебно и талантливо. Он как бы со мной этим поделился. И я увидела его совершенно по-другому, стала гордиться отцом. Вот тогда-то и зародилось это желание приобщиться.

А потом он делился с нами, когда приехал ставить Чайку в наш театр. Я сильно нервничала, потому что, когда близкие люди вместе работают, все напряжено. Муж у меня режиссер, и я знала прекрасно, что это такое.

Я держалась поначалу очень натянуто с Мишей и старалась быть такой прилежной актрисой, чтобы не заслужить замечаний. Но вскоре все наши актеры и я вместе с ними почувствовали, что с ним очень легко работать, если отдаваться этому со всей страстью и желанием. И до сих пор все актеры вспоминают эти репетиционные дни, этот всего - навсего один месяц, за который он поставил у нас Чайку. Это же всегда интересно, когда разные культуры сопрягаются, разный менталитет сливается в превосходный результат.

М. Козаков о постановке «Чайки» в Тбилиси. (из интервью 2007г)

Идея пришла еще год назад, когда я приехал в гости к Манане и ее мужу Левану Цуладзе, незадолго до этого ставшему главным режиссером известного театра. Целый год я обдумывал спектакль и поставил его всего за 40 дней - в июле и первой декаде августа. На грузинском языке и с молодой труппой.

Я подумал: если грузины ставят в Москве, почему русские не могут поставить в Тбилиси? Кстати, подобный опыт и тоже с «Чайкой» у меня уже был в Израиле. В начале 90-х я играл Тригорина в Камерном театре Тель-Авива и ставил этот же спектакль со своими студентами на иврите.

Почему именно «Чайка»? Прошло более века со времени написания пьесы, а она все еще современна. В ней все говорят о театре: два писателя, две актрисы - это люди профессионально близкие мне. Речь, часто парадоксально идет о смысле творчества, в условиях одной семьи и одной компании. И, конечно же, это « пуды любви».

Спектакль решен с элементами модерна. Действие перенесено в наши дни. Чеховский текст претерпел незначительные коррективы. Так, вместо лошадей герои ждут просто «транспорт», Сорину не 60, а 70 лет, Тригорин вместо Тургенева и Золя упоминает Набокова и Булгакова, а успокаивают одного из героев не валериановыми каплями, а посильнее - феназепамом.

Театр Нины Заречной дан пластически, а Треплев аккомпанирует на саксофоне.

Манана блестяще играет Полину Андреевну, показав себя незаурядной характерной актрисой. Ну, это я заметил еще со времен «Маскарада».

Работал я, разумеется, с переводчиком, а зять Леван помогал интонационно доводить текст.

Манана.- До работы в театре Марджанишвили Леван в 90-х создал маленький театр. Подвальный. Построил буквально своими руками, освоив все строительные профессии. Это было в те годы, когда в Тбилиси было холодно, голодно и страшно. У нас даже электричества не было. То, что сделал Леван - это настоящий героизм.

А я, если честно, особенно в будущее не верила. Мне казалось, что это донкихотство. Никому тогда театр вообще не был нужен. Я не представляла, что из нашего катакомбного театра может что-то получиться, без всяких спонсоров и меценатов. Но мы стали играть каждый день и театр наш стал популярным и любимым в Тбилиси.

А папа как к этому относился?

Он видел наши спектакли, и полюбил Левана. Я думаю, за такое же отношение к любимому делу, к театру. Они были единомышленниками. Леван точно так же не любит отдыхать, а только заниматься театром, думать о новых проектах. Они ночами напролет разговаривали о своих планах, о том, что еще можно будет предложить зрителю. Насколько это интересно, насколько своевременно.

Не хотелось вам еще с детства, чтобы папа пригрел, приголубил и поговорил о чем-нибудь простом и обыденном?

Нет. Я так привыкла к таким обстоятельствам, что мне казалось это единственно возможным способом общения. Стихами.

А какие подарки дарил папа?

Книги. Всегда книги. Не буду лукавить и рассказывать, что Миша дарил мне какие-то симпатичные безделушки. Нет. И я с детства относилась к этому с пониманием. Главное, чтобы он был, чтобы мы общались, насколько это было возможно. Я никогда ничего от него не требовала. Я вообще привыкла мало требовать - такой уж у меня характер. Дарит - спасибо!

Мало папиных фотографий на память осталось. Какие-то стихи, записи. Я сейчас часто читаю его книги, слушаю его записи.

Я люблю его фильмы. Тут много совпадений. Его первый фильм был « Безымянная звезда» и дипломная работа моего мужа тоже была «Безымянная звезда». Еще были совпадения. Когда у нас была история с нашим подвалом, папа рассказывал, что очень похоже все происходило в молодом Современнике. Очень много было у нас биографических совпадений и для меня это было очень важно.

Вообще Мишу я любила в характерных ролях, может быть потому, что сама-характерная актриса. И многим это покажется странным - вроде бы такой образованный, такой высокоинтеллектуальный человек, а в ролях смешных и нелепых чудаков был неподражаем. Но они были им так тонко сыграны.

Он еще очень любил свой фильм «Визит дамы». И в последние наши встречи он много рассказывал, как мучился с этим фильмом, как сложно ему было работать с безумно талантливыми Екатериной Васильевой и Валентином Гафтом. Как переживал, что они потом мало ценили эти свои роли.

Его очень любил грузинский зритель как превосходного чтеца.

Я благодарна Богу, что так совпало, что в последние годы мы с ним так тесно и подолгу общались.

Михаил Михайлович женился пять раз. Он не умел и не хотел жить один, мучительно, почти болезненно переживал вынужденное одиночество.

  • А я уверен - главная страсть в моей жизни -ремесло. Именно ради него, служа этой любви, я рассчитываю, выпить или не выпить, похудеть или отрастить бороду и многое другое. Если бы я так любил женщин, как я люблю искусство, никаких проблем с женщинами бы не было. Но я хочу ежесекундного растворения женщины во мне. Женился не раз, потому что стремился к дому. Я пытаюсь понять и принять позицию женщины, но хочу, чтобы и меня понимали. Или не надо выходить замуж за такого человека как я, или принимай меня целиком. Я, наверное, не имею права вслух рассуждать на эту тему. Это - разговор с собой для тайного того самого дневника.
  • Окончание следует

Накануне Пасхи в Израиле на 77-м году жизни скончался актер Михаил Козаков - человек-легенда, в котором умещалось все - любовь к кино, музыке, поэзии, женщинам, жизни… Михаил Михайлович был необычным и очень одаренным человеком. Он всю жизнь что-то искал - менял жен, занятия, страны. Проснувшись знаменитым после фильма «Человек-амфибия», устремился в режиссуру. Сняв великолепный фильм «Покровские ворота», захотел читать стихи и гастролировал по городам и весям. При этом зарабатывал крохи. Ютился в однокомнатной небольшой квартирке, про которую шутил: мол, жен у меня все больше, а квартира все меньше. Уезжал работать в Израиль, где возглавлял свой театр, а вернувшись на Родину, ставил антрепризные спектакли. Увлекся литературой, написав несколько автобиографических книг. Обожал музыку и придумывал моноспектакли - читал стихи Бродского под саксофон. Ему нравилось экспериментировать. При этом он всегда был самокритичен. Говорил про себя: «Разве я гениальный актер? Нет, я хороший актер. Разве я лучший режиссер? Нет, хороший режиссер. Еще я чтец и литератор. Но главное - это все вместе». Он всю жизнь был неугомонен, непоседлив, энергичен. И потому казалось, что Козаков, как вечный двигатель, проживет лет сто. Все знали, что у него был рак. Но столько в Михаиле Михайловиче было энергии, неуемной страсти к жизни, что так хотелось верить: сможет побороть смертельный недуг.

Последние годы Козакова были омрачены скандалами с женами, трудностями с деньгами. Был дамским любимцем - а в конце жизни остался никому не нужен. Тяжело расстался с пятой женой.

Уехал лечиться в Израиль к жене четвертой, Анне Ямпольской , и последние дни страшно мучился и страдал. Деньги на его похороны сыну пришлось собирать, вокруг московской квартиры, которую Козаков оставил дочери Зое, грядут тяжбы. Печальный итог яркой и творческой жизни. А мы помним его молодым, неотразимым и... вечно влюбленным. Татьяна Кваша: «Мне завидовали, думали, Козаков - мой парень» В книге воспоминаний Козаков пишет о родительском доме, в котором бывали Раневская, Ахматова , Пастернак, Окуджава , Зощенко … Его с детства окружали блестящее общество и красивые девочки. Одной из его подружек была Татьяна Путиевская-Штейн . Михаил пытался ухаживать за Таней, но она предложила ему просто дружбу, впоследствии выйдя замуж за приятеля Козакова актера Игоря Квашу. - Я воспринимала Мишу только как друга, - призналась «КП » Татьяна Кваша. - Мы маленькие были, когда наши семьи жили в Болотове . Росли в особом кругу, в который входили писатели, художники, артисты. Миша слыл забиякой. Но из него вырос очень красивый парень, на него девчонки заглядывались. А поскольку в юности мы часто с Мишей гуляли, некоторые думали, что он мой парень, и завидовали… Помню, как у меня дома мы вместе ждали звонка с «Мосфильма » - утвердят ли его в фильм «Убийство на улице Данте». А когда узнал, что утвердили, схватил меня за голову и чуть уши не вырвал мне от радости! Миша был у нас на свадьбе с Игорем. А я гуляла на его свадьбе с его первой женой Гретой Таар. Интересная девушка, ленинградка, эстонка. Они вместе еще в школе учились. Она за ним в Москву приехала.

Говорят, был у него роман с его однокурсницей актрисой Софьей Зайковой ? - Он был влюбчивым… Но, по-моему, Соня просто приятельница его была. С Гретой у нас всегда были хорошие отношения. А всех остальных его жен я уже не знала. По-моему, он с ними не очень счастлив был. Грета Таар - очаровательная женщина, такого северного, эстонского типа. У нее отец был знаменитый гример на «Мосфильме». Она работала художницей по костюмам на «Мосфильме» и на телевидении… Было жалко, что они расстались. Мы дозвонились первой жене Козакова Грете Таар. Но та отказалась что-либо говорить о бывшем муже, заметив все же, что зла на него не держит… В своей автобиографической книге Козаков написал о ней не лучшим образом: «Так случилось, что моя первая жена была моей первой женщиной. Нужно было восполнять пробелы. Восполнял. Случайные связи... Малорадостен был брак, безрадостны были и связи. «Живу, как все, - успокаивал я себя. - Любовь? Дело - вот главное в жизни». Расходиться я не помышлял. К тому же - дети. И я шатался. Лет через десять дошатался до одной секретарши. И вот тут я узнал, что и почем! Страсть. Греховная. Оголтелая. Наша случка длилась год. Раздвоение для меня губительно. И я расстался. С женой. Вроде даже... она ушла к человеку, с которым у нее был роман… Прожили мы с секретаршей под одной крышей ровно десять дней. Говорить нам с ней было не о чем даже во время прощального разговора. Я со своими двумя чемоданами приполз к маме на раскладушку». Переживал из-за самоубийства брата - Мы с Михаилом познакомились на курсе Школы-студии МХАТ , - рассказал «КП» Виктор Сергачев . - Вместе дипломный спектакль делали. Хоть мы и дружили, но он был из другой среды. И жили они лучше, чем мы, дети простых людей. Мы их называли «кооперативщиками», потому что все мы жили в коммуналках, а они в квартирах. С курса он никого к себе близко не допускал. Я же прижился в его доме скорее потому, что напоминал его маме, Зое Александровне, ее старшего сына, брата Миши, покончившего жизнь самоубийством в 14 лет. Это была большая трагедия в их семье. Никто об этом не знал, думали, что Миша в семье был один. Но сейчас, наверное, об этом можно сказать…


Про Козакова говорили, что он донжуан. - Он скорее был не донжуан, а любитель этого дела… Но на курсе нашем не пользовался успехом. Самой красивой считалась Таня Доронина . Но Козаков был не в ее вкусе. А девушка у Миши была не с нашего курса - внучка писательницы Анастасии Зуевой . Но их отношения были недолгими. Миша рано женился. Его всегда привлекала исключительность. То жена - эстонка с необычным именем. То вторая - грузинка Медея, художница-реставратор, которая оказалась княжной из знатного рода! Они познакомились на гастролях в Тбилиси , ее клан не принимал Козакова, был жуткий скандал. Миша забрал Медею в Москву. Они поженились. Родили дочку. И быстро развелись. Медея увезла дочь в Тбилиси... Была у него замечательная жена Регина , переводчица, литератор. Они с ней прожили 18 лет, под ее влиянием и начал писать. Детьми не обзавелись. Но последние годы у Регины накопилась усталость. И тут Роберт Де Ниро, с которым актер водил дружбу, пригласил семью с ответным визитом к себе. Обоих супругов в те годы (конец 80-х) из страны бы не выпустили, и Ко заков решил: пусть Регина едет в Америку . Она уехала и... не вернулась. Через три месяца подала на развод. - А он не говорил, почему он так легко оставляет детей? - Шутил, что женщины рожают от одного его взгляда... Думаю, он и не хотел быть семьянином. Это сковывало бы его свободу. Но он очень изменился за последние 10 лет. Стал внимательнее и теплее к людям относиться. Постоянных друзей, на которых можно положиться, у него не было. И мне показалось, что его это последние годы тяготило… О тайной любви Мало кто знает, что в 60-х годах Козаков был влюблен еще в одну грузинку - Викторию Лазич, актрису, драматурга. Она устраивала творческие вечера в Доме архитектора. И пригласила Козакова. По телефону Козаков ее спросил: «А как я вас узнаю?» «Угадаете - я буду самой красивой девушкой вечера», - смело ответила Виктория. Козаков угадал и сам подошел к Лазич - яркой, эффектной брюнетке с пышным бюстом… Судачили, что он потерял голову от знойной красавицы. Мы ей дозвонились. - Да, Козаков за мной ухаживал, - призналась «КП» Виктория. - Он бывал у меня дома на Патриарших. Читал мне стихи, дарил цветы. Приходил с другом поэтом Арсением Тарковским . Был красив, эрудирован, аристократичен. С ним было очень интересно. Но я его отвергла. Он тогда был женат на Медее. Да и я знала, что он гулена...

О романах Один из ярких романов у Козакова случился с прекрасной Анастасией Вертинской на съемках фильма «Безымянная звезда». Сначала Козаков предлагал роль Марине Нееловой , но та отказалась. А Вертинская дала согласие. «Я был очень доволен ее работой и даже влюбился, но что произошло потом - об этом не будем», - признался однажды Козаков. Они пытались скрывать чувства - Козаков был женат. Но это им плохо удавалось. Режиссер «Мушкетеров» Юнгвальд-Хилькевич вспоминает, что Анастасия озвучивала Констанцию, а Козаков - кардинала. «Они смотрели друг на друга такими влюбленными глазами, что все присутствующие замирали. Голос Вертинской звенел от любви, было видно, она переполнена чувствами! Они тогда переживали самый пик романа…» Говорят, они расстались тяжело - Козаков пустился в новое романтическое приключение. Может быть, поэтому, когда мы сегодня позвонили Вертинской, она ответила спокойно: «Я не буду рассказывать о Козакове. Не хочу». ...Когда в Израиле у Михаила Козакова родилась дочка, он хотел назвать ее Аней, но во сне увидел покойную маму, она была маленькой девочкой, узнал ее, но отчего-то спросил: «Ты кто?» «Я твоя дочка Зоя». А до этого жене актера предсказательница напророчила, что у нее родится дочка и в нее вселится душа бабушки. И Козаков назвал дочку Зоей. ЖЕНЫ, ДЕТИ, ВНУКИ 1-я жена (1955 - 1965): Грета Таар, одноклассница, художник по костюмам. Дети: Екатерина Козакова (род. 1956), филолог, и Кирилл Козаков (род. 1962), киноактер (женат третьим браком на дочери поэта Юрия Ряшенцева ). Внучки от Екатерины: Дарья (род. 1979) и Полина. Внуки от разных жен Кирилла: Антон (живет в Нью-Джерси ) и Маша. 2-я жена (1968 - 1971): Медея Берелашвили , художник-реставратор. Дочь: Манана Козакова (род. 1969), актриса Тбилисского театра имени Котэ Марджанишвили . Внучка: Тинатин Цуладзе (род. 1995). 3-я жена (1971 - 1988): Регина Козакова (род. 1940), переводчица, литератор, с 1988 года живет в Нью-Йорке . 4-я жена (1988 - 2003): Анна Исаевна Ямпольская (род. 1959, Кишинев ), выпускница ГИТИСа , актриса и театральный продюсер. Дети: Михаил (род. 1989), Зоя (род. 1995), живут в Израиле. 5-я жена (2006 - 2010): Надежда Седова (род. 1979, Нижний Новгород ), историк.

x HTML-код

Таким мы запомним Михаила Козакова.