Подводная лодка курск - госизмена фсб. Гибель Курска

Согласно плану учений, проходивших в августе 2000 года, атомоход К-141 должен был между 11-40 и 13-20 часами 12 августа произвести условное торпедирование надводного корабля противника. Но вместо того в 11 часов 28 минут 26 секунд раздался взрыв мощностью 1,5 балла по шкале Рихтера. А через 135 секунд - второй - более мощный. До 13-50 «Курск» не вышел на связь. Командующий Северным флотом Вячеслав Попов приказывает «в 13.50 начать действовать по худшему варианту» и вылетает с атомного крейсера «Петр Великий» в Североморск, очевидно, для обсуждения ситуации. И лишь в 23-30 объявляет боевую тревогу, признавая «пропажу» лучшего подводного судна Северного флота.

К 3-30 часам определяется примерный район поиска, а к 16-20 устанавливается технический контакт с «Курском». Сама спасательная операция начинается в 7 часов утра 14 августа.

С одной стороны, действия спасателей, которые стороннему наблюдателю казались нерасторопоными, с другой - кажущееся бездействие президента страны, в течение четырех дней после аварии продолжавшего отдыхать в Сочи, с третьей - данные о технических дефектах подлодки, с четвертой - противоречивая информация от властей, словно старавшихся запутать всех, кто следил за судьбой экипажа - все это породило слухи о некомпетентности руководителей.

Люди, по словам Владимира Путина, предались излюбленной народной забаве: поиску виноватых. И впоследствии возмущались, что никто, по большому счету, не понес наказания. Но в том-то и беда, что если уж наказывать, то пришлось бы многих - всех тех, кто приложил руку к развалу флота, кто закрывал на это глаза, кто не работал в полную силу за мизерную (1,5-3 тысячи рублей) зарплату. Но это не имело значения: даже если бы военные в 13 часов 12 августа начали поиски «Курска», экипаж спасти они все равно бы не успели.

Кто давал сигналы бедствия?

Поводом для многочисленных спекуляций стали сигналы SOS, по которым был обнаружен «Курск» и которые продолжались в течение двух дней. Сигналы были зафиксированы на разных кораблях, и некоторые очевидцы даже утверждали, что слышали позывные подлодки - «Винтик».

До 15 августа руководители операцией продолжали уверять, будто связь с экипажем, установленная через перестукивание, продолжается. А уже 17-го в качестве официальной закрепилась новая версия: большинство моряков «Курска» погибли в первые минуты после взрыва, оставшиеся прожили всего несколько часов.
А сигналы SOS были записаны на магнитную ленту и изучены экспертами. Было доказано, что выстукивал не человек, а автомат, какого не могло быть и не было на борту «Курска». И данный факт лег новым доказательством в теорию о столкновении атомохода с иностранной подводной лодкой.

Столкнулся ли «Курск» с американской подлодкой?

Причиной первого взрыва на «Курске» стала деформация торпеды. Это признает большинство исследователей. Но сама причина деформации остается предметом споров. Широкое распространение получила версия о столкновении с американской подлодкой «Мемфис». Считается, что это она давала пресловутые сигналы бедствия.

В Баренцевом море «Мемфис» вместе с другой американской и британской субмаринами следила за учениями российского флота. Выполняя сложный маневр, ее офицеры ошиблись с траекторией, вплотную приблизились и врезались в готовившуюся выстрелить К-141. «Мемфис» пошла на дно, как и «Курск», пропахала носом грунт и встала. А через несколько дней ее обнаружили на ремонте в норвежском порту. В пользу этой версии говорит и тот факт, что К-141 оказалась в километре или двух от того места, из которого подавался сигнал бедствия.

Когда погиб экипаж?

Принципиальным стал вопрос о времени гибели экипажа российской подводной лодки. Командование флотом фактически признало, что поначалу вводило всех в заблуждение: никакого перестукивания с подводниками не велось. Большая часть экипажа, действительно, погибла в результате первого и второго взрывов. А выжившие, запершиеся в девятом отсеке могли бы протянуть дольше, если б не трагическая случайность, обнаруженная при вскрытии трупов.

Попытки моряков самостоятельно выбраться на поверхность результата не дали. Им пришлось терпеливо сидеть и ждать спасения. В 19 часов, когда наверху еще колебались, объявлять ли боевую тревогу, в отсеке началось килородное голодание. Морякам нужно было зарядить новые пластины регенерации. Трое отправились к установке, и кто-то, видимо, уронил пластину в маслянистую воду. Чтобы спасти товарищей, один из подводников бросился, телом закрыл пластину. Но было поздно: раздался взрыв. Несколько человек умерло от химических и термических ожогов, остальные - в считанные минуты задохнулись угарным газом.

Записка капитана-лейтенанта Колесникова

Косвенно гипотезу о гибели экипажа еще 12 августа подтверждает записка, оставленная капитаном-лейтенантом Колесниковым: «15.15. Здесь темно писать, но на ощупь попробую. Шансов, похоже, нет: процентов 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает». То есть уже в три часа пополудни члены команды экономили свет, спокойно сидели в темноте и ждали. А неровный почерк, которым написана эта - вторая по счету - записка, свидетельствует о том, что сил у Дмитрия Колесникова оставалось мало.

А дальше в записке было ставшее знаменитым - завещание всем нам, оставшимся в живых: «Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников». И - какая-то фраза, пропущенная, утаенная от общественности следствием.
Из той фразы выросли новые домыслы: будто комиссия покрывает чье-то разгильдяйство, будто капитан-лейтенант ответил той фразой на вопрос, кто виноват или, по крайней мере, в чем причина аварии. Долго убеждали следователи, что из этических соображений не открывают содержание оставшейся части записки, что в ней - личное послание жене, не имеющее для нас никакого значения. До тех пор не верила общественность, пока не открылось содержание засекреченной части. А саму записку следствие жене Дмитрия Колесникова так и не отдало - только копию.

Почему капитану «Курска» присвоили звание Героя России?

26 августа 2000 года командиру подводной лодки Геннадию Лячину приказом Президента было присвоено звание Героя России, а все находившиеся на борту были награждены орденом Мужества. Новость эта была встречена скорее скептически: решили, что руководство страны таким образом пытается замолить свои грехи перед экипажем, загладить ошибки, допущенные в ходе спасательной операции.

Но командующий Северным флотом объяснял: к награде подводники «Курска» были представлены гораздо раньше, после операции, успешно выполненной в Средиземноморье в 1999 году, в самый разгар натовской агрессии в Югославии. Тогда экипажу К-141 удалось пять раз условно поразить корабли противника, то есть уничтожить весь американский шестой флот, и уйти незамеченными.
Но справедливости ради стоит заметить, что многие из погибших в августе 2000-го за год до того не участвовали в средиземноморском походе.

Спасли бы норвежцы?

Едва ли не с самого начала спасательной операции свою помощь предлагали британцы и американцы, а чуть позже норвежцы. В СМИ активно пропагандировали услуги иностранных специалистов, убеждая: у них и техника лучше, и специалисты мастеровитей. Затем, задним числом, уже сыпали обвинения: если бы пригласили раньше, 23 человека, запертые в девятом отсеке, были бы спасены.
На деле никакие норвежцы не в силах были помочь. Во-первых, к моменту обнаружения «Курска» подводники были уже сутки как мертвы. Во-вторых, тот объем работы, что проделали наши спасатели, тот уровень самопожертвования и самоотдачи, с которым они работали и который позволял круглосуточно, без перерывов, вести операцию, был немыслим для зарубежных специалистов.
Но - главное - даже если члены команды «Курска» были еще живы 15 и 16 числа, спасти их невозможно было по техническим причинам. Подводные аппараты не могли присосаться к подводной лодке из-за повреждений в ее корпусе. И здесь бессильна была самая современная и совершенная техника.
Подводная лодка и ее экипаж стали жертвой стечения тысяч различных обстоятельств. А ее гибель, в которой нет ничьей персональной вины, возможно, впервые за долгие годы, объединила ожесточившуюся страну.

Говорят, в 1980 году знаменитая болгарская провидица Ванга предрекла: «В конце века, в августе 1999 или 2000 года, Курск окажется под водой, и весь мир будет его оплакивать». Миф ли это, или Ванга действительно предвидела катастрофу, но спустя десятилетие в Северодвинске начали строить субмарину, которая навсегда вошла в историю России.

Гордость Северного флота

Атомную подводную лодку К-141 проекта «Антей» заложили на стапелях северодвинского «Севмаша» еще при СССР. В 1993 году в честь юбилея победы на Курской дуге строящейся субмарине присвоили имя «Курск», с которым она навечно вошла в историю.

Настоящий гигант, имеющий длину 154 и ширину 18,2 метра, поступил в распоряжение Северного флота в конце 90-х. «Курск», вооруженный сверхсовременными торпедами и ракетами П-700 «Гранит», являлся очень серьезной силой, способной без особого труда уничтожить авианосцы и подводные лодки потенциального противника.

Ее первый боевой поход 1999 года в Средиземное море завершился эффектными ракетными пусками по учебным целям, введя в транс представителей НАТО.

Второй же поход закончился жуткой трагедией. 12 августа 2000 года в 11.28 во время учений в Баренцевом море на борту «Курска» произошли два сильных взрыва, и лодка перестала выходить на связь.

Непонятная спасательная операция

Командование флотом по непонятным причинам ждало почти до полуночи, пока не была объявлена аварийная ситуация. Эхолоты кораблей эскадры Северного флота, также находившихся на учениях, начали исследовать район. Днем 13 августа им удалось обнаружить «Курск» на морском дне, на глубине 108 метров.

Первые действия командования Северного флота по спасению самой субмарины и ее экипажа вызывают настоящий шок. Высокие чины оказались абсолютно неподготовленными к подобному форс-мажору и боялись проявить личную инициативу.

Только около семи утра 14 августа спасательные команды получают приказ спуститься на глубину и выяснить, что случилось. «Курск» имеет дыру в борту и полностью затоплен, но в нем остаются выжившие моряки, которые отчаянно перестукиваются со спасателями, используя азбуку Морзе.

О ситуации докладывают главнокомандующему ВМФ адмиралу Куроедову … и спасательные работы временно приостанавливаются по причине якобы поднявшегося шторма и сильного подводного течения. Много позднее станет известно, что показатели подводного течения и морского волнения практически не отличались от нормы.


Мурманская область. АПЛ Курск, пришвартованная в доке военно-морской базы в Видяево. Изображение: Пресс-служба Северного флота ВМФ России

Запоздавшая помощь

Информация о трагедии проникает в СМИ. США, Великобритания и Норвегия немедленно предлагают свою помощь в проведении спасательной операции. Но на сверхсовременном «Курске» установлено новейшее оборудование и боевое снаряжение: всем иностранным судам запрещают заходить в зону катастрофы.

Только в 15.00 16 августа спасательные работы возобновляются с новой силой. Помощь от Норвегии все же принята, но из-за огромного расстояния спасательный корабль с мини-субмариной LR-5 приходит к месту трагедии только 20 августа.

21 августа норвежским спасателям удается открыть люк «Курска», но внутренние помещения исследуют исключительно россияне. Они подтверждают, что живых подводников на борту не осталось.


1994г. Северодвинск. Машиностроительное предприятие Севмаш. Атомная подводная лодка К-141 Курск и её разработчики

Мужество капитана Колесникова

В октябре 2001 года атомную подлодку К-141 «Курск» все же подняли с морского дна и отбуксировали в доки Росляковского судостроительного завода.

В 9-м отсеке обнаружили тела 24 моряков. На теле капитана-лейтенанта Дмитрия Колесникова находилось несколько записок, в которых задыхавшийся в запертом отсеке моряк перечислил своих товарищей и назвал причины трагедии.


Капитан-лейтенант Дмитрий Колесников. Изображение: кадр видео Youtube

Достоянием общественности стала лишь одна из этих записок. «Шансов нет… Будем надеяться, что хоть кто-то прочитает…Всем привет, отчаиваться не надо».

Остальной текст немедленно засекретили. Почему? Можно только догадываться.

Официальная версия

Вывод следственной комиссии был прост и однозначен – ошибочный запуск учебной торпеды 65-76А («Кит»), которая спровоцировала последующий взрыв боекомплекта на борту. То есть обычное российское разгильдяйство и непрофессионализм.


Но почему же тогда все погибшие члены экипажа удостоились государственных наград, а командир, капитан 1-го ранга Геннадий Лячин , даже стал Героем России? Что-то не вяжется.

Руководство страны объяснило, что награды моряки получили за поход 1999 года, но многие из погибших членов экипажа в нем не участвовали. Явное несоответствие действительности.

Непрофессионализм ракетчиков или террористический акт?

Еще одна альтернативная версия утверждает, что всплывший на поверхность «Курск» был атакован ракетами класса «поверхность-поверхность», выпущенными российской береговой батареей, ошибочно принявшей К-141 за американскую субмарину, незаконно находящуюся в зоне военных учений.

В качестве доказательства приводится тот факт, что погибшая подлодка находилась на дне с выдвижными устройствами, которые поднимаются только в надводном положении.

Всего из внутренностей субмарины достали 115 погибших подводников, но следов тел троих членов экипажа обнаружить не удалось. Это дало возможность западным пропагандистам говорить о возможном теракте, после которого диверсанты покинули затонувшую лодку.

Косвенно эту версию подтвердили и норвежские спасатели, заявившие 21 августа о том, что через спасательный люк «Курска» кто-то пытался выбраться.


Мурманская область. Баренцево море. 24 августа 2000 г. Врачи помогают родственникам и близким погибших моряков атомного подводного крейсера `Курск` К-141, затонувшего 12 августа 2000 года, во время церемонии прощания

Столкновение с американской субмариной

Первой версией гибели К-141 стало ее случайное столкновение с американской подводной лодкой. Американские источники утверждают, что «Курск» шел на всплытие, когда его зацепили. Удар пришелся в район торпедного отсека, в котором находилась подготовленная к пуску торпеда.


Серьезно поврежденная американская субмарина с огромным трудом добралась до своей базы. Получивший крен «Курск» на скорости 18 узлов (около 34 км/час) врезался в морское дно. От удара произошел самозапуск торпеды, которая взорвалась прямо внутри торпедного аппарата, и детонация находящегося на борту К-141 боекомплекта.

Следственная комиссия посчитала эту версию не соответствующей действительности. Но почему же тогда уже через несколько часов после трагедии Москву тайно посетил директор ЦРУ? А сразу же после переговоров с Путиным президент США Билл Клинтон простил России огромный долг?

Незаживающая рана

Гибель суперсовременной атомной подводной лодки нанесла серьезный урон военному имиджу Российской Федерации и заставила командование пересмотреть способы подготовки российских моряков и подводников.


Трагедия не оставила равнодушными никого, а народная память о погибших подводниках увековечена в сотнях памятников и монументов. Их семьи получили компенсацию от государства, но разве может она заменить потерянных мужей и отцов?

Но самое главное, народ так и не получил исчерпывающей информации о происшествии, которая позволила бы избежать подобных трагедий в дальнейшем.

Пресс-служба ВМФ сообщает, что при проведении плановых учений Северного флота 12 августа 2000 года в установленное время не вышла на связь многоцелевая атомная подводная лодка проекта 949 А «Курск». В результате оперативно принятых мер удалось в кратчайшие сроки точно установить место нахождения аварийной АПЛ: широта 69° 36′ 59,6" северной, долгота 37° 34′ 28,7" восточной и приступить к спасательной операции под руководством командующего Северным флотом адмирала Вячеслава Попова. К сожалению, многодневная спасательная операция с последующим привлечением спасателей Норвегии и Великобритании не позволила спасти экипаж АПЛ «Курск», так как подводная лодка получила повреждения, не позволяющие использовать собственные средства спасения и крайне затрудняющие использование средств спасательных судов ВМФ.

Результаты спасательных работ позволили сделать вывод, что весь экипаж АПЛ «Курск» погиб. Но, несмотря на это, Главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов приказал проводить операцию до тех пор, пока тело последнего моряка не будет извлечено из отсеков подводной лодки

версия гибели

С момента затопления подводной лодки прошло уже более 3-х месяцев. Но причины гибели атомохода для широкой общественности до сих пор остаются загадкой. Из сообщений СМИ известно, что:

1. Подводная лодка получила пробоину в носовой части прочного корпуса в 1-м и 2-м отсеках в районе 24-го шпангоута.

2. Края пробоины загнуты внутрь, а разрушения очень обширны. Подняты выдвижные устройства, в том числе и перископ.

3. Сейсмостанциями Норвегии и России зафиксированы 2 подводных взрыва с промежутком 2 минуты 15 секунд.

4. Прибывшие на место российские спасатели обнаружили 2 подводных объекта сопоставимых размеров, один из которых опознан как аварийная подлодка «К-141» «Курск».

5. Все отсеки подлодки затоплены, в обследованных имеются следы пожара. Оставшийся после взрыва личный состав в количестве 23 человек сгруппировался в концевом 9-м отсеке.

Ни одна из широко обсуждаемых версий гибели не выдерживает критики.

Всего основных версий более десятка. Вот основные из них:

1. «Курск» получил попадание противокорабельной ракеты с атомного крейсера «Петр Великий» или другого корабля Северного флота, находившегося на месте проведения учений. Противокорабельная ракета не может поразить подлодку на глубине 11 метров. Если бы это была не противокорабельная ракета, а какое либо еще оружие, например, противолодочная ракета, глубинная бомба или торпеда, тогда флотскому командованию было бы сразу известно и место и время аварии и спасателям не пришлось бы искать подлодку до вечера 12 августа. Да и не практикуется в настоящее время в период учений стрельбы оружием с боезарядом, обычно он заменяется весовым эквивалентом.

2. «Курск» погиб в результате взрыва собственной торпеды, которую он должен был отстрелить по плану учений, т. е. «нештатной ситуации на борту». Торпеда, которую планировалось выстрелить по плану учений, не имела боевого снаряжения, а взрыв двигательного узла этой торпеды проделать пробоину в прочном корпусе не может. Так как края пробоины загнуты внутрь, то однозначно ясно, что первопричина - наружное воздействие. Даже если и предположить, что выпущенная торпеда из-за неисправности системы наведения навелась на «Курск» (а такие случаи имели место, например, на рубке головного крейсера этого же проекта «К-525» «Архангельске» до сих пор имеется отметина от собственной торпеды, которая тоже была в инертном снаряжении), то и тогда не понятно, откуда такие значительные повреждения.

3. «Курск» подорвался на плавающей мине времен войны. Плавающая мина времен войны не может нанести такие повреждения в верхней части прочного корпуса.

4. «Курск» протаранен надводным кораблем. Если бы это был надводный корабль Северного флота или другое судно, то с обширной пробоиной в подводной части оно далеко уйти и скрыться не смогло, если вообще осталось бы на плаву.

5. В печати публиковались предположения, что надводное судно лишь коснулось легкого корпуса подлодки, повредив лишь цистерны главного балласта, заклинило рули на погружение и «Курск» врезался в скальный грунт, отчего и погиб. Но тогда откуда взялась пробоина в прочном корпусе, да еще в верхней его части?

6. «Курск» протаранен подводной лодкой. Эта версия из обсуждаемых наиболее правдоподобна. Но маловероятно, чтобы американская или английская субмарина водоизмещением около 9000 тонн получила меньшие повреждения, нежели атомный подводный крейсер с более чем вдвое большим тоннажем. Тем более, что американские и аналогичные им по конструкции английские подлодки имеют прочность корпусных конструкций и запасы живучести значительно меньшие. Представьте себе например, что «Жигуленок» врезался в «КамАЗ», после чего «КамАЗ» остался лежать на обочине разбитым, а «Жигуленок» хоть и с трудом, но поехал дальше. Или еще пример. 11 февраля 1992 года при отработке задач боевой подготовки в Баренцевом море на Кильдинском плёсе столкнулись в подводном положении российская субмарина проекта 945 (в настоящее время именуемая «Кострома») с ПЛА ВМС США SSN 689 «Baton Rouge». Наша подлодка получила повреждения ограждения рубки, перископа и обтекателя ГАК и своим ходом вернулась в базу. Повреждения вскоре были исправлены. «Baton Rouge» тоже, хоть и с трудом, но добрался до родных берегов, после чего ввиду серьезной трещины в прочном корпусе был выведен из состава ВМС, списан и вскоре разделан на металл. Так где же вторая субмарина?


Теперь попытаемся изложить другую версию , которая объясняет все или почти все.

Как известно, в районе российских флотских учений 12 августа 2000 года находились иностранные подводные лодки. Это обычная практика и ни для кого это не является секретом. Российские подводники давно привыкли к присутствию непрошеных «вероятных партнеров» и при отработке своих задач не тратят на них время. Вот и на этот раз «Курск» выполнял строго определенные мероприятия по плану учений и даже если он обнаруживал иностранную ПЛА, то не стал бы тратить время и усилия на противолодочную операцию. Выполнив ракетную стрельбу и готовясь к торпедной стрельбе, «Курск» маневрировал на небольшой глубине. Рядом находилась иностранная ПЛА, которая была наведена в район «Курска» базовой патрульной авиацией НАТО и разведывательными кораблями Норвегии «Marjata» или «Sverdrup-2», которые почти постоянно находятся в нейтральных водах вблизи районов боевой подготовки Северного флота.

Иностранная ПЛА не имела постоянного гидроакустического контакта с «Курском» и поэтому случайно оказалась в секторе стрельбы на небольшой дистанции. В это время производится торпедная стрельба. Представьте себе командира иностранной ПЛА, которому акустик внезапно докладывает о выстреле и приближении торпеды. Что он должен предпринять в этот момент? Иностранная подлодка находится на боевом патрулировании в немедленной готовности начать боевые действия, на ее борту ядерное оружие, а на раздумье всего несколько секунд, и никто не знает, что приближающаяся торпеда без боезаряда! Еще немаловажный момент: американскому командиру разрешается применять оружие на свое усмотрение. В этот момент иностранка включает в активный режим на излучение свою гидроакустическую станцию, ведь оставаться скрытной вроде уже нет смысла, точно измеряет дистанцию до торпеды и «Курска» и на основе имеемой информации командир, а может, вахтенный офицер, находившийся в этот момент в центральном посту, считает учебную стрельбу «Курска» боевой и приказывает ответить из дежурных торпедных аппаратов уже боевыми телеуправляемыми торпедами «MK-48» по пеленгу идущей торпеды, надеясь ее уничтожить. Безрезультатно. «MK-48» продолжают движение уже к «Курску». Командир «Курска» обнаруживает их и не имея возможности из-за минимальной дистанции уклониться или выставить приборы гидроакустического противодействия разворачивает крейсер, чтобы встретить торпеды в лоб, полагая, что этим уменьшится воздействие взрыва. Вот почему руль «Курска» переложен право на борт. Это было видно в одном из кадров репортажа о работе водолазов на кормовом аварийно-спасательном люке. Но торпеды идут выше корпуса и взрываются над носовой частью «Курска» в районе стыка 1-го и 2-го отсеков. Первая торпеда проделывает пробоину в легком корпусе, а вторая уже в прочном. Оба носовых отсека погибают мгновенно. Никто даже не успел продуть цистерны главного балласта ни дистанционно, ни вручную. Пульт управления ГЭУ и сама энергоустановка еще не повреждены. Из информации иностранных СМИ известно, что одной из американских подлодок записаны и взрывы и шумы до и после взрыва. Они утверждают, что первый взрыв был двойным! Это взрывы двух торпед с небольшим интервалом. После этого были слышны резко усилившиеся шумы винтов «Курска».


Логично предположить, что оставшиеся в живых офицеры на пульте управления ГЭУ самостоятельно предприняли попытку выполнить противоаварийный маневр дав реверс обоим турбинам на весь запас по пару. Но увы. Лодка приобрела отрицательную плавучесть порядка 4000 тонн и со стометровой высоты ринулась в грунт. Через 2 минуты с небольшим происходит удар корпуса о скалистый грунт. В этот момент, возможно, и произошел взрыв боезапаса в первом отсеке. Версия о том, что «Курск» был повторно торпедирован несколькими торпедами через 2 минуты после первых несостоятельна, поскольку уже не возможно их навести в носовую часть, в лучшем случае в корму на шумящие винты, а там эти повреждения обязательно были бы замечены норвежскими водолазами. В итоге взрывов и удара о грунт «Курск» получил повреждения всех аварийно-спасательных устройств. Спасти оставшийся экипаж уже было невозможно, ведь судоподъемных средств, способных с такой глубины быстро поднять такую субмарину целиком не существует. Поэтому истерические вопли по поводу «предательства адмиралов, мешающих спасению людей», «промедление с просьбами о помощи с Запада» и т. п.- не более чем бред истериков типа Валерии Новодворской (см. МК № 47(171) за 15 - 22 ноября 2000 года стр. 11), на который трезвомыслящим людям не стоит обращать внимание.

Оставшиеся отсеки через некоторое время, ориентировочно трое суток, тоже заполнились водой под давлением в 10 атмосфер фильтрующейся через неплотности переборочной арматуры, образовавшиеся после сотрясений корпуса. В 9-м отсеке противодавление из запасов сжатого воздуха не создавалось, иначе бы он не был затоплен под самый подволок. Это значит, что оставшиеся подводники кроме герметизации переборки не боролись с прибывающей водой, так как погибли очень скоро, отравившись угарным газом, ведь запаса дыхательной смеси в одном аппарате ИДА-59М хватит не более, чем на 5 часов дыхания при условии нормального давления в отсеке. Утверждения, что кормовые отсеки затоплены из-за разрушений в месте выхода линий валов, которые сместились по инерции в момент удара, тоже не логичны. В 9-м отсеке имеются упорные подшипники, которые воспринимают на себя перемещение и упор от вращающегося винта через линию вала. Усилия, с которым линия вала давит на полном ходу подводной лодки много больше тех усилий, которые создались в момент удара лодки о грунт. Поэтому линии валов не могли сместиться и что-либо разрушить.

27 января 1961 года в Баренцевом море неподалеку от места гибели «Курска» затонула советская дизельная лодка «С-80» со всем экипажем из-за поступления воды внутрь прочного корпуса через не закрывшийся клапан шахты РДП. Тогда после удара о грунт остались незатопленными первый, шестой и седьмой отсеки, которые из-за фильтрации воды через неплотности переборок все же заполнились. Седьмой - к исходу суток, а первый - много позже. 14 подводников, собравшиеся в 7-м отсеке погибли при попытке выйти через кормовой аварийно-спасательный люк методом затопления отсека, а личный состав 1-го отсека в количестве 5-ти человек погиб по причине израсходования запасов воздуха в объеме отсека и аппаратах ИДА-59. Теперь вспомним о втором объекте, лежащем рядом с «Курском» и о буе, который видели с борта «Петра Великого».

Остается предположить, что иностранная подлодка тоже получила повреждения и лежала на грунте некоторое время, пока с ними не справилась. Но причина повреждений не столкновение, а та самая практическая торпеда, которая была выпущена «Курском». Стальная сигара массой почти в 2 тонны, идущая со скоростью курьерского поезда вполне способна пробить прочный корпус американской лодки. Мы знаем, что вскоре после этих событий американская подлодка «Memphis» типа «Los-Angeles» зашла «в плановом порядке» в норвежский порт Хаукосверн и также «планово» встала в док. Но согласно системы цикличного использования американских подводных лодок субмарина становится планово в док только после возвращения с боевой службы и только после смены экипажа, который отправляется на отдых. А второй экипаж готовит лодку к очередному циклу. Так зачем торопиться с доком, так тем более в ближайшем норвежском порту? Естественно, больших повреждений у «Memphis» не было. Как то в печати прошло сообщение, что аварийно-спасательного буя на штатном месте у нее тоже не было. Но не исключен еще такой вариант, что «Memphis» выполняет лишь демонстративные действия, отвлекая внимание от настоящего виновника - тоже американской ПЛА «Toledo», которая скрывается от посторонних глаз в каком-либо укрытии.


И еще несколько вопросов, которые мы оставим без ответа.

О чем беседовали президенты США и России по телефону сразу после трагедии?

Чем объяснить срочный приезд после этого директора ЦРУ в Москву?

Почему не принята отставка Министра обороны, Главкома ВМФ и Командующего СФ?

Почему подписан приказ о награждении подводников до окончания расследования?

Откуда взялись «внебюджетные» деньги на помощь родственникам, срочной организации малоэффективной операции по подъему тел погибших, операции по подъему корпуса и на обновление спасательных сил?

Почему было обещано 8 ноября, т. е. после получения предварительных итогов голосования по выбору президента США, однозначно назвать причину аварии?

Но не будем уподобляться журналистам, принявшихся обвинять командование ВМФ во всех мыслимых и не мыслимых грехах. Оставим это на их совести. Это их хлеб. Но не дай Бог оказаться кому-нибудь на месте Командующего Северным флотом. По телевизору показывали записанное 11 августа интервью с ним, т. е. за сутки до трагедии, а потом 16 августа показали прямой репортаж с места проведения спасательной операции. За эти пять дней адмирал Вячеслав Алексеевич Попов постарел лет на десять. Он боялся не за свой престиж и адмиральское кресло. Он подал рапорт об отставке. Да, командованию известно об аварии больше, чем нам.

Почитайте внимательно интервью с Поповым в «Комсомольской правде». Ни слова неправды. Да, многие вопросы журналиста он оставил без комментария. Да, первое время он в даваемых интервью излагал свои предположения на основании имеемой на тот момент информации об обстановке на борту затонувшего корабля до последнего момента веря в возможность спасения хоть кого-нибудь. Но причем тут ложь и сокрытие правды? Конечно, погибших не вернуть, боль утраты несоизмерима ни с чем. Но неужели кто-то считает, что удовлетворением любопытства обывателей, преданием гласности всех известных подробностей катастрофы можно было что-то изменить? Командующий не только отдает приказания, он еще несет полную ответственность за последствия своих распоряжений, за свои действия или бездействия. И прежде всего он в ответе перед самим собой, перед своей совестью. Придет время и все будет известно. Вы не доверяете командующему? Но тогда у нас есть президент. Он хорошо осведомлен обо всем. Он не принял отставки, не стал ни с кого срывать погоны. Вы не доверяете президенту? Тогда почему он всенародно избран? И вообще, неужели от того, найдем мы или нет самого главного виновного всем станет легче?

Высказать своё мнение о гибели подлодки «Курск» можно на форуме

список личного состава

ПОХОДНЫЙ ШТАБ
Капитан 1 ранга Багрянцев Владимир Тихонович - начальник штаба дивизии подводных лодок, 1958 г. р., ЧВВМУ, ВМА им. Н. Г. Кузнецова
Капитан 2 ранга Белогунь Виктор Михайлович - заместитель НЭМС, 1960 г.р., СВВМИУ
Капитан 2 ранга Шепетнов Юрий Тихонович - флагманский ракетчик, 1964 г.р., ЧВВМУ
Капитан 2 ранга Исаенко Василий Сергеевич - помощник НЭМС, 1961 г.р., СВВМИУ
Капитан 3 ранга Байгарин Мурат Ихтиярович - врио флагманского минера, 1964 г.р., ВВМУПП

ЭКИПАЖ К-141 «КУРСК»

КОМАНДОВАНИЕ КОРАБЛЯ
Капитан 1 ранга Лячин Геннадий Петрович - командир АПЛ, 1955 г.р., ВВМУПП
Капитан 2 ранга Дудко Сергей Владимирович - старший помощник командира, 1969 г.р., ВВМУРЭ
Капитан 2 ранга Шубин Александр Анатольевич - заместитель командира по воспитательной работе, 1959 г.р., СВВМИУ
Капитан-лейтенант Репников Дмитрий Алексеевич - помощник командира, 1973 г.р., ВВМУПП

БОЕВАЯ ЧАСТЬ-1
Капитан-лейтенант Сафонов Максим Анатольевич - командир БЧ-1, 1974 г.р., ВВМУПП
Старший лейтенант Тылик Сергей Николаевич - командир ЭНГ, 1975 г.р., ВВМУПП
Старший лейтенант Бубнив Вадим Ярославович - инженер ЭНГ, 1977 г.р., С-Пб ВМИ
Старший мичман Рузлев Александр Владимирович - старший боцман, 1976 г.р., п. Видяево
Старший мичман Фесак Владимир Васильевич - техник ЭНГ, 1962 г.р., Донецкая обл., г. Шахтерск
Мичман Козырев Константин Владимирович - техник ЭНГ, 1976 г.р., п. Видяево
Мичман Полянский Андреи Николаевич - техник ЭНГ, 1974 г.р., г. Тихорецкий
Старшина 2 статьи контрактной службы Леонов Дмитрий Анатольевич - командир отделения рулевых, 1979 г.р., Московская обл., г. Яхрома
Матрос Миртов Дмитрий Сергеевич - рулевой сигнальщик, 1981 г.р., Республика Коми, г. Ухта

БОЕВАЯ ЧАСТЬ −2
Капитан 3 ранга Силогава Андрей Борисович - командир БЧ-2, 1970 г.р., КВВМУ
Капитан-лейтенант Шевчук Алексей Владимирович - командир ГУ, 1974 г.р., ВВМУПП
Старший лейтенант Панарин Андрей Владимирович - инженер ГУ, 1975 г.р., С-Пб ВМИ
Капитан-лейтенант Гелетин Борис Владимирович - командир ГС, 1975 г.р., КВВМУ
Старший лейтенант Узкий Сергей Васильевич - командир ГЦУ, 1977 г.р., С-Пб ВМИ
Мичман Вишняков Максим Игоревич - техник ГЦУ, 1977 г.р., г. Кривой Рог
Мичман Кеслинский Сергей Александрович - техник СГ, 1974 г.р., Костромская обл., п.Тареча
Старшина 2 статьи контрактной службы Аненков Юрий Анатольевич - механик, 1979 г.р., Курская обл., д. Подазовка
Матрос Котков Дмитрий Анатольевич - механик, 1981 г.р., Вологодская обл., д. Новинки
Матрос Павлов Николай Владимирович - механик, 1980 г.р., Воронежская обл., с. Лесково

БОЕВАЯ ЧАСТЬ-3
Старший лейтенант Иванов-Павлов Алексей Александрович - командир БЧ-3, 1977 г.р., С-Пб ВМИ
Старший мичман Ильдаров Абдулкадыр Мирзаевич - старшина команды торпедистов, 1960 г.р., Республика Дагестан, с. Хучни
Матрос Нефедков Иван Николаевич - командир отделения торпедистов, 1980 г.р., Свердловская обл., с. Красная Гора
Матрос Боржов Максим Николавич - торпедист, 1981 г.р., Владимирская обл., г. Муром

БОЕВАЯ ЧАСТЬ-4
Капитан 3 ранга Рудаков Андрей Анатольевич - командир БЧ-4, 1968 г.р., ТОВВМУ
Капитан-лейтенант Фитерер Сергей Геннадьевич - командир ГКС, 1976 г.р., КВВМУ
Капитан-лейтенант Насиковский Олег Иосифович - командир ГЗАС, 1971 г.р., КВВМУ
Старший мичман Чернышев Сергей Серафимович - техник ГКС, 1968 г.р., г. Севастополь
Старший мичман Калинин Сергей Алексеевич - техник ГЗАС, 1970 г.р., Киевская обл., с. Лиляки
Старший мичман Свечкарев Владимир Владимирович -техник ГЗАС, 1973 г.р., г. Нижний Новгород

БОЕВАЯ ЧАСТЬ-5
Капитан 2 ранга Саблин Юрий Борисович - командир БЧ-5, 1966 г.р., СВВМИУ
Капитан 3 ранга Мурачев Дмитрий Борисович - командир ДД, 1969 г.р., СВВМИУ
Капитан-лейтенант Колесников Дмитрий Романович - командир ТГ ДД, 1973 г.р., ВВМИУ
Капитан-лейтенант Васильев Андрей Евгеньевич - командир ГА ДД, 1972 г.р., ВВМИУ
Старший лейтенант Митяев Алексей Владимирович - инженер ГА ДД, 1977 г.р., С-Пб ВМИИ
Капитан-лейтенант Пшеничников Денис Станиславович - командир ГДУ-1, 1974 г.р., ВВМИУ
Капитан-лейтенант Любушкин Сергей Николаевич - командир ГДУ-2, 1972 г.р., ВВМИУ
Капитан-лейтенант Садиленко Сергей Владимирович - инженер ГДУ-1, 1975 г.р., ВВМИУ
Старший лейтенант Бражкин Александр Владимирович - инженер ГДУ-2, 1977 г.р., ВВМИУ
Капитан-лейтенант Аряпов Рашид Рамисович - командир ТГ ДД, 1971 г.р., ВВМИУ
Капитан 3 ранга Щавинский Илья Вячеславович - командир ЭТД, 1969 г.р., ВВМИУ
Капитан 3 ранга Белозеров Николай Анатольевич -командир ЭТГ, 1968 г.р., ВВМИУ
Старший лейтенант Кузнецов Виталий Евгеньевич - инженер ЭТГ-1, 1976 г.р., ВВМИУ
Старший лейтенант Рванин Максим Анатольевич - инженер ЭТГ-2, 1975 г.р., ВВМИУ
Капитан 3 ранга Милютин Андрей Валентинович - командир ДЖ, 1972 г.р., ВВМИУ
Капитан-лейтенант Солорев Виталий Михайлович - командир ГА ДЖ, 1974 г.р., ВВМИУ
Капитан-лейтенант Кокурин Сергей Сергеевич - командир ТГ ДЖ, 1973 г.р., ВВМИУ
Старший лейтенант Кириченко Денис Станиславович - инженер ДЖ, 1976 г.р., ВВМИУ
Старший мичман Кузнецов Виктор Викторович - старшина команды турбинистов, 1972 г.р., г. Курск
Старший мичман Козодеров Владимир Алексевич - техник турбинист, 1967 г.р., г. Липецк
Мичман Ишмурадов Фанис Маликович - техник-турбинист, 1974 г.р., Республика Башкирия, д. Бахтигариево
Старший мичман Борисов Андрей Михайлович - техник ГА ДД, 1970 г.р., Рязанская обл., с. Перкино
Мичман Баланов Алексей Геннадьевич - старшина команды трюмных, 1978 г.р., Республика Чувашия, с. Анастасово
Мичман Иванов Василий Эльмарович - старшина команды электриков, 1977 г.р., Республика Марий-Эл, д. Чуксолло
Мичман Шаблатов Владимир Геннадьевич - техник-электрик, 1977 г.р., г. Йошкар-Ола
Старший мичман Цымбал Иван Иванович - техник-электрик, 1970 г.р., Луганская обл., д. Макартетино
Старший мичман Горбунов Евгений Юрьевич - техник-дизелист, 1964 г.р., Нижегородская обл., п. Заволжье
Мичман Хивук Владимир Валерьевич - техник, 1974 г.р., Курская обл., с. Белица, ст. Сосновый Бор
Мичман Байбарин Валерий Анатольевич - старшина команды трюмных, 1975 г.р., Челябинская обл., г. Копейск
Мичман Бочков Михаил Александрович - техник трюмный, 1977 г.р., г. Севастополь
Главный корабельный старшина контрактной службы Геслер Роберт Александрович - командир отделения турбинистов, 1978 г.р., Республика Башкирия, п. Западный
Старшина 2 статьи контрактной службы Садовой Владимир Сергеевич - командир отделения турбинистов, 1979 г.р., Нижегородская обл., п. Юганец
Матрос Кубиков Роман Владимирович - турбинист 1978 г. р. г. Курск
Матрос Некрасов Алексей Николаевич - турбинист 1981 г.р., Курская обл., п. Тим
Матрос Мартынов Роман Вячеславович - турбинист 1981 г.р., Республика Коми., г. Ухта
Матрос Сидюхин Виктор Юрьевич - турбинист, 1980 г.р. Республика Коми., г. Ухта
Матрос Борисов Юрий Александрович - турбинист 1981 г.р., Республика Коми., п.Благоево
Матрос Налетов Илья Евгеньевич - турбинист, 1981 г.р., Вологодская обл., д. Ивачино
Старшина 2 статьи контрактной службы Аникеев Роман Владимирович - спец. трюмный, 1978 г.р., п. Видяево
Главный старшина контрактной службы Майнагашев Вячеслав Виссарионович - спец. трюмный, 1976 г.р., Республика Хакасия, п. Нижний Курлугаш
Матрос Боркин Алексей Алексеевич - спец. трюмный 1981 г.р., г. Архангельск
Главный старшина контрактной службы Неустроев Александр Валентинович - электрик, 1979 г.р., Томская обл. п. Лоскутово
Старшина 1 статьи контрактной службы Зубайдулин Решид Рашидович - электрик, 1979 г.р., Челябинская обл п. Межозерный
Матрос Дрюченко Андрей Николаевич - электрик 1979 г.р., г. Северодвинск
Матрос Ларионов Алексей Александрович - трюмный 1981 г.р., Республика Коми, г. Емва
Матрос Шульгин Алексей Владимирович - трюмный 1981 г.р., Архангельская обл., г. Котлас
Матрос Тряничев Руслан Вячеславович - трюмный 1980 г.р., г. Череповец
Матрос Староселыдев Дмитрий Вячеславович - трюмный 1980 г.р., г. Курск
Матрос Халепо Александр Валерьевич - турбинист 1981 г.р., Республика Коми, с. Усть-Лыжа
Матрос Логинов Игорь Васильевич - турбинист 1980 г.р., Республика Коми, п. Благоево
Матрос Коломейцев Алексей Юрьевич - турбинист 1980 г.р., Республика Коми, г. Пыть-Ях

БОЕВАЯ ЧАСТЬ-7
Капитан 3 ранга Садков Александр Евгеньевич - командир БЧ-7, 1967 г.р., ТОВВМУ
Капитан-лейтенант Логинов Сергей Николаевич - командир ГАГ, 1973 г.р., ТОВВМУ
Старший лейтенант Коровяков Андрей Владимирович - инженер ГАГ-1,1976 г.р., ВВМУРЭ
Старший лейтенант Коробков Алексей Владимирович - инженер ГАГ-2,1975 г.р., ВВМУРЭ
Капитан-лейтенант Радионов Михаил Олегович - командир ВГ, 1973 г.р., ВВМУПП
Старший лейтенант Ерахтин Сергей Николаевич - инженер ВГ, 1977 г.р., ВМИРЭ
Старший лейтенант Гудков Александр Валентинович - командир ГРР, 1977 г.р., КВВМУ
Старший мичман Федоричев Игорь Владимирович - старшина команды радиометристов, 1973 г.р., Тульская обл., г. Олчисин
Мичман Таволжанский Павел Викторович - техник ГАГ, 1976 г.р., Белгородская обл., с. Клиненцы
Мичман Парамоненко Виктор Александрович - техник ГАГ, 1973 г.р., г. Николаевск
Мичман Зубов Алексей Викторович - техник ГАГ, 1974 г.р., Днепропетровская обл., г. Павлоград
Мичман Белов Михаил Александрович - техник ГАГ, 1974 г.р., Нижегородская обл., г. Богородск
Мичман Грязных Сергей Викторович - техник ВГ, 1978 г.р., г. Северодвинск
Старший мичман Власов Сергей Борисович - техник ГР РР, 1957 г.р., п. Видяево

МЕДСЛУЖБА
Капитан медицинской службы Станкевич Алексей Борисович - начальник медицинской службы, 1974 г.р., ВМА
Мичман Романюк Виталий Федорович - фельдшер, 1971 г.р., г. Севатополь

ХИМСЛУЖБА
Капитан 3 ранга Безсокирный Вячеслав Алексеевич - напальник химслужбы, 1970 г.р., СВВМИУ
Мичман Троян Олег Васильевич - техник х/с, 1971 г.р., г. Баку
Мичман Рычков Сергей Анатольевич - техник х/с, 1965 г.р., г. Ташкент
Старший мичман Хафизов Наиль Хасанович - старший инструктор х/с, 1960 г.р., Республика Башкирия, с. Слак

СЛУЖБА СНАБЖЕНИЯ
Старший мичман Кичкирук Василий Васильевич - старшина команды снабжения, 1967 г.р., Житомирская обл., с. Старый Майдан
Старший мичман Беляев Анатолий Николаевич - старший кок-инструктор, 1954 г.р., Рязанская обл., п. Пролетарский
Главный корабельный старшина контрактной службы Янсапов Саловат Валерьевич - командир отделения коков, 1977 г.р., Республика Башкирия, г. Ишимбай
Матрос Витченко Сергей Александрович - кок, 1980 г.р., Ленинградская обл., г. Кировск
Матрос Евдокимов Олег Владимирович - кок, 1980 г.р., г. Курск

СЕКРЕТНАЯ ЧАСТЬ
Мичман Самоваров Яков Валерьевич - начальник секретной части, 1977 г.р., Архангельская обл., п. Луповецкий
Старший мичман Ерасов Игорь Владимирович - СПС, 1965 г.р., г. Воронеж

ПРИКОМАНДИРОВАННЫЕ
Старший лейтенант Борисов Арнольд Юрьевич – ведущий инженер ВП МО, 1976 г.р., ВВМУПП
Гаджиев Мамед Исмаилович - представитель завода «Дагдизель», 1958 г.р., Республика Дагестан, с. Хрюг

К-141 «Курск»

Исторические данные

Общие данные

Энергетическая установка

К-141 «Курск» - российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А «Антей» . Был введён в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 годы действовал в составе Северного флота России , базировался в поселке Видяево. 12 августа 2000 года затонул в Баренцевом море на глубине 108 метров из-за взрыва торпеды 65-76А (“Кит”) в торпедном аппарате №4, который привел к пожару и детонированию остальных торпед.

Общие сведения

12 августа 2000 года затонул в Баренцевом море на глубине 108 метров. При этом погиб весь экипаж в полном составе (118 человек). Эта катастрофа по количеству погибших стала одной из крупнейших в истории российского подводного флота.

Постройка и испытания

В 1999 году экипаж «Курска» являлся лучшим во всей дивизии. Почти четверть членов экипажа были мастерами военного дела, а остальные три четверти - специалистами 1-го либо 2-го классов.

В последний год XX-го века капитан 1-го ранга Г. П. Лячин готовит экипаж к новому дальнему походу, но не в одиночку, а в составе мощной группировки. Россия, после распада СССР, вновь готовилась вернуться в Средиземное море.

30 июля 2000 года экипаж «Курска» принимал участие в военно-морском параде, посвящённом Дню Военно-морского флота в Североморске.

На 15 октября 2000 года из Североморска планировался выход в Средиземное море авианосно-маневренной группы Северного флота , включавшей «Курск».

Гибель

10 августа 2000 года «Курск» отправился на выполнение учебной задачи неподалёку от Кольского залива. Задача заключалась в поражении условной цели крылатой ракетой и учебном торпедировании группы кораблей. На вооружении лодки состояли 24 крылатые ракеты П-700 Гранит и столько же торпед. Командовал лодкой капитан 1-го ранга Г. Лячин.

12 августа в соответствии с задачей «Курск» начал и успешно провёл атаку крылатой ракетой «Гранит» условного неприятеля - эскадры во главе с авианосцем «Адмирал Кузнецов» и флотским флагманом, крейсером-атомоходом «Пётр Великий» . В отрезок времени с 11:40 до 13:40 К-141 должен был провести атаку авианосцев. Последние записи в обнаруженных впоследствии бортжурналах были сделаны в 11:15.

В 11:28 гидроакустическая аппаратура на корабле «Пётр Великий» зафиксировала негромкий хлопок, а затем крейсер сильно тряхнуло. Командир корабля, капитан 1-го ранга В. Касатонов , ознакомившись с докладом о зафиксированном звуке, не обратил на него внимания. Командующему Северным флотом Вячеславу Попову (он тоже присутствовал на крейсере) доложили, что причина хлопка во включении антенны радиолокационной станции. Запланированные торпедные атаки не были произведены. Всплытия подводной лодки ни один человек не видел, доклада о выполнении учебной задачи также не последовало.

В 14:50 группа кораблей и вертолётов начала изучение района предполагаемого нахождения и всплытия К-141. «Курск» не дал о себе знать в положенное время - в 17:30, и спустя 5 часов командир лодки по прежнему хранил молчание.

13 августа на поиски исчезнувшей лодки были направлены корабли под командованием В.Попова. А в 04:51 «Курск» был обнаружен гидроакустикой флагмана «Пётр Великий». АПЛ лежала на грунте на глубине 108 метров.

Спасательные работы

Работы производились силами Северного флота в период с 13 по 22 августа, но безрезультатно, несмотря на использование подводных аппаратов (автономных снарядов) АС-15, АС-32, АС-34 и АС-36. По утверждениям Главного штаба ВМФ, непреодолимыми препятствиями стало сильное подводное течение, а также низкий уровень прозрачности воды, слишком сильное волнение моря и значительный крен подлодки, составлявший приблизительно 60 градусов.

Однако, в свою очередь, капитан 3-го ранга А. Шолохов объяснял неудачу тем, что из-за неправильного расположения противошумного покрытия невозможно было пристыковаться к комингс-площадке люка лодки.

20 августа новым участником спасательной операции стало норвежское судно «Seaway Eagle» , и именно его водолазы 21 августа вскрыли кормовой аварийно-спасательный люк. Норвежские специалисты произвели предварительные вырезы в корпусе лодки (в районе трёх отсеков). В отсеках же работали уже российские водолазы - они занимались извлечением на поверхность тел и секретной документации. Можно считать крупным везением тот факт, что ядерная установка лодки не дала утечки радиации.

Все моряки-подводники, служившие на подлодке, были посмертно награждены орденом Мужества, а командиру корабля было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Версии гибели

Существует несколько версий относительно причин гибели АПРК «Курск».

Согласно официальной версии, основная причина заключалась во взрыве торпеды 65-76А (“Кит”) в торпедном аппарате №4. Взрыв произошёл из-за утечки пероксида водорода (один из компонентов торпедного топлива) и стал причиной сильного неконтролируемого пожара, который привёл к детонации и подрыву других торпед в 1-ом отсеке.

По версии В.Д. Рязанцева, который входил в состав государственной комиссии по расследованию причин и обстоятельств катастрофы, к взрыву торпеды 65-76 ПВ привело её пополнение необезжиренным воздухом высокого давления, произведённое 11 августа экипажем подводного крейсера. Неконтролируемая реакция разложения перекиси водорода наступила через некоторое время после помещения торпеды в торпедный аппарат. Из-за недоработок в конструкции подлодок этого класса экипаж для предотвращения повышения давления в 1-м отсеке при залповой стрельбе торпедами вынужден оставлять открытыми захлопки системы общесудовой вентиляции, поэтому ударная волна от взрыва торпеды 65-76 ПВ, не ослабленная никакими препятствиями, попала во 2-й отсек и весь личный состав командного отсека был контужен, потеряв способность исполнять свои обязанности. Второй же взрыв случился в результате столкновения АПЛ с грунтом, а не по причине объемного пожара в первом отсеке - АПЛ К-141 «Курск», с заполненным водой первым отсеком, на скорости около 3 узлов и дифферентом на нос 40-42 градуса на глубине 108 метров столкнулась с грунтом. Торпедные аппараты № 1, 3, 5 и 6 с боевыми торпедами, снаряженными взрывателями, смялись и разрушились, а сами торпеды взорвались.

Авторство третьей версии принадлежит французскому режиссёру Жан-Мишелю Карре. В своём документальном фильме он утверждает, что «Курск» был торпедирован американским подводным крейсером-наблюдателем «Мемфис» . Вместе с другой подлодкой, «Толедо» , «Мемфис» наблюдал за действиями «Курска», и неожиданно «Толедо» и «Курск» столкнулись. Командир «Мемфиса» , опасаясь торпедного выстрела российской лодки по «Толедо» , открыл превентивный огонь, которым и была уничтожена К-141. Таким образом, гибель подлодки стала следствием недоразумения, вызванного фатальным стечением обстоятельств.

Этот взгляд разделяют канадские документалисты и несколько военных в отставке.

Вице-премьер Илья Клебанов изложил свою версию гибели «Курска». По его словам, подлодка могла столкнуться с подводной миной времён Великой Отечественной войны. Впрочем, лица, осведомлённые о характеристиках прочности этого типа АПЛ, не рассматривали высказанное предположение всерьёз.

Капитан 1-го ранга М. Волженский полагает, что торпеду в пусковом аппарате могло заклинить в результате тяжёлого удара по корпусу подводного крейсера: например, ставшего следствием столкновения с другой подводной лодкой. По его словам, «скользящий удар рулевого пера (горизонтальных рулей) мог привести к сильной деформации торпедных аппаратов “Курска“». В пользу этой версии говорит тот факт, что обе торпеды - УСЭТ-80 и 65-76 - обычно заряжают в правые торпедные аппараты. При столкновении под острым курсовым углом с иностранной АПЛ сразу же был бы смят именно правый внешний ТА калибра 650 мм, в котором и находилась практическая торпеда 65-76А. При высокой скорости относительного встречного сближения подлодок (около 10 м/с), этот ТА был повреждён вместе с торпедой в первую же секунду. Этого времени хватило, чтобы практически моментально в замкнутом объёме соединились весь запас топлива (керосин) и окислителя (перекись водорода), а произошедшая в результате реакция привела к их взрыву, который ещё дополнительно был усилен взрывом порохового ускорителя, устанавливаемого в хвостовой части торпеды. Резкое направленное давление корпуса иностранной лодки от головной части торпеды к её хвосту направило этот взрыв (150 кг в тротиловом эквиваленте, как определила норвежская сейсмическая станция) на заднюю крышку ТА. Крышка, разумеется, была вырвана, и сноп огня заполнил первый отсек, в результате сразу начался пожар.

Есть и ещё одна версия.Капитан 1-го ранга А. Лесков утверждал, что подводный аппарат таких габаритов не имел права совершать плавание в данном месте по чисто физическим причинам. В связи с этим он предположил, что в АПЛ попала противокорабельная баллистическая ракета. Впрочем, моряки-подводники расценивают данное предположение как абсурдное.

Спустя месяц после катастрофы была высказана мысль, что «Курск» был уничтожен случайным попаданием ракеты П-700 Гранит с боеголовкой, предназначенной для поражения подводных целей, которая была пущена с крейсера «Пётр Великий». Данная версия стала умалчиваться по причине вероятной дискредитации всего российского военного командования.

Расследование

14 августа по указанию президента В. В. Путина для расследования причин гибели АПЛ «Курск» была создана Правительственная комиссия во главе с заместителем председателя Правительства РФ И. И. Клебановым.

В 2000 году комиссия руководила несколькими обследованиями потонувшего АПРК - в сентябре и октябре-ноябре. В 2001 году в целях тщательного обследования поднятого «Курска» была сформирована следственная группа из 43 человек. Также к осмотру привлекались 50 специалистов ЦКБ «Рубин», наряду с командирами отсеков подводных лодок того же класса.

Следователи выясняли причину, по которой спасательный аппарат не смог закрепиться на площадке в районе 9-го отсека. Было установлено, что причина заключалась в сколах «зеркальной» площадки, а в 4-м отсеке находилось больше людей, чем должно было быть согласно распорядку.

В день катастрофы была выключена аппаратура аудиозаписи «Снегирь», фиксирующая переговоры по громкой связи, хотя по регламенту её запрещалось отключать. Стало известно, что на лодке не была включена сигнализация аварийного буя, а система аварийного выброса антенны и вовсе не функционировала уже три года. С самого буя не сняли заводское крепёжное устройство, в результате буй не смог всплыть.

Идентификация погибших проводилась в течение года. Следователи опрашивали родных и близких погибших, обращались за идентификационными данными в медицинские учреждения. К 20 марта 2002 года удалось обнаружить и опознать тела 115 погибших подводников. Ещё три тела так и не были обнаружены.

Адвокат Б.А. Кузнецов в 2002-2005 годах представлял интересы потерпевших по уголовному делу «О гибели АПРК „Курск“ и членов его экипажа». Он резко критиковал итоги официального расследования обстоятельств аварии. Кузнецов утверждал, что в случае своевременного принятия иностранной помощи можно бы было спасти тех 23 членов экипажа, которые были в девятом отсеке и погибли только по прошествии двух с половиной суток (в соответствии с официальной версией они были живы только несколько часов).

Подготовка к подъёму

Перед подъёмом «Курска» требовалось провести подробный внешний осмотр корабля и поверхности дна в районе затопления. Необходим был и специальный радиационный мониторинг. Для решения этих задач были проведены две экспедиции в сентябре и начале октября 2000 года.

Затем, в октябре 2000 года, была осуществлена операция «Регалия» по вскрытию корпуса АПЛ «Курск» и поиску погибших подводников. Операция проводилась американской фирмой Halliburton при поддержке российских специалистов. В ходе операции водолазы эвакуировали из 9-го отсека 12 тел (в т.ч. тело капитана Колесникова , сумевшего написать предсмертную записку), однако достичь других отсеков не получилось, как и эвакуировать 11 других тел.

Оставалось отрезать деформированную взрывом часть первого отсека и вырезать отверстия, предназначенные для закрепления зацепов. Было предложено для отрезки остатков первого отсека применить технологию, предназначенную для резки трубопроводов больших диаметров. Основная часть применяемого механизма состояла из своеобразной пилы, “собранной” из троса и нанизанных на него цилиндрических элементов с ассиметрично расположенными островерхими горушками разной высоты, произведёнными из режущего материала повышенной прочности. Пробег троса в одну сторону составляет около 20 метров. С обоих бортов подлодки в районе первого отсека предполагалось установить большие цилиндрические башни, у которых были только верхние днища. На башнях прикреплялись колёсные направляющие блоки с заведёнными на них ходовыми тросами пилы и гидроцилиндры для поперечно-возвратной протяжки троса. В результате откачки воды из башни за счёт перепада давления на верхнем днище снаружи создавалось огромное усилие, которое вдавливало башню в грунт по мере распиловки перекинутой через верх лодки пилой.

Процесс отпиливания первого отсека оказался крайне трудоёмким и сложным, трос пилы постоянно обрывался, и для его восстановления привлекались водолазы, как и при отрезке вручную тех или иных частей конструкции корпуса. Операция осуществлялась в августе 2001 года с участием двух судов: баржи «Carrier» и судна «Mayo» .

К съёмкам операции подъёма была допущена съёмочная группы Виталия Федько. Получить допуск ко всем этапам проводимой операции было очень сложно, на финальном этапе генеральный прокурор запретил было съёмки, но впоследствии разрешение было выдано вновь.

После удачного завершения операции Виталий Федько получил награду «За подъём Курска», специально учреждённую ЦКБМТ «Рубин» за освещение в СМИ операции по подъёму погибшей АПЛ К-141 «Курск».

Подъём «Курска»

19 августа 2000 года главный конструктор ФГУП ЦКБ МТ «Рубин» И. Д. Спасский предоставил Президенту РФ В.В.Путину план работ по ликвидации последствий катастрофы АПЛ «Курск».

Поскольку механизмы АПЛ были деформированы, а информация о состоянии боезапаса оставалась крайне недостаточной, подъём лодки необходимо было проводить с крайней осторожностью. В феврале 2001 года голландская фирма Mammoet Transport BV предложила поднимать К-141 при помощи гидравлических домкратов, установленных на судне. Каждый домкрат был оборудован динамическим компенсатором, который предназначался для компенсации динамических усилий при отрыве «Курска» от грунта и на финальном этапе его подъёма недалеко от поверхности.

Наряду с этим ЦКБ МТ «Рубин» вместе с Институтом им. Академика Крылова, 1-м и 40-м институтами ВМФ разработали конструкцию захватов подъёмных устройств. В прочном корпусе лодки между шпангоутами вырезались отверстия, в них помещались зацепы с выдвижными лапами.

При расчете параметров подъёма возникли две технические проблемы.

  • Во-первых, было крайне затруднительно подсчитать, с какой точно силой грунт притягивает лодку. Разумеется, грунт исследовали, но результаты исследований значительно отличались, соответственно, в целом оставались крайне ненадёжными.
  • Во-вторых, существовал риск, что во время подъёма первый отсек мог оторваться, что привело бы к катастрофическим последствиям.

В результате долгих обсуждений было достигнуто следующее решение: вначале дать на подъёмную систему равномерную нагрузку (приблизительно 50 % веса лодки), подождать 6 часов, а потом увеличивать нагрузку на корму. Первый же отсек пришлось просто отрезать.

Используемые технические средства для подьема «Курска»

Роль платформы для всех технических средств подъёма сыграла баржа Giant 4 . Её корпус был дополнительно упрочнён, чтобы выдержать тяжесть 26 домкратов и компенсаторов с катушками большого диаметра, всей необходимой энергетикой и рабочими средами. Каждый домкрат обеспечивал подъём с использованием 54 стрендов (специальных прочнейших тросов).

Стренды были намотаны на катушки диаметром около трёх метров. Рабочая часть стрендов от домкрата шла через шлюзовую трубу, вваренную в корпус баржи, к зацепу и закреплялась на нём. Пучок из 54 стрендов выдерживал нагрузку около 1000 тонн.

Был изменён контур днища баржи, чтобы подводная лодка могла успешно состыковаться с ним. Во время подъёма баржа усилием домкратов опускалась вниз и увеличивала свою осадку. В итоге возникшая архимедова сила буквально отрывала «Курск» от грунта, после чего подлодка притягивалась к днищу баржи усилием тросовых гидродомкратов, одновременно пучки стрендов наматывались на катушки.

Зацепы опускались к отверстиям по специальным тросам, а после их попадания в вырезы в корпусе лапы зацепов раздвигались при помощи гидравлики и надёжно фиксировались стопором.

Для заведения лодки в плавучий док ПД-50 были изготовлены два L-образных понтона, спроектированных фирмой Mammoet Transport BV.

Итоги операции

В результате операции подъёма подлодки были обнаружены, эвакуированы и захоронены 115 тел погибших членов экипажа. Три тела так и не были обнаружены. С грунта был эвакуирован потенциально опасный боезапас лодки, как и оба её ядерных реактора. В сухом доке атомная подводная лодка «Курск» была изучена самым тщательным образом, что позволило выяснить обстоятельства катастрофы и проследить за последними часами жизни подлодки и её экипажа.

К марту 2009 года от «Курска» остался лишь блок из трёх отсеков с предварительно снятыми реакторами, а также ограждение рубки, которое отправили в Мурманск.

- Лячин Геннадий Петрович

Память

Произошедшей трагедии были посвящены памятники и мемориалы, установленные в разных городах России. Многие школы были названы в честь моряков, погибших на борту затонувшей подводной лодки. О катастрофе было снято более 10 документальных фильмов и написано множество песен.

Литература и источники информации

Литература

  • Спасский И. Д. «Курск». После 12 августа 2000 года: [Об истории подготовки и проведения операции по подъему АПК ""Курск"]. - М: Русь, 2003. - 285 с. - ISBN 5-8090-0024-X .
  • Шигин В. В. АПРК «Курск»: Послесловие к трагедии. - М: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 447 с. - ISBN 5-224-03308-X

Видео

12 августа 2000 года. Эта дата навсегда войдет в новейшую историю России. Именно в этот день в Баренцевом море потерпел аварию один из наиболее совершенных кораблей российского военно-морского флота – атомная подводная лодка К-141 «Курск». Эта катастрофа привела к гибели всего экипажа лодки, в скорбном списке погибших 118 человек. По сей день, не раскрыты множество вопросов, связанных с этой трагедией. От российского общества скрывают правду и будем ли мы когда-нибудь знать истинные причины гибели К-141, не знает никто.

Подводная лодка К-141 «Курск»

Атомоход «Курск» относился к кораблям проекта 949А «Антей». История подводных лодок этого проекта берет свое начало еще в конце 60-х годов прошлого века. Субмарины проекта «Антей» считаются специалистами одними из самых совершенных многоцелевых лодок на сегодняшний день. Лодка «Курск» была заложена в Северодвинске в 1992 году, в 1994 году ее спустили на воду, и в тот же год она была принята в состав Северного флота ВМС России. Первым командиром «Курска» был капитан 2-го ранга Рожков. На момент своей гибели этот корабль был одним из самых совершенных в составе российского флота.

Лодки класса «Антей» (Oscar-II, по классификации НАТО) были спроектированы в СССР для противодействия авианосным соединениям противника и его атомными подводными лодками. Субмарины этого класса вооружены ракетами «Гранит» и торпедами. Они имеют весьма низкую шумность и малозаметны. Это настоящие «убийцы авианосцев», незаметные и смертоносные.


Вот основные характеристики К-141 «Курск».

Подводная лодка «Курск» считалась одним из лучших кораблей Северного флота. В 1999 году лодка совершила автономное плавание в Средиземное море, успешно выполнив все задания командования. Последним командиром «Курска» был капитан 1-го ранга Лячин.


Катастрофа — подробно о гибели АПЛ К-141 «Курск»

10 августа 2000 года К-141 принимала участие в учениях в Баренцевом море. Подводная лодка должна была провести ракетные и торпедные стрельбы.

12 августа, в 11.28 акустик атомного крейсера «Петр Великий» зафиксировал сильный хлопок, после этого «Курск» не произвел запланированную торпедную атаку, а затем не вышел в установленное время на сеанс связи. 13 августа атомный подводный крейсер был найден, лежащим на дне.

С этого момента начинаются спасательные работы, которые, однако, не увенчались успехом. Военные сообщали, что установили связь с подводной лодкой. К затонувшему судну спускались российские и норвежские водолазы, работали глубоководные спускаемые аппараты. За спасательными работами, затаив дыхание, наблюдала вся Россия.


21 августа норвежские водолазы сумели открыть люк и проникнуть внутрь корабля. Лодка оказалась наполнена водой. В этот же день руководство Северного флота официально объявило о гибели всего экипажа.

В следующем году погибшая субмарина была отбуксирована на судоремонтный завод. Началось следствие. Согласно официальной версии, атомный подводный крейсер «Курск» утонул из-за взрыва учебной торпеды, с последующим взрывом всего боезапаса. Взрывом были полностью уничтожены несколько первых отсеков лодки, и она наполнилась водой в течение шести-восьми часов. Представители прокуратуры заявили, что пожар бушевал по всей длине лодки.


Во время следствия были исследованы несколько вахтенных журналов корабля. Записи о каких-либо внештатных ситуациях в них отсутствуют.

Альтернативные версии гибели подводной лодки К-141

От момента объявления властями официальной версии и до настоящего дня не утихают споры относительно причин гибели одного из лучших кораблей российского флота. Слишком многие считают, что официальные власти не говорят всей правды. Среди сомневающихся много профессиональных моряков и специалистов, связанных с военно-морским флотом. Сейчас есть несколько различных версий, объясняющих, что же именно случилось в тот злополучный день и почему капитан Лячин не смог привести свой корабль обратно в родную гавань.

Существует версия вице-адмирала Рязанцева. Он считает, что первоначальной причиной катастрофы являлся взрыв торпеды, который привел к затоплению первого отсека и столкновению подлодки с грунтом. Удар о дно привел к детонации остальных торпед, что и привело к таким ужасным последствиям.


Одной из популярных версий причиной гибели «Курска» является торпедная атака американской подводной лодки. Французский режиссер Жан-Мишель Карре даже снял документальный фильм, подтверждающий эту гипотезу. По мнению ее сторонников, две американские субмарины «Толедо» и «Мемфис» наблюдали за учениями Северного флота (это распространенная практика). Российская и американская подводные лодки столкнулись, а вторая американская субмарина нанесла торпедный удар по «Курску» после того, как командир К-141 приказал атаковать противника.

Сторонники этой версии утверждают, что российские власти намеренно скрыли правду о торпедной атаке, чтобы не допустить конфликта (возможно даже военного) с США.

Как вариант этой версии, существует гипотеза о столкновении «Курска» с субмариной одной из стран НАТО, которое привело к взрыву торпед на российском атомоходе. Тем более, что после катастрофы в СМИ появилась информация об обнаружении спасательного буя в районе катастрофы. Возможно, его выпустила «чужая» подлодка также пострадавшая при столкновении.


История подводного противостояния двух супердержав во времена «холодной войны» служит подтверждением этой версии.

Эта версия подробно была изучена российскими СМИ и имеет своих приверженцев среди военных моряков. По их мнению, схема событий была такова: удар иностранной лодки по торпедному аппарату, затем взрыв одной торпеды, удар о грунт и детонация всего боезапаса.

Есть еще версия о мине времен Второй Мировой войны, однако в эту версию мало кто верит.

Также существует версия, что «Курск» был случайно потоплен новейшей ракетой, выпущенной с атомного крейсера «Петр Великий».

Представители родственников членов экипажа не верят в официальную версию и считают, что власти не говорят правду. Они считают, что в девятом отсеке после катастрофы моряки были живы еще более двух суток. По их мнению, если бы руководство ВМФ сразу обратилось за помощью к иностранцам, то возможно, список погибших был бы меньше. Много материалов расследования не обнародовано.
Тяжело поверить, что мы получим все ответы в этой трагической истории.

Версии гибели подводной лодки Курск

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них