Пренатальная педагогика как новая отрасль педагогических знаний. Перинатальная педагогика как раздел перинатологии 4 основные положения пренатальной педагогики и психологии

Толокнеева Елена Ивановна

Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь

Последние десятилетия XX века и начало XI века отмечены возросшим интересом к проблемам перинатологии (наука, изучающая перинатальный период: peri (греч.) – вокруг, около; natus (лат.) – рождение; logos (лат.) – учение). В настоящее время все чаще говорят о пренатальной психологии, пренатальной педагогике и пренатальном воспитании (воспитании ребенка до рождения). Многие ученые, педагоги и психологи (В.В. Абрамченко, И.В.Добряков, Н.П. Коваленко, Е.В. Могилевская, Р.В. Овчарова, Н.Д. Подобед и др.) подтвердили важность пренатального развития ребенка как основы для его будущего воспитания, обучения и полноценного, творческого включения в человеческую культуру.

Более ста лет назад ученые обратили внимание, что в мозгу новорожденных детей имеется значительное число атрофированных нейронов и возникло предположение, что они атрофируются в период внутриутробного развития ребенка в связи с их невостребованностью . К этому времени уже существовало достаточно достоверной информации о том, что от числа нервных клеток головного мозга в значительной степени зависит интеллект будущего ребенка. В связи с этим в конце семидесятых, начале восьмидесятых годов XX века сначала в Европе, а потом в Америке появились идеи о воспитании и развитии ребенка еще в дородовый период, появились новые специальные отрасли психологии и педагогики – пренатальная психология (peri-вокруг, около; natalis-относящийся к рождению), которая изучает, как события, происходящие во время беременности, родов, послеродовом периоде влияют на формирование психики взрослого человека и пренатальная педагогика , то есть педагогика дородового развития и воспитания ребенка.

Пренатальная педагогика представляет собой комплексное воздействие (через музыку, эстетические впечатления, положительные эмоции) на беременную, плод, семейную систему в целом, с целью оптимизации внутриутробного развития ребенка .

В XX веке был проведен ряд исследований, доказавших реальность развития и воспитания пренейтов (еще не родившиеся, формирующиеся дети). Это возможно как при непосредственном воздействии на их тактильный и слуховой анализаторы, так и опосредованно через организм матери. При систематическом и целенаправленном раздражении анализаторов происходит активизация нейронов, стимулируется процесс образования межнейронных связей (Бертин А.М., Верни Т., Комова М.Е., Чичерина Н.А. и др.). Т. Верни (Th. Verny) утверждает, что «плод видит, слышит, ощущает вкус, приобретает опыт и даже обучается in utero» .

В презентации Международной организации ассоциаций перинатального образования (ОМАЕР) говорится, что широкое внедрение пренатального образования может иметь целый ряд благотворных последствий. Для ребенка оно является фундаментальной профилактикой генетически не обусловленных соматических и психических расстройств, способствует формированию здорового , уравновешенного, творческого и открытого человека. Пренатальное образование облегчает последующее обучение ребенка, а затем подростка благодаря рано сформированным связям его с родителями.

Выделение в перинатологии области перинатальной педагогики было обусловлено, с одной стороны, развитием науки и получением многочисленных фактов, свидетельствующих о том, что у плода рано развиваются психические функции, о возможности установить с ним обратную связь. С другой стороны, возникло понимание, что профилактика осложнений течения различных этапов репродуктивного процесса во многом может быть основана на предоставлении женщине и мужчине тщательно отобранной информации об этом, снижающей тревогу перед неизвестным, на усвоении ими целого ряда навыков, на выработке поведенческих стереотипов.

Процесс обучения и воспитания в основном происходит за счет:


  • предоставления информации, ознакомления с ней и усвоения ее;

  • общения с окружающими и подражания им;

  • приобретения собственного опыта .
Пренатальное образование способствует личностному росту родителей , укрепляет их взаимоотношения, обеспечивает нормально протекающую, прожитую в полноценном общении с пренейтом беременности и легкое родоразрешение. В связи с этим несомненен тот факт, что обучение потенциальных родителей (до зачатия и в период беременности) имеет огромную важность и возможно путем получения новой информации, приобретения новых навыков, опыта.

Однако в тот же момент, широкое распространение обучения родителей, будучи, безусловно, положительным явлением, имеет и свою оборотную сторону. Если обучение проводится недостаточно компетентными специалистами, возможно появление большого количества негативных последствий, вплоть до формирования у родителей нездоровых амбиций, выражающихся в стремлении к несвоевременно раннему развитию детей. Завышенные притязания и требования к пренейтам и к детям раннего возраста, неправильные воспитательные установки приводят к перенапряжению, к развитию у детей нервно-психических нарушений и т.д. В связи с этим становится особенно актуальной проблема организации качественных методических разработок для родителей, подготовки квалифицированных преподавателей, налаживания системы лицензирования предлагаемых ими программ .

В настоящее время в нашей стране важность и эффективность перинатальной педагогики признана и является обязательным разделом деятельности медицинских работников лечебно-профилактических учреждений охраны материнства и детства, где создаются «Школы материнства», «Школы молодой матери» и пр. . Однако в образовательных учреждениях пренатальная педагогика не нашла достаточного распространения. Хотя молодежь также должна являться категорией, получающей пренатальное образование, в том числе и с целью профилактики абортов, число которых, не смотря на обилие существующих сегодня методов предупреждения нежелательной беременности, в нашей стране продолжает оставаться на высоком уровне (особенно в молодежной среде). Зачастую именно из-за незнания особенностей внутриутробного развития ребенка, современных исследований и открытий в этой области , решение вопроса о сохранении беременности склоняется в сторону ее искусственного прерывания. Поэтому пренатальное образование в целом и пренатальная педагогика в частности может явиться эффективным средством профилактики этого явления.

Таким образом, пренатальная педагогика осуществляет профилактику искусственного прерывания беременности, развивает чувство родительства посредством формирования духовной связи между родителями и нерожденным ребенком, способствует нормальному течению беременности и рождению здоровых, желанных детей, укрепляет семьи, делая их более гармоничными и стабильными, и, следовательно, имеет большое значение для развития общества в целом.

Библиографический список


  1. Белогай К.Н. Введение в перинатальную психологию : Учебное пособие. – Томск: ТПГУ, 2008.

  2. Верни Т. Рождение и насилие // Феномен насилия (от домашнего до глобального): взгляд с позиции пренатальной и перинатальной психологии и медицины / Под ред. проф. Г.И. Брехмана и проф. П.Г. Федор-Фрайберга. – СПб., 2005.

  3. Добряков И.В. Перинатальная психология. – СПб.: Питер, 2010.

  4. Подобед Н.Д. Внутриутробное воспитание плода // Перинатальная психология и акушерство: Учебное пособие / Под ред. проф. Н.А. Жаркина. – Волгоград: Волгоградская медицинская академия, 2001.

  5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях» от 10 февраля 2003 г. – № 50.

Портфолио

«Пренатальная (дородовая) педагогика»

Что нужно знать будущим родителям о пренатальной педагогике и дородовом воспитании?

Жизнь становится все быстрее, воспитание и обучение детей начинаются все раньше – вот одна из примет нашего времени. Современные родители как никогда увлечены самыми разнообразными методиками раннего развития: мы учим детей читать с 2 лет, с 3-х лет начинаем изучать английский и т.п. Ученые пошли еще дальше, они настойчиво предлагают начинать обучение детей в утробе матери. Появилась специальная наука о дородовом обучении и воспитании детей – пренатальная педагогика.

Из истории пренатальной педагогики

Пришли отец и мать к мудрецу и спрашивают:

- Нашему малышу уже целых пять дней, посоветуйте, когда нам начинать его воспитывать?
Мудрец ответил:
- Вы опоздали на девять месяцев и пять дней!

Продолжение рода – одна из важнейших задач человечества. Народы, которые смогли создать действенные системы воспитания, в том числе дородового, процветали в древности и продолжают процветать сегодня. В древности основное внимание уде ляли , позднее - . В начале 20 века был выявлен интересный факт, который перевернул представления ученых о сущности дородового воспитания и привел к возникновению целой науки – пренатальной педагогики.

Дело в том, что в мозгу новорождённых было обнаружено много атрофированных нейронов. Ученые предположили, что это происходит во время внутриутробного развития из-за их невостребованности, то есть ребенок теряет часть своего интеллекта еще до рождения. В результате дальнейших исследований и экспериментов к концу 70-х – началу 80-х гг. в Европе и Америке утвердились идеи раннего дородового развития ребенка и сформировались пренатальная педагогика и пренатальная психология . Не обошлось и без перегибов. Будущие мамы и папы излишне активно включились в процесс дородового воспитания. Дошло до того, что среди беременных было модно один день в неделю отказываться от еды (а некоторые не ели и по три дня подряд), чтобы ребенок начинал активно двигаться и просить пищу. Увлечение подобными физическими тренировками плода для многих закончилось кесаревым сечением.

В Россию пренатальная педагогика пришла с перестройкой, в середине 90-х годов 20 века широко распространилась методика М. Лазарева, направленная на обучение будущей мамы основам общения с еще не родившимся ребенком.

«Процесс получения плодом звуковой информации должен сопровождаться развитием других функций, прежде всего двигательной. Информация, полученная им, не просто запоминается нейронами, как это происходит после рождения. Она в прямом смысле слова лепит сами нейронные клетки. Отсюда ещё одно важное положение: пренатальный опыт плода становится основой его личности, на которую должно опираться всё последующее образование» (М. Лазарев).

Пренатальная педагогика – мода или необходимость?

Пренатальная педагогика – это целенаправленное, осознанное воздействие на еще не родившего ребенка с целью улучшения его интеллекта, формирования определенных качеств личности, укрепления нервной системы и здорового развития ребенка в целом.

Все чаще в книгах и учебниках пишут не «плод», а «внутриутробный ребенок». Еще до рождения ребенок слышит, различает голоса, чувствует ритм и музыку. Еще до рождения начинается формирование личности ребенка, его эмоциональное, интеллектуальное, психическое развитие, и именно пренатальный опыт в будущем станет основой личности человека.

Все это означает, что пренатальная педагогика – это объективная реальность, а не просто очередное модное увлечение, и будущим родителям необходимо ее принять. Есть официальная статистика, подтверждающая эффективность методов пренатальной педагогики , их позитивное влияние на общее психофизиологическое развитие детей и их здоровье.

Простые и доступные методы пренатальной педагогики

Методы пренатальной педагогики – это особые методы и средства самого раннего воздействия на ребенка с целью его развития. В сущности, многие из методов пренатальной педагогики - это простые и доступные действия, которые любящие родители выполняют инстинктивно.

1 . Первый и самый важный метод - физический контакт с ребенком . Это и поглаживания живота, и нежные прикосновения мамы или папы. Любой ребенок ждет этих минут, реагирует на приятные тактильные ощущения, отвечает движениями. Хорошо начинать и заканчивать день с помощью физического контакта с ребенком, этот ритуал позволит укрепить эмоциональную связь с крохой, успокоит его. Вы, наверное, обращали внимание, что многие будущие мамы часто кладут одну или обе руки на живот – так они поддерживают постоянную связь с ребенком.

2. Физический контакт нужно совмещать с речевым воздействием . Говорите с ребенком, рассказывайте, что видите вокруг, что делаете, как Вы его ждете и любите, какой он родится умный, красивый, здоровый и т.д. После рождения дети узнают голоса родителей и тех, с кем часто общалась мама во время беременности. Песни, которые Вы будете петь еще не родившемуся крохе, сказки, которые будете читать, ребенок узнает после рождения. Именно они станут самыми любимыми, помогут успокоить малыша.

3. Музыкальное воспитание ребенка начинается в утробе матери. Моцарт, Вивальди, Шопен и др. «солнечные» классики необычайно благотворно влияют на развитие детей. Существуют и специальные музыкальные сборники для беременных, построенные на принципах пренатальной педагогики, обратите на них внимание. Например, сборник «Музыка рождения» М. Лазарева.

4. Умственные упражнения и творческие занятия будущей мамы (рисование, лепка, пение, игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов, рукоделие и т.д.) вовлекают ребенка в процесс познания окружающего мира. Живите полной жизнью, ходите на концерты и выставки, посещайте музеи, позвольте себе небольшие путешествия и экскурсии. Ваши впечатления станут мощным импульсом для развития ребенка, создадут благоприятный эмоциональный фон.

Сенсорные способности плода.

Органы чувств соответствующие центры мозга плода, отвечающие за сенсорное восприятие, развиваются уже к третьему месяцу беременности. На протяжении последующих шести месяцев они совершенствуются и специализируются в соответствии с выполняемыми функциями.

Зрение, которое невозможно без света, находится в состоянии временного бездействия. Плод воспринимает лишь слабый оранжевый свет, да и то при непосредственном освещении живота матери.

Вкус у плода уже хорошо развит, плод даже может отдавать предпочтение одного другому. Это было установлено путем добавления в амниотическую жидкость (околоплодную воду, которую потребляет плод) сахара, после чего плод употреблял двойную порцию этой жидкости. При добавлении же горького раствора количество потребляемой плодом жидкости снижалось в несколько раз. Внутриматочная жидкость подвержена влиянию всего, что съедает и выпивает мать. Это способствует привыканию плода к вкусу той пищи, которую он будет потреблять после рождения и которая характерна для региона проживания родителей.

На сегодняшний день наиболее хорошо изучены чувствительность и слух. Кожа плода подвергается непрерывному воздействию мышц матки и брюшной стенки. Таким образом, это дает возможность поддерживать тесный контакт между отцом, матерью и плодом через брюшную стенку. Отмечено, что когда отец или мать совершают нежные поглаживания живота, то ребенок ощущает эти прикосновения и ещё до рождения он чувствует эмоциональное успокоение и заботу родителей, что в дальнейшем сказывается на его дальнейших отношениях с родителями уже после рождения и когда он становится более взрослым ребёнком.

Внутренне ухо, воспринимающее звуки и передающее сигналы в мозг плода, формируются уже в конце шестого месяца беременности. Звук оказывает огромное влияние в развитии не только плода, но и дальнейшей самостоятельной жизни ребенка. Звуки голоса матери и отца отличаются по тембру и частоте, поэтому важно, чтобы оба родителя принимали участие в беседах с малышом. Можно просто рассказать, как прошел день, как вы ждете его появления на свет, можно спеть нежную песенку – замечено, что колыбельные, которые мать пела во время беременности, лучше успокаивают новорожденных, поскольку они давно им знакомы! Эти разговоры устанавливают контакт между родителями и ребенком, и он сохранится на долгие годы.

Малыши часто узнают песни и музыку, услышанные в пренатальном периоде, причем они действуют успокаивающе на ребёнка и могут использоваться родителями, например, при его сильном эмоциональном напряжении как успокаивающее средство. Что касается рок-музыки, металла и альтернативной музыки, то всеми специалистами отмечается, что она приводит плод в состояние бешенства. Он начинает причинять матери непереносимые страдания, которые она испытывает от бурного движения плода. Такое воздействие на плод является негативным и отрицательно действует на его развитие в утробе матери и на состояние психики уже после рождения. Дети родителей, увлекающихся рок-музыкой, чаще страдают различными нервными расстройствами. Избежать такого отрицательного влияния можно - прослушивание классической успокаивающей музыки.

Эмоциональный след в формировании личности ребенка

Развивающийся плод запоминает не только сенсорную информацию, но и хранит в памяти клеток сведения эмоционального характера, которые поставляет ему мать.

Любовь, с которой мать вынашивает ребенка; мысли, связанные с рождением; богатство общения с плодом оказывают влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей жизни.

Отношение матери к плоду во время беременности оставляет стойкие следы на развитии его психики. Эмоциональный стресс соотносится с преждевременными родами, большой детской психопатологией, более частыми возникновениями шизофрении, нередко со школьными неудачами, высоким уровнем правонарушений, склонностью к наркомании и попыткам суицида.

Был проведен опрос около 500 женщин. 1/3 из них никогда не думали о вынашиваемом ребенке - дети таких матерей имели при рождении вес ниже средних показателей, у них чаще наблюдались различные серьёзные нарушения в работе пищеварительного тракта и нервные расстройства. В раннем возрасте такие дети плакали намного больше. Впоследствии они испытывали определенные трудности в процессе адаптации к окружающей жизни.

Питательной средой для формирования психики, эмоционального и физического состояния ребенка являются собственные мысли и чувства матери, а потребность в любви и общении возникает еще до рождения.

Таким образом, из-за бестолкового отношения матерей к своему ребенку во время беременности привели к проблемам как физического, так и эмоционального состояния детей уже после рождения.

Можно привести такой пример влияния эмоционального состояния матери на взрослого ребенка. Мужчина испытывал внезапные приливы жара, сопровождающиеся страхом смерти. Психиатр ввел его в гипнотическое состояние и прокрутил в обратном порядке всю его предыдущую жизнь. Вспоминая девятый и восьмой месяцы внутриутробного развития, этот человек чувствовал себя нормально. Однако, когда подошла очередь седьмого месяца - его голос вдруг резко прервался, лицо исказилось ужасом, появился сильный жар - психиатр прекратил работу и вывел пациента из гипнотического состояния. После этого была проведена беседа с матерью этого мужчины и выяснилось, что на седьмом месяце женщина была в состоянии сильной депрессии и пыталась прервать беременность, парясь в горячей ванне. С тех пор прошло 30 лет. Однако, клеточная память сына сохранила ощущение чрезмерного жара и мысль о смерти, которая присутствовала в сознании матери, когда она принимала чрезмерно горячие ванны.

При стрессе организм, в частности надпочечники, начинает вырабатывать так называемые стрессовые гормоны (катехоламины), которые помогают справиться с возникшей ситуацией. Эти гормоны проникают через плацентарный барьер и оказывают воздействие на плод, формируя физиологическое состояние, отражающее состояние матери. Однако у плода оно гораздо сильнее и имеет большую значимость, поскольку у взрослого человека за время его жизни развиваются защитные реакции, отсутствующие у плода.

Как видно из данного примера, что не только развитие в послеродовой жизни оказывает влияние на формирующуюся личность человека, но и события и условия пренатального периода играют не менее важную роль в жизни уже взрослых людей.

Не нужно думать, что даже самые маленькие огорчения влияют на развитие плода и формирование ребенка как личности. Речь идет только о сильных и длительных стрессах и переживаниях. Например, длительные плохие взаимоотношения супругов. Кроме того, следует помнить, что будущие матери обладают так называемым защитным щитом, предохраняющим ребенка: любовью к нему. Она способна защитить плод от вредного воздействия даже в очень тяжелых, экстремальных ситуациях.

Особое отрицательное воздействие на органы плода и формирование его нервной системы имеют сильные стрессы и негативные эмоции матери. Результатом этого воздействия может стать нарушение интеллекта и социальной адаптации будущего человека.

Чтобы создать благоприятные условия для развития интеллекта будущего ребенка, беременная женщина должна все делать в свое удовольствие - заниматься деятельностью, связанной с творчеством, интересоваться искусством и всячески самосовершенствоваться. Прекрасно, если во время беременности она занимается музыкой, рисованием, рукоделием, посещает концерты с классической музыкой и картинные галереи. Наиболее благополучными и умными получаются дети у тех мам, которые во время беременности максимально раскрывают свой потенциал, а не изобретают способы обучения для еще не родившегося младенца, как будто сразу готовясь отправить его на работу сразу после рождения.

В тех случаях, когда мы испытываем чувство радости, счастья, процветания - наш мозг вырабатывает эндорфины - так называемые «гормоны счастья». Они способны сообщать плоду ощущения покоя или радости. Если он часто испытывает эти состояния в утробе матери, то они запоминаются и определенным образом окрашивают характер будущего мужчины или женщины.

Эмоции и пространство характеризуются очень тесной взаимосвязью. Несчастье, душевная боль вызывают ощущение сжатия сердца, нехватки воздуха. Такие отрицательные эмоции, как страх, ревность, злоба приводят к появлению чувства тяжести, плохого самочувствия и закрепощения.

Радость заставляет наше сердце петь. Например, когда мы влюблены и когда любовь взаимна, нам легко и хорошо. Кажется, что за спиной выросли крылья, нас переполняет энергия.

Очень полезно культивировать в себе подобное состояние счастья и внутренней свободы, передавая его ребенку, который зафиксирует в своих клетках это ощущение незабываемой радости.

Музыка, пение, поэзия, искусство позволяют достичь данного внутреннего состояния и воспитывают в ребенке чувство прекрасного. В этом процессе важную роль играет не только мать, но и будущий отец ребенка. Отношение к жене, беременности и ожидаемому ребенку - главный фактор, формирующий у него ощущение счастья и силы, которое передается ему через уверенную в себе и спокойную мать.

Многочисленные опросы матерей показали, что у мам, ждущих ребенка и любящих его еще до рождения, дети рождаются более здоровыми и психически устойчивыми. У женщин, находящихся в неблагополучной семейной ситуации или плохих социальных условиях, рожаются дети, которые чаще страдают различными серьёзными нарушениями в работе пищеварительного тракта и нервными расстройствами. Кроме этого такие дети хуже приспосабливаются к жизни в обществе.

Рождение здорового и умного малыша является заботой не только его матери. Существует множество факторов, влияющих на развитие плода, за которые женщина несет только косвенную ответственность. Доброжелательный семейный климат в семье зависит не только самой беременной, но и от её мужа, а также их родителей - будущих бабушек и дедушек.

Таким образом, положительные эмоции матери нужны ребенку еще до рождения и являются очень важным фактором, обеспечивающим формирование его положительного опыта. Именно в период внутриутробной жизни у него формируется то или иное отношение к внешнему миру, которое впоследствии найдет свое отражение в его дальнейшей жизни, в том числе на его эмоционально-личностном состоянии.

Запись информации на клеточном уровне.

Сегодня всё больше и больше учёных разных областей сходятся в мысли, что элементарные частицы, составляющие атомы, молекулы и живые клетки, подчиняются не только законам физики, но и законам физиологии. Так, эти частицы способны хранить память о событиях, воспроизводить эту информацию и даже делиться ею с другими частицами.

Иными словами, у каждой элементарной частицы есть свой психический или энергоинформационный двойник, а информация, хранящаяся этим двойником, определяет вибрационные характеристики элементарной частицы. Данный факт доказан учёными также с точки зрения математических расчётов. То есть, чувства, эмоции, мысли, страхи, намерения матери напрямую влияют на вибрационные свойства клеток формирующегося в ней ребёнка.

Ученые из Великобритании и США доказывают верность этого вывода с помощью математических расчетов. Информация о психике, мыслях и чувствах матери, получаемая формирующимся существом, определяет вибрационные свойства его клеток.

То есть всё, через что человек проходит, записано в его хромосомах, и что ещё более важно, является впоследствии его генетическим капиталом. В этом ключе качество мироощущений беременной и рожающей женщины должно рассматриваться как определяющее не только для конкретного ребёнка, но и для всего рода

Отношение к плоду во время беременности.

Беременная женщина является сосредоточением различных энергий, структурирующих материю. Она носит в себе проект нового существа. Поэтому поступки, мысли и чувства беременной женщины являются причиной образования или притяжения определенных типов энергии. Если будущая мать старается исключить из своей жизни все негативные моменты, то она как бы привносит в свое тело и сознание положительны эмоции и предоставляет формирующемуся плоду наилучший физический материал и качественную информацию, существующую на физическом, эмоциональном и ментальном уровнях.

    Физический уровень . Рассмотрим физический уровень на примере питания. Если будущая мать испытывает в процессе еды радость, чувство благодарности к природе за, например, свежее яблоко, то она приносит тем самым огромную пользу ребенку как в эмоциональном, так и в физическом плане. Кроме того, она воспитывает в нем положительное отношение к пище - уже после рождения ребенок будет менее капризен в процессе кормления и будет есть не через силу и с помощью уговоров, а с удовольствием. Те же матери, которые относятся к процессу употребления пищи, как к надоедливой необходимости и делают это на ходу или на работе рискуют привить те же качества и будущему ребенку, что отрицательно скажется на его как физиологическом, так и на психическом развитии.

    Ментальный уровень . На ментальном уровне женщины, обладающие богатым воображением, могут успешно его использовать в формировании личности будущего ребенка. Если воображение матери направлено на такие категории как красота, доброта, мудрость и т.д., то его можно использовать в период беременности для создания самых комфортных условий для плода на ментальном уровне. Например, будущая мать может часто использовать различные, спокойные цвета, украшать жилище в различной цветовой гамме. Она может рассматривать радугу и представлять, как цвета радуги вливаются в её малыша. Цвета радуги являются самыми оптимальными, так они созданы самой природой во время дождя и лучей солнца.

Также будущая мать может представить себе те качества, которые бы она хотела видеть в ребенке.

    Эмоциональный уровень. Эмоции и пространство характеризуются очень тесной взаимосвязью. Отрицательные эмоции вызывают ощущение сжатия сердца, нехватки воздуха, а также приводят к появлению чувства тяжести, плохого самочувствия и закрепощения.

Радость переполняет нас энергией. Очень полезно поощрять в себе состояние счастья и внутренней свободы, передавая его ребенку, который зафиксирует в своих клетках это ощущение незабываемой радости.

Беременность по месяцам: внутриутробное развитие плода

1 месяц

Вы

С момента зачатия организм увеличивает объем крови. Это приводит к тому, что сердце, почки и легкие начинают работать энергичнее. Ваша фигура не изменилась, но груди немного набрякли. Возможно, в талии вы прибавите несколько миллиметров. Это первые изменения в вашем организме. На этой стадии будущая плацента прикрепляется к стенке матки, что может вызвать тошноту, сонливость и перемены настроения.

Ваш ребенок

В конце первого месяца беременности ваш будущий ребенок представляет собой эмбрион, который очень маленький, меньше рисового зернышка.

2 месяц

Вы

Задержка месячных говорит Вам о том, что Вы действительно беременны. Можно сделать простой тест на беременность, который продается в аптеке. Живот и груди продолжают увеличиваться. Соски становятся темнее, а также могут проявляться подкожные вены на грудях и на животе. Вы можете чувствовать усталость и сонливость, тошноту, головные боли, раздражительность, частые изменения настроения.

Ваш ребенок

Эмбрион растет, увеличивается изнутри, и его клетки начинают разделяться. Внешние клетки перерастают в кожу и нервы ребенка; средние – в кости, кровеносную систему, почки, половые органы, мышцы; внутренние – в органы пищеварения и дыхания. К концу 8–й недели заканчивается формирование зачатков разных органов и систем, и эмбрион начинают называть плодом.

3 месяц

Вы

Талия начинает увеличиваться, но округлый животик появится позже. Груди увеличиваются. Более ярко выраженными становятся вены живота, ног. Это происходит вследствие увеличения объема крови. Вы можете чувствовать запоры, тошноту вздутие живота, усталость и сонливость, головные боли и усиление аппетита

Ваш ребенок

Сейчас идет развитие головного и спинного мозга, сердца, органы чувств и формируются вкусовые рецепторы у вашего будущего ребенка. Развиваются половые органы, но пол ребенка установить еще тяжело. Плацента и пуповина уже сформированы. Плод приобретает человеческие черты.

4 месяц

Вы

В этот период Вы можете прибавить в весе до 0,5 килограмма. Груди растут, этот процесс может быть болезненным. Веснушки и родинки становятся темнее, а на животе от пупка до лобка появляется коричневая полосочка, которая исчезнет только после родов. Становится еле заметным ваш животик. Это происходит благодаря тому, что матка и ребенок развиваются

Ваш ребенок

Вы еще ничего не чувствуете, но Ваш ребенок уже делает попытки двигаться. Ушная раковина продолжает формироваться, а внутреннее ухо уже сформировано. Формируются пальчики на руках и ногах. Продолжается формирование всех органов и систем. Растет голова. Появляются зачатки зубов.

5 месяц

Вы

Грудь продолжает увеличиваться. Ваш животик становится все более заметным и округляется. Вы можете почувствовать первые движения Вашего ребенка. Вы можете чувствовать усталость, усиление аппетита, судороги ног, отеки ног, боли в спине, обмороки. Также могут возникнуть проблемы с зубами.

Ваш ребенок

Увеличивается интенсивность движений Вашего ребенка. Длина тела составляет более 20 см. Тело ребенка защищает смазка, вещество похожее на густую сметану, на голове начинают расти волосы, появляются брови и ресницы. С помощью гинекологического стетоскопа можно услышать сердцебиение ребенка.

6 месяц

Вы

Вы достаточно быстро набираете вес (норма 300 грамм в неделю), это может отразиться на бедрах и в области живота. Это может привести к болям в области позвоночника, спины, тяжести в ногах. Подберите себе хороший комплекс упражнений.

Ваш ребенок

У ребенка можно различить пальцы на руках и ногах. В длину ребенок достигает до 33 см и весит 800 – 900 г. Сейчас ребенок реагирует на свет, открываются глаза. В случае преждевременных родов ребенок может выжить при очень интенсивной медицинской помощи и опеке.

7 месяц

Вы

Различные кожные высыпания могут появиться в этот период. Пигментные пятна могут появиться на лице. Вас может беспокоить боль в спине, изжога, увеличение потоотделения. Может происходить сокращения матки.

Ваш ребенок

Ребенок продолжает двигаться, но могут определяться стадии сна и активного поведения; реагирует на звуки, свет. Может сосать большой палец и отличать сладкий вкус от кислого. Запоминает голос мамы и папы.

8 месяц

Вы

Ваш живот становится больше, выравнивается пупок, а на теле могут появиться растяжки, поэтому пользуйтесь специальными кремами. Вы можете чувствовать легкие схватки, судороги ног, одышку.

Ваш ребенок

Ребенок может слышать и видеть. Почти все системы хорошо развиты, кроме легких. Мозг в этот период растет очень интенсивно. Ребенок принимает боле удобное положение для будущих родов, как правило, головой вниз. Длина Вашего ребенка достигает 45 см, а вес до 2,5 кг.

9 месяц

Вы

В этот период постарайтесь устраиваться наиболее удобно и комфортно. Вы можете ощущать недостаток воздуха, не можете сделать глубокий вдох. Это следствие того, что матка давит на диафрагму. Когда матка и живот опустятся, дышать вам будет лучше, но увеличится нагрузка на мочевой пузырь. Вы можете чувствовать усталость или, наоборот, императивность - это признак приближающихся родов.

Ваш ребенок

Ребенок уже полностью сформировался. Средний вес составляет 3 кг. Ребенок должен занимать положение головой вниз, меньше двигаться, потому что не хватает места в матке. Ребенок набирается сил, и готовиться к выходу в свет. Ваша встреча скоро настанет, вы возьмете ребенка на руки, сможете прижать к себе.

Золотые правила будущей мамы

Беременность - не болезнь. Тем не менее, она требует соблюдения целого ряда мер осторожности.

Валюнчик

Конечно, ваше прекрасное положение - не повод отказаться от привычного ритма жизни. Но все же округляющийся живот требует некоторых изменений в поведении и соблюдении определенных мер предосторожности. Если беременность протекает нормально, активный образ жизни, хлопоты по дому, работа не угрожают здоровью малыша и мамы, но по мере увеличения веса женщине лучше научиться правильно двигаться. От этого во многом зависит ваше хорошее самочувствие.

Правильно наклоняемся

Вам нужно что-то поднять с пола или земли, а живот мешает нагнуться? Нужно не только слегка наклониться вперед, но сначала немного согнуть ноги в коленях и перераспределить на них вес тела. Используйте это положение, если вам надо вымыть ванну или заправить постель на низком диване или тахте.

Правильно спим

Будущей маме удобнее всего спиться на боку. Но чтобы вес распределялся равномерно, желательно положить между коленями небольшую подушку. Тем же, кто страдает онемением или болями в области почек, можно подложить подушку под бок, чтобы не изгибалась спина.

Правильно встаем

Если еще несколько месяцев назад вам достаточно было легкого толчка, чтобы быстро встать с кровати, теперь же необходимы более медленные и постепенные движения, которые не перенапрягают мышцы брюшной полости. Если вы лежите на спине, то перед тем, как встать, повернитесь на бок, подав плечи немного вперед и согнув колени. После этого обопритесь на локоть и подожмите ноги, что поможет перенести их через край кровати и сесть.

Правильно стоим

Если беременная женщина по характеру своей работы вынуждена продолжительное время стоять, это способствует застаиванию крови и жидкости в ногах, вызывая отеки и варикозное расширение вен. Будущей маме необходимо периодически устраивать себе отдых: сесть на стул, подставив под ноги невысокую скамеечку. Часто беременной женщине так и хочется выпрямить спину и "подать" живот вперед, но это приводит к ноющим болям. По этой причине, а также для улучшения кровообращения в тех случаях, когда вы вынуждены подолгу находиться на ногах, попробуйте следующее: подожмите пальцы ног и затем расслабьте их, встаньте на цыпочки и переместите вес тела с одной ноги на другую.

Правильно сидим

Когда вы сидите, очень важно опереться спиной на спинку стула и, если необходимо, подложить маленькую подушку на уровне почек. Если у вас сидячая работа, хорошо бы время от времени прерывать ее, чтобы немного походить: ходьба улучшает кровообращение и предупреждает появление геморроя.

Правильно ходим

Прогулки - то, что нужно беременной женщине. Они тонизируют мышцы ног, предупреждая варикозное расширение вен, укрепляют мышцы брюшной полости. Однако, как только вы почувствуете, что устали, устройте себе передышку: сядьте на ближайшую лавочку и минут пять-десять отдохните. Ходить нужно, держа корпус прямо и расслабив плечи. Обувь должна быть на низком каблуке с удобной колодкой.

Правильно ездим

Если, будучи беременной, вы собрались в дальнюю поездку, помните, что сидеть на одном месте в течение нескольких часов вредно. Поэтому даже в поезде необходимо встать и немного походить по вагону, чтобы стимулировать кровообращение.

В трамвае и автобусе движение не причинит вреда будущей маме и малышу. Однако в общественном транспорте лучше сидеть и подходить к выходу только после полной остановки: из-за внезапного торможения можно потерять равновесие и упасть. И не стесняйтесь попросить, чтобы вам уступили место!

В автомобиле: вы можете занять любое удобное для вас положение, сесть прямо, откинуться на спинку и даже прилечь. Если устали - остановитесь размять ноги.

Как вести себя будущему папе?

Беременная женщина подвержена вспышкам гнева, перепадам настроения, капризам, причина которых кроется в гормональной перестройке организма. Как должен вести себя муж в этот непростой для всей семьи период? Ниже приведены варианты «плохого» поведения с его исправленными версиями и советами психологов.

Никому ничего не должен
Мужчина уверен: все, что надо – он уже сделал. Поэтому не помогает жене по хозяйству. Беременность не болезнь, мытье полов и посуды – исключительно женское занятие. Жалобы жены на тошноту и недомогание называет мнительностью и капризами. Он считает, что имеет полное право расслабиться у телевизора после работы. Где, кстати, пашет как вол. Чтобы прокормить жену и будущего малыша. Торжественный вынос мусорного ведра – единственный подвиг, на который способен уставший муж. Из-за подобного поведения «сильной половины» в семье то и дело вспыхивают скандалы. Когда у жены появится веский довод в спорах – увеличившийся в размерах живот- супруг возьмет на себя закупку продуктов.

! Совет психолога : вы никогда не поймете, что испытывает во время беременности жена. Достаточно осознать – обычные домашние хлопоты стали для нее неподъемными. Ей сложно стоять у плиты из-за обострившейся чувствительности к запахам, тяжело мыть пол из-за подступающей к горлу тошноты. Приготовив ужин, посетив магазин или пропылесосив в комнате, вы никак не уроните своего мужского достоинства.

Не хватает внимания
Будущий папа расстраивается, что ему уделяют мало внимания и «пускается во все тяжкие»: пьет по вечерам пиво с друзьями, задерживается на работе, а после очередного скандала отправляется ночевать к маме. Иногда на горизонте появляется другая женщина, желающая утешить «брошенного» мужчину. К беременной жене супруг предъявляет определенные требования: каждый день поддерживать чистоту и уют в доме, готовить обед из трех блюд, носить кружевное белье, иметь улыбку на лице, приветствовать сексуальные эксперименты, меньше прислушиваться к своему самочувствию и больше слушать своего мужа. Впрочем, некоторые мужчины не любят выяснять отношения. Обидевшись, они уходят из дома без объяснения причин.

! Совет психолога. Зрелый, сильный мужчина переживет период временного охлаждения жены, обусловленного физиологическими процессами. Насколько мало вам придется «страдать» от нехватки внимания, покажет диаграмма. С помощью циркуля начертите круг радиусом 5-7 см. Разделите его на восемь равных секторов. Каждый сектор - около 10 лет жизни. Красным цветом закрасьте площадь, соответствующую срокам беременности жены плюс год - два (когда малыш требует повышенного внимания). Посмотрите, что получилось. Если этот прием не действует, обратитесь к психологу. Специалист поможет освоить новую для вас роль отца.

Ты меня достала
Беременные женщины страдают «болезнью перламутровых пуговиц» - сами не знают, чего хотят. Сначала муж, по мере сил пытается исполнить желания супруги. Среди ночи едет на другой конец города за солеными огурцами, а вернувшись, узнает, что жена передумала и ей нужна клубника. С юмором относится к ежедневным досмотрам на предмет наличия женских волос, отпечатков помады, запаха чужих духов. Изо всех сил старается понять, почему в моменты нежности жена отстраняется от него с плачем и криком «ты меня не любишь». Для мужской логики это нелегкое испытание. Сильная половина теряет терпение, в доме начинаются скандалы. Муж отстаивает свою точку зрения, срывается на крик или объявляет бойкот. Семейная обстановка близка к «вооруженному нейтралитету». Любое, даже рациональное предложение жены супруг отвергает.

! Совет психолога. Залог благополучного течения беременности и счастливой совместной жизни – ваше спокойствие. Женщина порой сама не понимает, что с нею творится, во все виноваты гормоны. Позаботьтесь о том, чтобы супруга не чувствовала себя одинокой, ощущала поддержку, внимание и заботу. Возьмите за правило целовать жену перед уходом на работу и после возвращения домой, расспрашивайте, как прошел день. Не позволяйте собой манипулировать по-крупному, но выполняйте просьбы, которые можете выполнить. Лучший способ пресечь конфликт – обнять жену и сказать, как сильно вы ее любите.

Сексуальная пассивность
Муж всеми силами избегает интимной близости с женой. Причины такого поведения:
- озабоченность самочувствием супруги, боязнь «что-либо там повредить»;
- эстетическая неудовлетворенность внешним видом жены, эгоистический страх, что ее фигура не придет в норму, а секс после родов окажется хуже, чем до них.
Испытывая смешанные чувства, мужчина не склонен обсуждать с женой возникшую проблему. От секса уходит «красиво» («Не жди меня, дорогая, я приеду поздно»; «Ложись спать, любимая, я еще немного поработаю»). На мужчину не действует кружевное белье и призывные взгляды жены. Вместо страстного, долгого поцелуя он «контрольно» чмокает супругу в лоб. Будущий папа отводит взгляд, не прикасается к животу жены. Самый крайний и неблагополучный вариант – бормочет себе под нос: «Ну ты и раздалась, в двери уже не проходишь».

! Совет психолога. Когда мужчиной движет желание не навредить малышу, лучший способ развеять сомнения – почитать специальную литературу, отправиться вместе с женой в женскую консультацию или на курсы подготовки будущих родителей. Примите изменения во внешности жены как временные. Осознайте, советует www.mamam-papam.ru, что беременность – лучшее доказательство вашей мужественности и сексуальной привлекательности, здоровья женщины. Выполните творческое задание: на чистом листке в произвольной форме напишите, за что вы любите жену, найдите позитивные перемены в ее облике. Прочитайте, что вы написали, а затем дайте прочитать эти строки супруге. Стойкое неприятие жены говорит о проблемах во взаимоотношениях, появившихся еще до беременности. Паре рекомендуется посетить семейного психолога.

Хочу мальчика!
Муж изводит жену просьбами «роди пацана» (вариант-дочку). Интерес к полу ребенка нередко подогревают близкие родственники («У вас уже две девчонки, когда мальчик будет?»; «Тебе нужен наследник»; «Внуков – мальчишек – полный дом, где девочка?»). Даже если врач УЗИ огорчит будущего папашу, тот продолжает на что-то надеяться. В день родов он утешает супругу: «Ничего, в следующий раз сделаем мальчика». Или укоризненно качает головой: «А у Сидорова жена вчера мальчика родила».

! Совет психолога. Это поведение обижает женщину, подрывает ее уверенность в себе, насаждает комплексы. «Заказ» на ребенка определенного пола и разочарование, возникающее, если ожидания не оправдываются, негативно сказываются на младенце. Представьте: вы идете на веселую вечеринку, открываете дверь и видите кислые мины присутствующих: «Василий Петрович… А мы вас не ждали, нам нужен Петр Васильевич». Так ощутит себя в мире ваш малыш. Не рассуждайте на тему, кого бы вам хотелось. Одинаково радуйтесь и мальчику, и девочке. Наконец, пол малыша определяет сперматозоид. Хотите знать кто «плохо сработал»? Посмотрите в зеркало.

Ложная беременность
Папа озабочен течением и исходом беременности не меньше, чем супруга. Ходит вместе с нею в женскую консультацию, заставляет мерить давление, выполняет все прихоти, укладывает на диван, покупает мягкие игрушки и сладости. Когда жена мучается токсикозом, ему за компанию становится плохо. Он твердо настроен на совместные роды, читает специальную литературу, учится правильно дышать, но в родзале от него нет никакого толку, потому, что в самый ответственный момент он падает в обморок.

! Совет психолога. Будущий отец должен интересоваться состоянием жены, поддерживать ее и успокаивать. Но при этом - оставаться мужчиной: уравновешенным, мудрым. Не следует баловать жену сладким. Если нет на то соответствующих рекомендаций врача, не поощряйте ее желание лежать на диване. Лучше погуляйте вместе в парке, сквере. Отдельный вопрос – совместные роды. Если мужчина решил присутствовать на них, нужно пройти соответствующую подготовку. Когда есть сомнения в целесообразности поступка – в родах лучше не участвовать.

Плохой папа Мужчина боится перемен, не уверен в том, что он хочет ребенка, считает, что не справится с ролью отца. Он делится своими опасениями с женой. Не участвует в решении бытовых проблем (когда и какую купить кроватку, где ее поставить, нужен ли пеленальный столик). Говорит, что во всем доверяет супруге, а по сути – уходит от проблем.

! Совет психолога. Чувства и эмоции будущего отца понятны. Любовь к малышу возникнет не сразу. Для начала возьмите на себя часть организационных вопросов. Супруга выбирает кроватку - вы обеспечиваете ее доставку и установку. Она составляет список необходимых вещей – вы их покупаете. Общайтесь с ребенком. Ежедневно поглаживайте животик жены, говорите малышу «доброе утро» и «спокойной ночи», рассказывайте о том, как весело вместе будете играть, когда он родится и немного подрастет.

Существует мнение о возможности развития и воспитания детей в утробе будущей матери, в связи с этим возникла наука - прентальная педагогика. Действительно ли это оказывает воспитательный эффект - необходимо разобраться.

Прентальная педагогика представляет собой воздействие на плод, находящийся в утробе матери, с целью привить определенные качества.

Приверженцы науки уверяют, что повысить уровень интеллекта, помочь формированию некоторых качеств и оказать укрепляющий эффект на нервную систему, необходимо начинать во время расположения ребенка в животе матери.

Зарождение науки, о преждевременном воспитании малыша, началось с эксперимента, сопровождаемого музыкой. Будущая мама, прикладывая наушник к животу, включала музыкальный трек через проигрыватель, с целью понаблюдать за изменениями в поведении малыша, наблюдали за шевелениями и ритмом детского сердца.

Пренатальное обучение

Спустя некоторое время начали появляться специалисты прентального обучения, пропагандирующие свои теории и способы развития.

К примеру, женщинам, которые беременны, советовали петь специальные песни и проговаривать упражнения в отведенное для этого время.

В виде результата от такого эксперимента ожидали совместные исполнения песен, мамы и малыша.

Для того чтобы оказать влияние при помощи движений и звуков, женщина пользовалась специальным музыкальным поясом, реагирующим на собственные толчки малыша, таким образом начинала воспроизводиться музыкальная программа.

Обучение до рождения

При подготовке ребенка к нехватке кислорода, возникающей во время родов, проводили гипокситерапию беременной женщине. Используя специальное оборудование, имитировали нахождение испытуемого в горной местности, с наиболее низким содержание кислорода, наравне с привычной обстановкой. Процедуру пребывания проводили в течение получаса на протяжении нескольких недель.

Методы дородового воспитания развиваются и совершенствуются с особым интересом, на сегодняшний день каждая область имеет свою технику воспитания и танцы, и изобразительное искусство, и музыку, и множество других.

Все методики были созданы с целью раннего развития ребенка в утробе будущей матери, сторонники прентального развития уверяет, что классическая музыка, которую малыш слышит, находясь у мамы в животе, оказывает стимулирующее действие на моторику и слух, прививает ассоциативные связи. Ребенок, знакомясь с музыкальной классикой, во время нахождения в утробе матери, вырастет с более сформированным логическим мышление, более сконцентрированным на происходящем, рассудительным и спокойным.

Более самостоятельными и уверенными появляются на свет детки, почувствовавшие внутриутробно свою значимость для отца и матери, за счет их совместного активного обмена информацией в процессе беременности. Они прекрасно воспринимают информацию на слух и мыслят на творческий лад. Существует и такое убеждение: беременная женщина, занимающаяся танцами, способствует хорошей переносимости ребенка во время поездки в транспорте и развитию его вестибулярного аппарата. Или, к примеру, во время танца женщина совершает активные движения, тем самым ребенок в ее животе получает увеличенный приток кислорода. Звук голоса поющей женщины способен благотворно влиять на иммунитет ребенка и развитие головного мозга. Будущая мама, активно интересующаяся искусством и выставками, природой и ее обителями, например, поющими птицами, увеличивает вероятность привить малышу любовь к природной красоте еще до рождения.

Введение 2

Внутриутробное взаимодействие на уровне «мать-дитя» 4

Сенсорные способности плода. 6

Эмоциональный след в формировании личности ребенка 8

Запись информации на клеточном уровне. 12

Отношение к плоду во время беременности. 13

Заключение. 15

Литература. 17

Введение

Рождение малыша – значительное, полное счастливых переживаний, событие в жизни каждой женщины. Осознание своей новой роли приходит как светлое, трепетное чувство, наполняя жизнь новоиспеченной матери непознанным ранее смыслом. Однако мало кто из молодых мам знает о том, что воспитание ребенка должно начаться задолго до его рождения, то есть практически с первых недель беременности.

Из уст в уста передается известная притча:

Пришли отец и мать к мудрецу и говорят:

Нашему малышу уже целых пять дней, посоветуйте, когда нам начать его воспитывать?

На что мудрец глубокомысленно ответил:

Дорогие мои, вы опоздали ровно на девять месяцев и пять дней!

Таким образом, воспитание – это процесс, к которому нужно отнестись со всей ответственностью, причем еще до рождения ребенка.

Исследования, проведенные учеными разных специальностей, подтверждают наличие и указывают важность взаимосвязи между определенными событиями, происходившими во время беременности, или самочувствия матери в этот период и какими-то отклонениями, чем-то необычным, по мнению самих матерей, в характере или поведении ребенка.

В 1982 году Андре Бертин создала Национальную ассоциацию пренатального воспитания (НАПВ). По замыслу создателей этой ассоциации она должна стать связующим звеном между проводимыми исследованиями и супружескими парами и матерями. Создание такой организации говорит о том, что пренатальное воспитание действительно оказывает огромное влияние на эмоционально-личностное развитие ребенка после его рождения.

По мнению ученых данной ассоциации, пренатальное воспитание оказывает фундаментальное воздействие на развитие ребенка, нежели воспитание его в первые годы жизни.

В древности считали, что беременные женщины и молодые мамы связаны незримой энергетической нитью с Космосом. Во время беременности женщина становится более чувствительна и восприимчива ко всему тому, что видит и слышит вокруг. А то, что чувствует мама, чувствует и ее ребенок. Этим и занимается пренатальная педагогика.

Для древних цивилизаций значимость периода беременности была абсолютно непреложной истиной. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и многие другие народы разработали свод законов для матерей, супружеских пар и общества в целом, которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для жизни и развития.

В Древней Индии для беременных женщин устраивали храмовые обряды, во время которых женщины наслаждались прекрасными танцами, слушали мелодичную музыку.

В Древнем Китае существовали специальные заведения для беременных, где они могли отдохнуть и полюбоваться произведениями искусств, погулять в ухоженных садах и парках.

Современные научные исследования, проводимые специалистами четырех различных направлений, позволяют выделить важнейшие факторы, играющие роль в воспитании плода еще в утробе матери. К ним относятся:

    сенсорные (от лат. sensus – чувство, ощущение.) способности плода (изучаются специалистами разного профиля);

    эмоциональный след (обнаружен и изучается психологами и психоаналитиками);

    способность элементарных частиц, составляющих атомы, молекулы и живые клетки, «записывать» информацию (область интересов физиков);

    действие морфогенетических полей (Морфогенетические поле – поле, в котором формируется тело человека), (выдвинуто в качестве гипотезы одним из английских биологов).

Внутриутробное взаимодействие на уровне «мать-дитя»

Воспитание можно определить как «предоставление условий и средств, способных обеспечить формирование и развитие ребёнка». Воспитывая живое существо, мы подразумеваем под этим его формирование и развитие в процессе развертывания движения жизни внутри него самого. Это происходит благодаря тому физическому, эмоциональному, ментальному материалу, который он получает из окружающей среды.

После рождения ребенка процесс воспитания характеризуется тремя этапами:

1. впитывание информации;

2. подражание;

3. личный опыт ребенка.

Однако в период внутриутробного развития опыт и подражание, естественно, отсутствуют. Впитывание информации в перинатальном возрасте максимально и протекает на клеточном уровне. Новорожденный уже прожил девять месяцев, впитывая в себя информацию, поступающую от матери и от внешних раздражителей, которая в значительной степени сформировала базу для его дальнейшего развития.

Роль пренатального развития оценивается с точки зрения формирования материнского чувства, которое в дальнейшем будет определять развитие личности ребенка. Существует следующая закономерность: все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Мать-это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база» как с материальной, так и с психической точек зрения. Роль матери во всех случаях состоит в отношении к будущему ребенку, которое определяет ее эмоциональное состояние в беременности и служит «материалом» для формирования субъективного опыта ребенка.

Пренатальное воспитание несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.

Мать является посредником между внешним миром и плодом. Человеческое существо, формирующееся внутри матки, не воспринимает окружающую мать среду напрямую, однако, оно непрерывно улавливает ощущения, чувства и мысли, которые вызывает у матери окружающий её мир. Это существо регистрирует, запоминает первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

Говоря о проблемах дородового обучения эмоциям, важно отметить, что эмоция это не только психическое состояние субъекта, а еще и гормональная реакция его организма. При длительных стрессовых состояниях в крови матери образуется избыточное количество стероидных гормонов, проходящих через плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребенка. Величина и характер эмоционального контакта между матерью и плодом, возможно, является одним из самых решающих факторов, влияющих на развивающуюся психику ребенка, особенно на ее эмоциональную составляющую.

Во время перинатального периода развития ребенок живет практически «одной жизнью» с матерью. Сегодня доказано, что при стрессе гормоны надпочечников матери выбрасывают в кровь катехоламины (гормоны стресса), а во время положительных эмоций (радости, успокоения), гипоталамические структуры вырабатывают эндорфины (гормоны радости), которые, проникая через плацентарный барьер, непосредственно воздействуют на плод. Следовательно, мать и ребенок представляют собой единый организм, и каждый из них в равной степени страдает от неблагоприятного влияния внешнего мира, которое записывается в долговременной памяти, оказывая воздействие на всю последующую жизнь ребенка. Позитивные материнские эмоции вызывают усиление роста плода, спокойствие и возрастание уровня сенсорного восприятия плода.

Сенсорные способности плода.

Органы чувств соответствующие центры мозга плода, отвечающие за сенсорное восприятие, развиваются уже к третьему месяцу беременности. На протяжении последующих шести месяцев они совершенствуются и специализируются в соответствии с выполняемыми функциями.

Зрение, которое невозможно без света, находится в состоянии временного бездействия. Плод воспринимает лишь слабый оранжевый свет, да и то при непосредственном освещении живота матери.

Вкус у плода уже хорошо развит, плод даже может отдавать предпочтение одного другому. Это было установлено путем добавления в амниотическую жидкость (околоплодную воду, которую потребляет плод) сахара, после чего плод употреблял двойную порцию этой жидкости. При добавлении же горького раствора количество потребляемой плодом жидкости снижалось в несколько раз. Внутриматочная жидкость подвержена влиянию всего, что съедает и выпивает мать. Это способствует привыканию плода к вкусу той пищи, которую он будет потреблять после рождения и которая характерна для региона проживания родителей.

На сегодняшний день наиболее хорошо изучены чувствительность и слух. Кожа плода подвергается непрерывному воздействию мышц матки и брюшной стенки. Таким образом, это дает возможность поддерживать тесный контакт между отцом, матерью и плодом через брюшную стенку. Отмечено, что когда отец или мать совершают нежные поглаживания живота, то ребенок ощущает эти прикосновения и ещё до рождения он чувствует эмоциональное успокоение и заботу родителей, что в дальнейшем сказывается на его дальнейших отношениях с родителями уже после рождения и когда он становится более взрослым ребёнком.

Внутренне ухо, воспринимающее звуки и передающее сигналы в мозг плода, формируются уже в конце шестого месяца беременности. Звук оказывает огромное влияние в развитии не только плода, но и дальнейшей самостоятельной жизни ребенка. Звуки голоса матери и отца отличаются по тембру и частоте, поэтому важно, чтобы оба родителя принимали участие в беседах с малышом. Можно просто рассказать, как прошел день, как вы ждете его появления на свет, можно спеть нежную песенку – замечено, что колыбельные, которые мать пела во время беременности, лучше успокаивают новорожденных, поскольку они давно им знакомы! Эти разговоры устанавливают контакт между родителями и ребенком, и он сохранится на долгие годы.

Малыши часто узнают песни и музыку, услышанные в пренатальном периоде, причем они действуют успокаивающе на ребёнка и могут использоваться родителями, например, при его сильном эмоциональном напряжении как успокаивающее средство. Что касается рок-музыки, металла и альтернативной музыки, то всеми специалистами отмечается, что она приводит плод в состояние бешенства. Он начинает причинять матери непереносимые страдания, которые она испытывает от бурного движения плода. Такое воздействие на плод является негативным и отрицательно действует на его развитие в утробе матери и на состояние психики уже после рождения. Дети родителей, увлекающихся рок-музыкой, чаще страдают различными нервными расстройствами. Избежать такого отрицательного влияния можно - прослушивание классической успокаивающей музыки.

Ты беременна и не знаешь как себя вести? Веди себя естественно, но не забывай, что теперь ты не одна. Мы расскажем тебе, что такое пренатальная педагогика , как общаться и взаимодействовать с ребенком и с самой собой.

Скажи "добро пожаловать"

Подобно тому, как ты ожидаешь появления ребенка на свет, плод также запрашивает разрешения на рождение у тебя. Это такой себе двусторонний процесс приглашения друг друга и обоюдного согласия. Это происходит в «темных» уголках мозга, то есть за пределами нашего сознания. Но иногда мы начинаем осознавать, что ребенок, и правда, стучится в дверь...

Ребенок, прежде всего, должен знать и чувствовать, что он желанный. Существует теория, что именно оттого, что у беременной женщины возникали сомнения о том, готова ли она стать матерью, стоит ли заводить ребенка – дети рождаются с отклонениями, с проблемами со здоровьем. Не думай, что плод ничего не чувствует – чувствует, особенно тебя.

Связь


Беременная связана с ребенком по всем каналам: физически, эмоционально, энергетически. Поэтому тщательно следи не только за своими поступками, а и за мыслями, настроением. Если хочешь, чтобы ребенок был добрым – делай добрые дела, хочешь, чтобы был умным – читай книги, творческим – рисуй, пой. Все просто. Ты сама, как никто другой, знаешь «не зная», то есть на подсознательном уровне о своей связи с малышом. Думай о малыше, заботься о себе, таким способом ты заботишься о нем – брось вредные привычки, если такие были, употребляй только здоровую пищу. Разговаривай с ним, желай «доброго утра» и «спокойной ночи», как члену семьи. В дохристианские времена Киевской Руси, если умирал ребенок до года, считалось, что он ушел потому, что ему не подошла семья, в которой он родился, и отправился искать другую. Так что, если задуматься об этом веровании, значит, возможно, не мы выбираем, а нас выбирают? Ведь не доказано и никто не знает, что нас ждет после смерти и что ждало перед жизнью. Будь уверенна: ребенок тебя слышит во всех смыслах этого слова. Неизвестно, когда появляется связь с ребенком, но известно, что она остается до конца дней.

Пренататальная педагогика


Период от оплодотворения до появления на свет – это пренатальный период . Следовательно, пренатальная педагогика – это воспитание, процесс общения и взаимодействия с плодом. Наука еще не имеет достаточно знаний о том, как воспитывать ребенка в утробе, но все же доказано, что связь есть и мы можем повлиять своими эмоциями, музыкой и мировосприятием на становление личности в будущем. Медициной доказано, что на 22 день начинает биться сердце у эмбриона, органы чувств плода формируются и уже функционируют к 20-й неделе, а после 22-й недели ребенок способен выжить вне утробы матери – то есть в искусственных условиях. Ребенок уже живет!

Существуют разные взгляды на то, когда у ребенка формируется характер и ценности – до 5, до 4, а японцы вообще говорят, что до 3. Поэтому, чем раньше ты начнешь свое воспитание и общение с ребенком – тем лучше!