Мероприятия по периодике в библиотеках. Сценарий познавательного часа информации о периодике «Верные друзья

Найдется ли такой человек, который не любит новостей? Конечно, нет. Все мы очень любознательны. Обо всем новом, что нас интересует, расскажут газеты и журналы. 24 июня в библиотеке-филиале №9 прошел день периодики «Обо всём на свете в журнале и газете» . К этому дню была оформлена выставка с одноимённым названием. Периодика для выставки подбиралась исходя из читательских потребностей и интересов пользователей разных возрастных категорий.

Детей младшего возраста ждали прекрасные издания журналов «Том и Джерри», «Мурзилка», «Юный натуралист», «Мир Принцесс», «Скуби-Ду», «Свирель».

У ребят средней возрастной группы и старшеклассников наибольшей популярностью пользуются журналы «Маруся», «Юный техник», «Золотой ключик». Это яркие, красочные, полезные издания, с массой интересных публикаций, которые затрагивают и помогают решать молодежные проблемы. В них ребята находят для себя интереснейшие, увлекательные статьи на самые разнообразные темы из мира животных и растений, истории, географии, искусства, литературы. А также материалы, посвященные актуальным для детей проблемам: школьной жизни, достижениям сверстников, увлечениям и хобби. Кроме того, в журнале много интересных заданий, конкурсов и викторин.

Для взрослых читателей были представлены такие периодические издания как «Рыболов», «Наука и Жизнь», «Природа и Человек», «Приусадебное хозяйство», «Коллекция караван историй», «Крестьянка», «Добрые советы», «За рулем».

Любой желающий имел возможность полистать журналы, получить консультацию по интересующим вопросам. Предложенные материалы дали возможность каждому читателю найти интересующую их информацию на любую тему. Журналы с массой интересных публикаций помогают найти ответы на многие вопросы, в них публикуются советы психологов, юристов, врачей. В периодических изданиях много хороших идей, которые вдохновят читателей на создание рукодельных украшений, а также описание всех необходимых умений.

Дни периодики не только привлекают в библиотеку новых читателей, но и позволяют опытным пользователям лучше ориентироваться в информационных ресурсах библиотеки и повышают интерес посетителей к периодическим изданиям.









Вот полки, книги, переплеты…
Знакомцы давние мои,
Предмет вниманья и заботы
И возрастающей любви.
И переплет за переплетом,
Где по-соседству с прозой – стих,
Как поворот за поворотом
На карте судеб мировых.
Как разговор тысячелетий,
Ушедших поколений зов…
И вы, и я – мы просто дети
Пред этой мудростью веков.

В продолжении читайте материал в женском интернет журнале про цветок женское счастье

Здравствуйте, милые, дорогие, верные друзья нашей библиотеки! Вы, действительно, наши верные друзья, вам не страшен холод, зной, снег, ветер или дождь. В любую погоду вы смело шагаете в библиотеку. Она ждет вас всегда и встречает радостно, теплом и радушием сотрудников, новыми поступлениями литературы, интересными массовыми мероприятиями.

Сегодня библиотека должна выбрать своего самого верного друга. Им станет тот, кто больше других знает о самой библиотеке, о периодических изданиях, в общем, тот, кто ответит на большее количество вопросов и получит больше жетонов в течение всей нашей встречи.

Итак, начнем наш разговор. В Армизонском районе создана ЦБС. Кто знает, что это такое?
(Ответ: Централизованная библиотечная система)
А кто скажет, в каком году произошло это знаменательное событие?
(Ответ: В 1977 году)

ЦБС объединяет 12 библиотек: 11 сельских и одну центральную районную библиотеку с детским отделом. Думаю, вам будет интересно узнать некоторые результаты деятельности за 2011 год. Конечно, год был трудным, но плодотворным. Все показатели нашей работы (за исключением платных услуг) выше, чем в 2010 году. Даже число читателей на 10 человек больше, несмотря на то, что много читающих семей уезжают за пределы района и, кроме того, в районе большая смертность. Читателей у нас 5,5 тысяч. Книжный фонд составляет более 97 тысяч экземпляров и более 750 экземпляров периодической печати. За прошлый год было выдано читателям свыше 235 тысяч книг, газет и журналов. Для сравнения – в 2010 году – только 207 тысяч. То есть каждый читатель за год взял 42 экземпляра литературы, или 3 издания в месяц. Это — хороший показатель.

В прошлом году немного изменились функционирующие в библиотеке отделы, к нам пришли новые работники. Вот как это выглядит в данный момент: в библиотеке 4 отдела. Отдел обслуживания взрослых читателей (Г. А. Угрюмова, О. Н. Грудева, А. С. Печерина); детский отдел (В. А. Лукащук, Н. Ф. Печерина); отдел комплектования (Г. П. Горбунова, В. В. Марков); информационно-правовой отдел (Н. О. Жирякова, Е. В. Мауль).
Наверное, вам интересно будет узнать, что у нашей системы есть в интернете свой сайт armbibl.ucoz.ru. На нем мы помещаем свои планы работы, информации о проведенных мероприятиях, фотографии и другую полезную информацию.
В библиотеке открыт пункт коллективного доступа в Интернет, которым вы можете воспользоваться бесплатно в часы работы библиотеки.

Библиотеки нашей системы (в том числе и районная) расширяют свои функции и диапазон оказываемых услуг, как платных, так и бесплатных. Информацию об услугах библиотеки вы можете найти в Уголке читателя.
Главное направление работы библиотеки – предоставление населению информационных услуг через имеющиеся библиотечные документы, в том числе через периодические издания.
Поток информации, постоянно поступающий и потребляемый всеми нами, стал для человека цивилизованного не просто важен, но и жизненно необходим.

Давайте вспомним, что входит в этот разнообразный мир, называемый СМИ?
(Ответы)
Да, это пресса – периодические издания газетно-журнального типа и аудиовизуальные СМИ – радио и телевидение.

Сегодня мы поговорим о первой составляющей и мне, как библиотекарю, кажущейся самой важной, — периодической печати.
Очень сложно, почти невозможно, представить себе все эти периодические издания. Потому что современная пресса – это тысячи изданий, различных по тематике, целевому назначению, программе, периодичности, тиражу, региону распространения.

На какие два отряда мы можем разделить всю прессу?
(Ответ: Газеты и журналы)
Правильно. А чем отличается газета от журнала?
Газета обладает большей оперативностью, большей универсальностью, она более информативна и представляет собой листовое издание.
Журнал более аналитичен (т.е. анализирует события) и публицистичен. Журналы, согласно Госстандарту, должны быть сброшюрованы», т.е. печатные листы скреплены в корешке.

Давайте совершим мысленно экскурсию в историю прессы…

Газета – это история мира за одни сутки. Сложно придумать лучшее определение для этого вида периодики.
Само слово «газета» по традиции связывают с названием итальянской монеты – gazzeta.
В середине XVI века она служила платой за листки, сообщавшие венецианским купцам торговые новости. История газетного дела ведет начало с 1609 года, именно тогда в Германии раз в неделю выходили газеты.
Первая русская газета «Куранты» появилась в 1621 году. Правда, она была рукописной, и читали ее только царь и бояре.
Журнал почти на полвека младше газеты. Это было в 1665 году в Париже, когда вышел первый номер издания. С тех пор прошло немало времени.
По региону распространения прессу можно разделать на три большие группы: общенациональная, региональная, местная.
Пресса может быть рассчитана либо на большинство потенциальных читателей, либо на конкретную группу.
По тематическому направлению прессу можно разделить на следующие темы, посвященные проблемам: здоровья, спорта, техники, науки.
У газет и журналов разная периодичность. Строгая периодичность – одна из важнейших характеристик СМИ. Некоторые издания выходят каждый день, другие – раз в неделю, некоторые — раз в месяц.
На первой полосе размещаются самые важные материалы, сенсационные фотоснимки. Что привлекает ваше внимание? Ну конечно, заголовок. Его главная задача – задержать наше внимание, заинтриговать. Иногда заголовок сопровождается кратким текстом, выделенный курсивом, который предваряет материал. Это и есть врез. Обычно это лозунг, цитата или комментарий, иногда краткое содержание материала, от которого зависит, будет ли читатель читать этот материал.
Ведь читая периодические издания, мы выбираем только то, что нам интересно, поэтому заголовок и врез стараются нас заинтересовать. Под шапкой «Сегодня в номере» располагают самые важные темы номера. Иногда в газеты и журналы вложены листы, которые называются вкладка. Вкладка – это издание в издании, ее можно вынуть из газеты, не нарушив при этом целостности издания (программа ТВ).
Сплошной текст на широкой газетной или журнальной полосе читать было бы неудобно. Поэтому в издательской практике принято разбивать его на несколько колонок — вертикальных столбцов.
В каждом издании печатаются выходные данные, содержащие информацию об издателе, главном редакторе, периодичности выхода издания, тираже и т. д. В каждой газете и в каждом журнале есть свои постоянные рубрики – разделы. У рубрики свое место и оформление
Сейчас предлагаем вам познакомиться с периодическими изданиями, представленными на стеллажах.

Итак, наша библиотека выписывает 94 периодических издания. Из них 37 газет и 57 журналов.
Все вы – наши постоянные читатели и сами знаете, какие журналы и газеты мы выписываем. Конечно, этот список не постоянен. В зависимости от ваших интересов происходит корректировка.

Например, когда-то мы выписывали журнал «Караван историй». Он пользовался спросом у женщин среднего возраста. Потом вдруг перестал быть востребованным. Но когда новых номеров журнала не стало, вдруг возник спрос на него. И вот с этого полугодия на наших стеллажах – ваш старый знакомый журнал «Караван историй».

Обратите внимание на новые журналы: «Даша», «Все для женщины», «Охота и рыбалка: XXI век».

1. В газете следует представлять себе постоянное расположение материалов, внутренних и международных.

2. Просмотр газеты следует начинать с передовой статьи. Её место – слева или вверху первой полосы. Передовая – пульс сегодняшнего дня. Она расскажет вам о первоочередных задачах и проблемах страны, науке, технике, культурной жизни. Заголовок передовой статьи всегда четко обозначает её тему.

3. Далее – общий просмотр газеты. Его технология сродни просмотру книги, только оглавлением-путеводителем служат рубрики и заголовки. Сопоставив заголовок статьи с рубрикой, под которой она помещена, почти всегда можно сказать тему очерка, фельетона, репортажа, информации. Уточнить эту тему поможет подзаголовок.

4. Интересно вам? – читайте.

5. Прочитанное вами должно непременно сработать – помочь в профессиональной деятельности или просто в разговоре.

6. Нет ни одного номера журнала, в котором бы не рассказывалось о чем-то нужном, интересном. Надо уметь увидеть эти материалы, прочитать их. Систематическое чтение газет и журналов позволит вам быть знающими людьми, которые всегда могут рассказать о том, что происходит в мире, в нашей стране.

7. Как же приучить себя к чтению периодики? На первых порах заставляйте себя прочитать хотя бы все заголовки на всех полосах газеты. Наверняка один — два из них привлекут ваше внимание. Прочтите статьи под этими заголовками. Вот уже есть одна – две темы, с которыми вы знакомы. Если вы сумеете и в дальнейшем заставлять себя следить за ними, то не только познакомитесь с мнениями других по заинтересовавшему вас вопросу, но сможете сформировать и своё.

8. Есть одно – единственное, обязательное условие развития интереса к газете, журналу. Это последовательность, регулярность чтения.

Вопросы викторины:

1. Что такое ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ?
2. Что такое газета?
3. Чем журнал отличается от газеты?
4. Чем журнал отличается от книги?
5. Назовите региональные периодические издания.
6. Как называется наша районная газета? Когда она выходит к читателям?
7. Расскажите о своем любимом журнале или газете.
8. Какие отделы есть в нашей библиотеке?
9. А сколько библиотек в ЦБС?
10. Каков книжный фонд всех библиотек системы?
11. А сколько у нас читателей?
12. Ну, и сколько экземпляров литературы выдано за 2010 год?

Спасибо всем за ответы. А самым верным другом, знающем о библиотеке почти все оказался _______________________ !

Ну, что ж. Сейчас вы можете подойти к стеллажам, выбрать заинтересовавшие вас газеты и журналы, записать их в свой формуляр, придти домой, сесть в свое любимое кресло, включить настольную лампу и наслаждаться чтением!

А БИБЛИОТЕКА, СТАВШАЯ ВАШИМ ДРУГОМ НАВСЕГДА, БУДЕТ ВАС С НЕТЕРПЕНИЕМ ЖДАТЬ!

Н. О. Жирякова, заведующая информационно-правовым отделом Армизонской ЦРБ

КОНСПЕКТ БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО УРОКА

В рамках Программы внеурочной деятельности «ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ И БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»

На тему: «Периодические издания для детей»

Выполнила:

Юрьева Е. А.,

библиотекарь

МБОУ «Гуманитарная гимназия № 8» г. Северодвинска

Архангельской области

Северодвинск

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

урок информационной культуры для учащихся 2 кл.

Цель: Воспитание информационной культуры читателей.

Задачи:

Дать понятия «пресса», «публицистика», «периодическое издание», «газета», «журнал», «рубрика», «статья»;

Рассказать о значении периодики в мире информации;

Познакомить учащихся с периодическими изданиями библиотеки гимназии, подходящими по возрасту;

Вызвать интерес к чтению периодических изданий;

Рассказать о возможностях использования периодики для подготовки сообщений, докладов, исследовательских работ и при поиске необходимого информационного материала.

Форма организации обучения : урок ознакомления, обзор.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:

работа с периодическими изданиями

иллюстрация.

Средства обучения: периодические издания, компьютер, мультимедиа проектор.

План.

1. Вступление.

2.Объяснение понятий «пресса», «периодическая литература», «публицистика», виды периодических изданий (с помощью презентации).

3. Обзор периодических изданий библиотеки с помощью презентации.

Пункты 1-3 — 25 минут.

4.Практическое задание.

8 минут.

5. Вопросы для закрепления и выводы.

5 минут.

6.Свободное чтение.

5 минут.

7. Заключение.

2 минуты.

Ход урока.

1. Вступление

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас интересный урок под названием «Увлекательная пресса для ребячьего интереса». Этот урок расширит границы нашего кругозора и поможет вам в подготовке докладов, сообщений, выполнении практических и исследовательских работ. Всё это необходимо, поэтому прошу вашего самого пристального внимания и буду рада вашим вопросам по окончании урока.

2 .Объяснение понятий.

(Презентация. Слайд 1)

Увлекательная пресса… А что же такое пресса?

(Презентация. Слайд 2)

«Пресса» - слово пришло к нам из Франции.

Пресса - это произведения печати… : журналы, газеты, вообще текущие новости печатного слова. Так написано в «Словаре иностранных слов вошедших в состав русского языка» А. Н. Чудинова

О журналах и газетах и пойдёт сегодня разговор.

Наверное, ваши родители выписывают или покупают газеты и журналы для себя и для вас, чтобы ознакомиться с новостями и узнать что-либо новое и интересное, и вы уже знаете, что пресса издаётся регулярно - под определённым названием выходят новые и новые номера. Т.е. журналы и газеты издаются периодически.

(Презентация. Слайд 3)

«Периодическое издание - издание (обычно печатное), выходящее с заявленной периодичностью». Так написано в Википедии, онлайн-энциклопедии.

«Периодика» — греческое слово, означающее «вновь наступающий», «возвращающийся».

К периодическими изданиям относятся газеты, журналы, ежегодники, календари и др.

То есть газеты и журналы - это печатные периодические издания или пресса.

Журналы и газеты могут быть разных видов.

(Презентация. Слайд 4)

По периодичности:

ежедневные;

еженедельные;

ежемесячные;

ежеквартальные;

ежегодные и т. д.

По назначению:

научно-популярные;

литературно-художественные и т. д.

В периодических изданиях разных видов печатаются самые различные интересные вещи: статьи о научных открытиях, о жизни в обществе, о культуре разных народов, о спортивных достижениях. Также пресса освещает исторические открытия и факты, разные полезные советы по организации образа жизни и быта, интересные вещи о животном и растительном мире и т. д. Также из газет и журналов мы можем узнать о различных событиях в жизни общества и об отношении людей к этим событиям.

(Презентация. Слайд 5)

Область литературы об актуальных общественно-политических вопросах, а также обсуждение в печати этих вопросов мы называем публицистикой. Публицистика - это вид литературы.

3. Обзор периодических изданий библиотеки.

На периодические издания можно оформить подписку на почте, а можно купить их прямо на почте или в киоске. Давайте ознакомимся с некоторыми периодическими изданиями для младших школьников, которые выписывает наша библиотека.

(Презентация. Слайд 6)

Любознательные и активные!

Приглашаем вас окунуться в газетно-журнальное море нашей библиотеки! Здесь вы можете найти для себя много нового, увлекательного и интересного.

(В ходе рассказа приготовленные заранее газеты и журналы демонстрируются обучающимся).

(Презентация. Слайд 7)

Газета - периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвящённое событиям текущей политической и общественной жизни.
(С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка).

Слово «газета» пришло к нам из Италии. Так называлась там мелкая монета, в которую оценивали ежедневный новостной листок.

Перед вами газета «Добрая Дорога Детства». (Показать газету).

(Презентация. Слайд 8)

«Добрая Дорога Детства» - Всероссийская газета. Выходит 2 раза в месяц. Газета о детях, о дорогах и Правилах дорожного движения.

Газета освещает новости и новые Правила, документы о безопасности детей на дорогах, печатает игровые материалы для детей.

Юным инспекторам движения;

Пост Юнкора (Материалы для юных корреспондентов - пропагандистов детской безопасности);

Игротека ДДД (публикуются настольные игры, пазлы, игры на воздухе, ребусы, кроссворды, викторины);

Собери коллекцию (фото и характеристики автомобилей, фото и сведения о гонщиках и т.д.);

Интервью со знаменитыми людьми;

Дети и Родина;

Здоровый образ жизни и др.

А вот журналы нашей библиотеки. (Показать стопку журналов).

(Презентация. Слайд 9)

«Журнал - периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи, художественные произведения, иллюстрации» - гласит «Толковый словарь» Д. Н. Ушакова.

Я принесла несколько журналов.

(Презентация. Слайд 10)

«Детское чтение для сердца и разума» - самое первое периодическое издание для детей, появившееся в России. Очень интересный литературно-художественный журнал для детей и их родителей, несмотря на небольшой объём, 48 страниц, и чёрно-белые иллюстрации. Он печатает детскую классическую и современную литературу для чтения: сказки, стихи, рассказы, исторические зарисовки.

(Презентация. Слайд 11)

Ребята и зверята

Задушевное слово

Рассказ за рассказом

Поэзия детям

Читаем всей семьёй

Чудные мгновения

Бывает и такое

Кроме шуток

Чудеса в решете

Жила-была сказка

Занятные истории

История из истории

Вот всеми любимый журнал «Мурзилка».

(Презентация. Слайд 12)

Популярный детский познавательный литературно-художественный журнал. Выходит 1 раз в месяц с 1924 г.

Главный его герой - жёлтый пушистик Мурзилка, сказочное существо. Он знакомит читателя с интересным миром сказок, рассказов, стихов, комиксов, загадок и кроссвордов.

Авторы "Мурзилки" - современные талантливые писатели, художники и классики детской литературы: С. Я. Маршак, Г. Б. Остер, Ирина Ащеулова, Андрей Усачёв и многие другие. Часто авторами журнала выступают сами читатели.

(Презентация. Слайд 13)

Наши любимые писатели

Галерея искусств Мурзилки

Экологический урок Мурзилки

Я пишу письмо в «Мурзилку»

Приключения Мурзилки - рубрика коммиксов

Путешествия и открытия

Кроссворд Мурзилки и др.

«Статья - научное или публицистическое сочинение небольшого размера» - написано в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.

Статьи из «Мурзилки» помогут подготовить интересные сообщения, доклады в дополнение к школьной программе, расширить свой кругозор.

Следующий наш журнал называется «Детская энциклопедия».

(Презентация. Слайд 14)

Этот научно-популярный журнал издаётся 1 раз в месяц.

Он предназначен для детей с 12 лет, но и восьмилетним ребятам можно найти здесь понятный материал. "Детская энциклопедия" содержит интересные факты, он интересен и детям, и взрослым.

Каждый журнальчик посвящён отдельной теме и состоит из множества вопросов или глав, расположенных по алфавиту, раскрывающих содержание темы.

Это периодическое издание поможет в подготовке сообщений и докладов к урокам, в расширении кругозора. Его можно использовать при написании исследовательских работ.

«А почему?» - часто спрашивают любознательные дети. Есть журнал, который так и называется «А почему?», и мы его выписываем.

(Презентация. Слайд 15)

Этот научно-популярный исторический журнал для младших школьников - ежемесячное приложение к журналу «Юный техник».

В каждом из номеров издания можно получить знания во всех областях науки, техники, искусства, побывать в самых интересных уголках Земли, окунуться в подводное царство, познать тайны природы.

(Презентация. Слайд 16)

Сто тысяч «почему»

Наш Эрмитаж

Все цвета радуги

Преданья старины глубокой

Со всего света

Игротека

Любопытный факт

Настенька

Данила - мастер и др.

"А почему?" поможет в подготовке сообщений и докладов на уроках, в написании исследовательских работ, в повышении уровня эрудиции.

Очень увлекателен и интересен журнал «GEOлёнок».

(Презентация. Слайд 16)

В нём можно найти информацию про всё на свете.

Выходит он 1 раз в месяц.

«GEOлёнок» - журнал о планете Земля и нашей жизни на ней.

«Фото месяца»;

«Земляне» - об удивительных событиях планеты;

«Соседи по планете» - о животных;

«Вопрос на засыпку» - рубрика различных вопросов;

«Что новенького» - свежие новости;

«Комикс»;

«По следам ваших писем» и др.

Журнал поможет в написании исследовательских и практических работ, в подготовке к урокам и повышении уровня эрудиции.

Обязательно должна вам сказать, что найти нужную информацию в журналах удобнее всего по содержанию.

(Презентация. Слайд 17)

В каждом журнале есть содержание.

4. Практическое задание.

Итак, небольшое практическое задание: я раздаю вам журналы, вы рассматриваете в них:

название;

Также подумайте, к какому уроку можно подготовить сообщение по данному журналу.

5. Вопросы для закрепления и выводы.

А теперь прошу ответить на мои вопросы (фронтальный опрос):

Что такое пресса?

Почему газеты и журналы называют периодическими изданиями?

Что такое газета?

Что такое журнал?

Какие виды периодических изданий вы запомнили?

К какому уроку можно подготовить сообщение по журналу «Детское чтение для сердца и разума»?

Сколько названий журналов я сегодня показала?

Выписываете ли вы дома газеты и журналы? Покупаете ли их? Читаете ли их в библиотеке?

Итак, мы узнали сегодня…(рефлексия).

Вы сегодня молодцы. Вы были внимательны и заинтересованы.

(Презентация. Слайд 18)

Мы рассказали всего о нескольких журналах библиотеки гимназии и об одной газете. Журналы «Читайка», «Тошка и компания», «Классный журнал» и другие многие из вас уже видели в библиотеке.

Помните о правилах пользования журналами: выполнении сроков чтения и бережном их использовании.

Увлекательного путешествия в море периодических изданий!

6. Свободное чтение (5 минут).

(Презентация. Слайд 19)

7. Заключение.

Вы большие умники и умницы! Приглашаю вас в библиотеку! Спасибо за внимание!

Список литературы.

ГОСТ 7.60-90. Издания. Основные виды. Термины и определения: [Электронный ресурс] // Верстка. - Режим доступа: http://verstka.otrok.ru/law/gost76090.html . − Загл. с экрана.

Периодическое издание: [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ . - Загл. с экрана.

Русский язык. Словари: [Электронный ресурс] // Classes.RU. - Режим доступа: http://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Dal-term-5353.htm . − Загл. с экрана.

Словарь иностранных слов русского языка. Пресса: [Электронный ресурс] // Академик. - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/29048 . - Загл. с экрана.

Толковый словарь Ушакова. Рубрика:[Электронный ресурс] // Академик. - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1012226 . - Загл. с экрана.

Серенсен Елена Валентиновна,

зав. отделом технико-экономической и сельскохозяйственной литературы

Псковской областной универсальной научной библиотеки

Периодические издания (газетно-журнальный фонд) - важный информационный ресурс любой библиотеки, как с точки зрения актуальности содержания, так и оперативности поступления. Будучи важным информационным ресурсом, фонд периодических изданий требует постоянного внимания со стороны библиотечных специалистов.

Отдел технико-экономической и сельскохозяйственной литературы насчитывает 80 наименований периодических изданий (газеты и журналы) по экономике, технике и сельскому хозяйству. Среди них как научно-популярные, так и отраслевые издания для специалистов.

Периодические издания, как одна из самых оперативных составляющих фонда нашего отдела, востребована наряду с книжным фондом. Газетно-журнальный фонд в отделе не списывался никогда. Наиболее старым изданием 1977 года является журнал - «За рулём». Последняя сдача периодики в КХ была в начале двухтысячных.

На диаграмме представлена востребованность периодических изданий за последние 5 лет. Наиболее востребованы были периодические издания в 2012 году, затем наблюдался спад в выдаче периодики.

Мы решили провести мониторинг востребованности периодических изданий отдела и анкетирование по выявлению эффективности использования периодических изданий в отделе. Анкетирование и мониторинг проводились с февраля по май 2015 года.

В анкетировании по выявлению эффективности использования периодических изданий приняли участие читатели нашего отдела - 68 человек. Анкетирование проводилось в целях изучения читательского спроса на газеты и журналы, выявления наиболее популярных и необходимых из них.

Студенты - 43 %

Учащиеся - 4 %

Специалисты - 34 %

Прочие - 19 %

Теперь остановимся подробно на результатах анкетирования по каждому из пунктов.

1) Как часто Вы посещаете отдел технико-экономической и сельскохозяйственной литературы?

□ 1 раз в неделю

□ от случая к случаю

□ 1 раз в месяц

□ другое

38 человек (55, 8 %) ответили, что от случая к случаю,

21человек (30,8 %) - 1 раз в месяц

6 человек (8, 8 %) - 1 раз в неделю

3 человека (4, 4 %) - другое (регулярно, первый раз и постоянно)

2) Как часто Вы обращаетесь к фонду периодических изданий отдела?

□ при каждом посещении отдела - 45 человек (66, 1%)

□ от случая к случаю - 22 человека (32, 3%)

□ другое - 1 человек (1,4%)

3) С какой целью Вы обращаетесь к периодическим изданиям?

□ повышение уровня образования и квалификации -

□ в помощь учебному процессу

□ расширение кругозора

□ отдых, развлечение

□ другие мотивы (запишите в своей формулировке)____________________________

Нужно отметить, что на данный вопрос респонденты отмечали несколько пунктов как, например, - повышение уровня образования и квалификации - в помощь учебному процессу.

Большинство респондентов - 46 чел. (67, 6 %) ответили, что периодические издания им нужны для повышения уровня образования и квалификации, и в помощь учебному процессу.

Расширение кругозора - 12 человек (17, 6 %)

Отдых и развлечение - 10 человек (14, 7 %)

4) По какой теме Вам чаще всего необходимы периодические издания?

□ Техника. Технические науки - 22 чел. (32, 3 %)

□ Экономика. Экономические науки - 33 чел. (48, 5 %)

□ Сельское и лесное хозяйство. Сельскохозяйственные и лесохозяйственные науки - 13 чел. (19, 1 %)

Респондентов больше интересуют экономические издания, затем техника и сельское хозяйство.

5) Находите ли Вы в библиотеке нужные вам журналы и газеты?

□ частично

54 человек (79, 4 %) - ответило положительно - находим

45 чел. (66, 1 %) - находим частично

Только один человек ответил, что не нашёл нужного периодического издания

6) Как часто Вы берёте периодические издания домой?

□ при каждом обращении к периодическим изданиям - 65 человек (95, 5 %)

□ иногда - 5 человек (7, 3 %)

□ от случая к случаю - 30 человек (44, 1 %)

7) Какие периодические издания Вам наиболее интересны?

Бухгалтерский учёт

Приусадебное хозяйство

Экономист

Вопросы экономики

Интерьер и дизайн

Техника в сельском хозяйстве

Управление персоналом

Банковское дело

8) Назовите необходимые Вам периодические издания, которые не выписывает библиотека:

в этом году библиотека выписываем только те издания, которые расписываются в проекте Марс (кролиководство, финансовый вестник, картофелеводство, БСТ), все остальные журналы не поступают.

На этот вопрос ответили не все респонденты: ответило всего 16 человек (23, 5 %). Более всего названы журналы: Экономист, Главбух, Бурда, Верена, Инновации, Региональная экономика, Вопросы экономики.

9) Укажите источник, из которого Вы получаете периодические издания:

□ библиотека □ розничная торговля

□ интернет □ друзья, знакомые

* 46 чел.(67, 6 %) ответило, что получает периодические издания из библиотеки и Интернет;

* 16 чел. (23, 5 %) только из библиотеки;

* 6 чел. (8, 8 %) получают периодические издания из розничной торговли.

10) Какие из перечисленных форм информирования об имеющихся периодических изданиях Вы предпочитаете?

□ книжные выставки, обзоры

□ индивидуальное информирование (звонок, SMS, электронная почта)

□ сайт библиотеки

□ другое

* 35 человек (51, 4 %) предпочитает информирование через книжные выставки и обзоры;

* 25 человек (36, 7 %) сказали, что предпочитают сайт библиотеки;

* 8 человек (11, 7 %) предпочли индивидуальное информирование.

Проанализировав анкету можно сказать, что читатели обращаются к периодическим изданиям практически при каждом посещении отдела и находят нужные им журналы и газеты. Наиболее востребованными остаются издания по экономике, затем техника и сельское хозяйство.

Выписываемые библиотекой периодические издания практически полностью удовлетворяли запросы пользователей. Большинство читателей указали, что источник, из которого они получали периодические издания - это библиотека и в основном информацию читатели получают через книжные выставки и обзоры, а также сайт библиотеки.

Конечно, хотелось бы, чтобы отдел посещали не от случаю к случаю, а чаще. И, конечно, я считаю, что страдает учёт периодических изданий в отделе.

Мониторинг востребованности периодических изданий отдела

В мониторинге приняли участие 127 человек (выдано 650 изд.).

Нужно отметить, что половину респондентов (51 %) составили специалисты, 34 % студенты и 15 % прочие.

Периодические издания требовались для работы, учёбы и личного интереса.

Фонд периодических изданий - это одна из составляющих общего фонда отдела и требует его популяризации и продвижения, эффективного использования. В отделе технико-экономической и сельскохозяйственной литературы проводились выездные выставки-просмотры на Днях информации в экономическом университете «Интересное рядом: читаем профессиональные журналы»; Северо-западной академии государственной службы «Новые журналы по экономике»; Главном государственном управлении сельского хозяйства «Новые журналы по экономике сельского хозяйства»; выездная выставка-просмотр в агропромышленной академии «Журналы по сельскому хозяйству, поступившие в библиотеку в 2014 году».

В июне у нас запланирован День сельскохозяйственного журнала «Картофелеводство» в НИИСХ. Кандидат сельскохозяйственных наук Псковского НИИСХ Татьяна Васильевна Шайкова, которая выступала на нашем Дне сельскохозяйственной книги по теме «Герои труда, внесшие свой вклад в возрождение сельского хозяйства Псковской области» пригласила нас посетить опытное хозяйство.

Периодические издания популяризировались на всех информационно-просветительских мероприятиях. Вот некоторые из них: «День деловой книги: Строительная индустрия» для студентов ППК и ПГУ инженерно-строительного факультета; «День деловой книги: Эффективное развитие бизнеса» для студентов ПГУ (3 и 4 курс) и Экономического университета (факультет «Экономика и финансы»); выставка-просмотр «Кадровое дело: работа и карьера» (выставка-просмотр на информационно-просветительском мероприятии «Кадровое дело: работа и карьера» из цикла «День деловой книги»). Нами был подготовлен обзор-презентация «Читаем экономические журналы».

В текущем году на сайте нашей библиотеки подготовлен новый раздел «Открываем заново» для популяризации периодических изданий из фонда отдела. В нем будет размещаться информация о журналах прошлых лет издания, незаслуженно забытых и невостребованных.


4.12. Работа с периодическими изданиями
Сегодня выпускается огромное количество печатной продукции, и для читателя-ребенка очень важно суметь сориентироваться в потоке информации . Задача библиотекаря – постараться познакомить читателя с возможно большим числом периодических изданий, адресованным детям, научить пользоваться ими, обратить внимание на лучшие публикации. Очень важно, чтобы уже с детства ребенок относился к периодике с интересом. Периодические издания предоставляют детям обширную информацию по различным отраслям знаний, оказывают помощь в изучении школьной программы, расширяют их знания об окружающем мире.

Научить юных читателей пользоваться справочным аппаратом издания, находить материал по интересующей теме помогают различные формы и методы работы с периодическими изданиями, как традиционные, так и инновационные. Библиотеки, получающие периодические издания, активно используют их в своей работе. В детских библиотеках области успешно применяют такие формы работы с периодикой, как познавательно-игровые часы, презентации журналов, обзоры содержания журналов, библиотечные уроки и др.

Одной из характерных особенностей формирования фонда детских библиотек стало расширение круга периодических изданий. Часто с помощью периодических изданий выполняются справки, проводятся массовые мероприятия, статьи из периодики расписывают в различные БД и картотеки.

Проводя социологическое исследование о чтении детей, библиотекари непременно выясняют вопрос о чтении периодических изданий. Как видно из анализа формуляров, анкет, устных опросов, юные читатели охотно обращаются к газетно-журнальной продукции.

Но не только в стенах библиотеки идет знакомство с журналами и газетами. В детской библиотеке им. В. К. Петонова Осинского района библиотекари активно сотрудничают с социально-реабилитационным центром, проводят обзоры интересных детских журналов; библиотекарь Лахинской сельской библиотеки приносит журналы на дом детям-инвалидам.

Сотрудники ДБ Зиминской городской ЦБС продолжили работу с детьми инвалидами по проекту «Соучастие в судьбе». В течение года служба «Периодика на дом» позволяла получать основные библиотечные услуги тем, кто не имеет возможности по состоянию здоровья посещать библиотеку лично. Библиотекари пос. Луговский Мамско-Чуйского района сотрудничают с реабилитационным центром для несовершеннолетних, знакомят детей с журналами, читают интересные статьи.

С целью формирования информационной и читательской культуры детей в библиотеках области проводятся библиотечные уроки по пропаганде периодических изданий: «По страницам газет и журналов», «Сколько б книг ни прочитал, нет новее, чем журнал» (библиотека № 21 ЦБС г. Иркутска); «Новинки журнального мира», «Почемучкины журналы» (библиотека № 37, детское отделение); «Путешествие по периодическим изданиям» (ДБ Слюдянского района); «Путешествие в страну Журналию», «Журнальный калейдоскоп» (ЦДБ), «Что приносит почтальон?» (библиотеки с. Ук, Атагай, Костино); «Планета Периодика», «Журнальная карусель» (г. Алзамай Нижнеудинского района); «Шутки, были, небылицы: все журнальные страницы» (Тыретская сельская библиотека); «Путешествие в страну Журналию» (Семеновская сельская библиотека ЦБС Заларинского района).

Из-за отсутствия новых периодических изданий в Большезаимской сельской библиотеке провели библиотечный урок «По страницам журналов прошлых лет».

В День российской печати в Верхне-Мартыновской библиотеке Казачинско-Ленского района на хорошем организационном уровне прошло мероприятие «Империя журналов», на котором ребята познакомились с журналами «Клепа», «Домовенок», «Мурзилка», «Сибирячок» и другими изданиями. В Катангской ЦБС для детей из коррекционной школы проводят библиотечные уроки с игровыми элементами «Журнальный калейдоскоп».

Интересно проходят обзоры детских журналов «Филя», «Непоседа», «Веселые уроки», «Миша», «Тошка и компания», «Том и Джерри» в детской библиотеке Слюдянского района. В ЦДБ г. Усолье-Сибирское обзор «Журнальный калейдоскоп» помогает детям сориентироваться в разнообразии журналов, поступивших в библиотеку. «Журнальные закоулки» – под таким названием прошел обзор журналов «Юный следопыт», «Эрудит», «Чудеса и приключения», «Свирель», «Мне 15», «Джульетта», «Маруся» в ЦБС Нижнеудинского района. После обзора было выдано 32 экз. журналов. В ЦБС г. Черемхово библиотекари успешно проводят обзоры, беседы, викторины, ответы на вопросы которой дети находили в журналах. Подобная форма работы пробуждает у детей интерес познанию, способствует расширению кругозора.

В библиотеке № 4 Зиминской городской ЦБС творчески прошло мероприятие «Замечательный журнал как-то в руки мне попал», в детской библиотеке – «Узнавай и удивляйся».

Целью дня периодики «Открываем богатства журнального царства», проведенного в ЦДБ г. Нижнеудинска, стало познакомить читателей с кругом журналов, выписываемых библиотекой, воспитать культуру чтения периодики. Программу дня составили игра-беседа « Чтобы дети больше знали, есть газеты и журналы» (3 кл.), игра-путешествие «По стране Журналии» (5кл.), библиотечное занятие «Журнальный столик» (7кл.). Рассказ о лучших детских журналах был подготовлен в театрали-зованной форме. С периодическими изданиями ребят познакомил почтальон Печкин.

«Мир интересных журналов, он твой!» – так назывался день периодики для ребят 5–8 кл., который прошел в детском отделении библиотеки «Родник». Целью мероприятия было сформировать у детей представление о журналах, их структуре, периодичности выхода, тиражах и др. Чтобы развить у читателей-пятиклассников потребность в системати-ческом чтении периодики и подготовить к ее восприятию в ЦДБ провели библиотечное занятие «Журнальная карусель». Цель библиотечного занятия «По страницам газет и журналов» – познакомить учащихся 8-х классов с разнообразием периодических изданий, научить использовать материалы периодики в учебном процессе.

Библиотека № 3 Зиминской городской ЦБС провела день периодики «Периодика – твой друг, поможет скоротать досуг!», библиотека № 2 – час периодики «Герои газетных страниц».

Как привлечь детей в библиотеку? Этот вопрос библиотекари успешно решают с помощью журналов и газет, организовывая различные массовые мероприятия. Для привлечения пятиклассников к чтению журналов в ЦДБ г. Нижнеудинска им предложили совершить «Путешествие в страну Журналию». В качестве художественного оформления организовали книжную выставку детских журналов «Весь журнальный хоровод» с разделами «Нас в любое время года учит мудрая природа», «Что угодно для души», «Читай и улыбайся».

Также хотелось бы отметить игру-путешествие «В гостях у Карандаша», посвященную 55-летию журнала «Веселые картинки» (ЦДБ, г. Усолье-Сибирское).

Важная роль в работе с периодикой отводится выставочной деятельности. В библиотеках г. Иркутска оформлялись выставки «Что принес нам почтальон?», «Журнальная радуга» (библиотека № 22). Детский отдел библиотеки «Спутник» организовал для своих читателей выставку-рекомендацию «Что принес нам почтальон?», в Большезаимской сельской библиотеке были оформлены выставки-просмотры «40 минут с новыми журналами» (ЦБС Нижнеудинского района). В Бажирской сельской библиотеке с новыми поступлениями ребята познакомились на выставке «Что принес нам почтальон?», а в Тыретской сельской библиотеке Заларинского района прошли выставки «Есть такая страна – Журналия», «Об интересном на планете, прочти в журнале и газете».

В ЦДБ г. Шелехова в течение года были организованы выставка-реклама «Юный эрудит – журнал для любознательных», электронная выставка-презентация и викторина по журналу «Сказки «Сибирячка», информационная выставка «Журнальная империя». На абонементах в ЦДБ г. Черемхово постоянно обновляются выставки «Журнальная карусель», «Сколько книг не прочитал, нет новее, чем журнал».

В дни школьных летних каникул в ЦБС г. Иркутска состоялась акция «Лето – пора читать!», в рамках которой прошли обзоры периодики «Солнце на страницах» . В акции приняли участие более 130 маленьких читателей.

В летние каникулы в лагере дневного пребывания и в профилактории «Истоки» были проведены обзоры «В гости к Сибирячку» (Нижнеудинский район). В рамках проекта «Библиотека под солнцем» библиотекари г. Свирска создали благоприятные условия для чтения и просмотра книг и журналов на свежем воздухе.

В Покосинской сельской библиотеке Братского района во время летних каникул для ребят были организованы конкурсы и выставки по материалам журнала «Чудеса и приключения детям». Программа мероприятий получилась интересной, насыщенной. В № 10 журнала за 2011 г. была опубликована статья об этом мероприятии.

2011 г. был юбилейным для журнала «Сибирячок». В детской библиотеке № 6 г. Усолье-Сибирское проведено литературное путешествие по страницам журнала «Сибирячок». Ведущие рассказали ребятам о том, что в 1992 г. начал издаваться единственный на всю Сибирь и Дальний Восток детский журнал – «Сибирячок», предлагающий вниманию своих читателей сказки, рассказы, весёлые загадки, комиксы и неожиданные сюрпризы. Интересный и познавательный литературно-музыкальный праздник «Вместе с «Сибирячком» в мир природы мы войдем» прошел в ДБ Слюдянского района. Неделя детской книги в ЦДБ г. Нижнеудинска была посвящена журналу «Сибирячок». В Заларинской ДБ большой интерес у читателей вызвала игра-викторина « А знаешь ли ты журнал «Сибирячок»?». Большой литературный праздник к юбилею журнала состоялся в ЦДБ Казачинско-Ленского района. «Сибирячку» посвятили оформление комнаты творчества Библиотеки семейного чтения Нижнеилимского района, там же проводился конкурс скульптур из снега, посвященный любимому журналу. В библиотеках Братска, Свирска, Саянска, в ДБ им. В. К. Петонова Осинского района проходили творческие встречи юных читателей с редколлегией журнала «Сибирячок». В течение года проходил цикл презентаций журнала «”Сибирячок” для сибирячков», «Мой дружок Сибирячок», «С днем рождения, Сибирячок!».

Библиотеки г. Иркутска на сайте «Журнальные юбилеи» представили виртуальные выставки к юбилеям журналов «Костер», «Мурзилка», «Сибирячок». В ЦДБ разработали акцию оконной рекламы «Читаем журналы». В ЦДБ г. Нижнеудинска на постоянно действующем стенде в фойе вывешиваются рекламные списки «Это интересно» о самых интересных статьях из периодических изданий.

Библиотекари осознают, что без изучения передового опыта коллег, без повышения своего профессионального уровня посредством изучения таких периодических изданий, как «Библиотека», «Библиополе», «Библиотечная газета», «Школьная библиотека», «Библиотечное дело» и др., невозможно полноценно оказывать библиотечно-информационные услуги. К сожалению не все библиотеки имеют возможность выписывать прессу, поэтому на районных семинарах регулярно проводятся информационно-аналитические обзоры периодики (Слюдянский, Иркутского, Чунский районы, Черемхово, Нижнеудинск).

В условиях финансовых ограничений на комплектование наличие в фондах периодических изданий приобретает особое значение. В этой связи интересен опыт детских библиотек Саянска, которые журнал «Родина» и «Земля Иркутская» выделили как «Памятники регионального уровня», подлежащие длительному хранению.

Работа с периодикой имеет очень большое значение, так как детские периодические издания пробуждают у детей интерес к познанию , способствую расширению кругозора. Анализ работы детских библиотек области с периодикой выявил творческий подход библиотекарей к своей деятельности, постоянный поиск наиболее эффективных форм и методов работы, что является обязательным условием для активного привлечения детей и подростков в библиотеки и расширения их читательского кругозора. Важен и тот факт, что библиотекари не остаются в стороне от читательских интересов, постоянно изучают мотивы обращения к периодике и своевременно корректируют свою деятельность.


  1. Муниципальные библиотеки
Иркутской области в цифрах за 2011 г.

Материально-техническая база муниципальных библиотек


Город/район



Кол-во библиотек


Обеспеченность муниципальных библиотек техническими средствами

Доступ в Интернет

Число ПК

Число множит.
техники


Число транспорт.
средств


Число телефонизир.
библиотек


2010

2011

2010

2011

2010

2011

2010

2011

2010

2011

2010

2011

Братск

13

11

4

8

49

66

53

41

17

15

Зима

6

6

2

2

9

10

12

12

2

4

Иркутск

28

28

14

16

129

163

68

78

28

37

Саянск

5

5

2

2

14

15

4

4

5

6

Свирск

2

2

1

1

3

3

3

2

1

1

Тулун

6

6

1

3

10

14

7

10

6

6

Усолье-Сибирское

9

9

9

9

32

32

18

19

1

9

10

Усть-Илимск

6

6

6

6

56

51

14

24

1

1

6

10

Черемхово

9

9

2

2

24

18

20

20

2

2

3

3

Итого по городам

84

82

41

49

326

372

199

210

4

3

74

92

Аларский

29

29

2

2

14

16

9

9

2

2

Ангарский

19

19

17

17

95

97

76

79

1

1

27

25

Балаганский

12

12

2

2

8

9

3

3

2

2

Баяндаевский

17

17

1

2

6

9

2

6

1

1

Бодайбинский

10

10

5

5

34

44

36

36

3

9

Боханский

26

26

1

1

2

5

2

1

1

1

Братский

44

43

1

2

12

13

8

10

2

3

Жигаловский

16

16

1

1

10

10

6

6

2

Заларинский

31

31

1

4

12

13

5

6

2

2

Зиминский

22

22

1

1

10

13

8

11

2

2

Иркутский

28

28

5

5

26

25

19

23

1

8

8

Казачинско-Ленский

16

16

3

4

13

13

10

10

5

5

Катангский

12

12

1

1

5

5

3

3

1

1

Качугский

25

25

1

1

9

8

4

4

3

3

Киренский

23

23

2

2

21

15

18

18

5

3

Куйтунский

30

31

2

2

12

15

7

13

1

2

Мамско-Чуйский

9

9

2

2

9

10

3

3

4

2

Нижнеилимский

23

22

4

4

32

33

29

30

4

4

Нижнеудинский

36

36

5

6

23

25

26

28

9

11

Нукутский

20

20

1

1

4

4

2

4

1

1

Ольхонский

16

16

3

3

17

19

10

14

2

2

Осинский

19

19

1

1

7

7

2

2

1

1

Слюдянский

12

12

2

3

16

16

9

9

3

4

Тайшетский

35

34

4

4

13

19

11

11

1

9

9

Тулунский

26

26

2

3

24

31

36

38

1

1

1

1

Усольский

24

22

3

4

11

12

9

9

2

2

Усть-Илимский

11

11

2

1

10

12

6

6

1

6

7

Усть-Кутский

21

21

2

2

12

15

8

8

1

2

9

11

Усть-Удинский

21

21

1

1

13

4

14

4

3

3

Черемховский

24

24

2

7

12

18

12

27

2

2

Чунский

19

15

4

4

19

23

5

4

3

4

Шелеховский

11

11

8

8

43

46

30

30

10

10

Эхирит-Булагатский

24

24

1

1

3

3

2

3

1

1

Итого по районам

711

703

93

107

561

607

433

468

5

5

127

144

Итого по муницип. библиотекам

795

785

134

156

887

979

632

678

9

8

201

236