Как зимуют рыбы толстой ледяной. Рассказы о зиме и о животных зимой

Как рыбы зимуют: познавательные рассказы в картинках, сказки, загадки для детей.

Как рыбы зимуют.

Рыбы к зиме собираются в стаи зимовать. Они опускаются в глубину рек и озер. Их тело покрывается слизью как шубой.

Зиму рыбы проводят глубоко на дне. На дне вода не замерзает даже в самые лютые морозы. К зиме рыба становится неподвижной, вялой.

Рыбы зимуют по-разному.

Караси, карпы зарываются в тину на дне водоема и переживают так до весны. Они неподвижны и теряют аппетит.

Многие рыбы впадают в спячку – сомы, лини, лещи, плотва. Они ложатся на дно или зарываются в ил.

Трудно рыбам подо льдом зимой. Водоросли начинают гнить, воздуха становится подо льдом всё меньше, и рыбам трудно дышать. Поэтому люди пробивают в реках проруби, через которые под лед поступает чистый воздух.

Хищные рыбы не спят даже зимой – налим, щука, окунь.

Налим очень шустрый и прожорливый хищник – как волк, только водный. Он ест рыб, лягушек, икру. Налим очень любит холодную воду. Охотится налим ночью. А когда вода становится снова теплой, налим превращается в вялого и неподвижного.

Форели, сиги, лососи тоже любят холодную воду. Осенью они делают на дне ямки – гнезда, закладывают в них икру. Весной из этой икры появятся маленькие рыбки — детки. Они называются «мальки».

Прочитайте детям занимательные рассказы и сказки о том, как рыбы зимуют.

Как рыбы зимуют: познавательные сказки и рассказы для детей.

Э. Шим. Всем вам крышка.

Шёл Морозко первый раз по лесу и ноги промочил. На земле ещё осенние лужи были, в болотах - воды полно, а лесные озёра от ливней даже из берегов вышли.
А у Морозки ноги в валенках. Неспособно шлёпать.
Зачихал Морозко, носом захлюпал. А потом рассердился и начал рукавицами друг о дружку похлопывать.

Как хлопнет - так ледяная крышка готова.
Для луж маленькие крышечки понаделал.
Для болот - побольше крышки.
Для прудов и озёр - совсем большие крышки крепкого зелёного льда.
Взял их Морозко в охапку и пошёл воду запечатывать.
- Сейчас, - говорит, - всю эту слякоть прикрою.

Наклонился над лужицей , крышечку примеривает. А из лужицы слабенькие голосишки:
- Морозко, Морозко, не запечатывай лужу, не опускай крышечку!
Смотрит Морозно, а в луже всякой живности полно: тут и жуки-плавунцы, и жуки-водолюбы, и жуки-вертячки, тут водяные паучки, блошки да личинки… Снуют-суетятся!
Примерился - хлоп! - и вмиг лужу запечатал.

Дальше идёт. К болоту выбрался.
- Сейчас, - говорит, - и здесь подберу крышечку!
А из болота голоса слышны:
- Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай болото!
Глядь - и тут жителей полно: лягушки, тритоны, улитки копошатся.
- Хватит! - сказал Морозко. - Отжили. Всем вам крышка!
Примерился - хлоп! - и вмиг болото запечатал.

Дальше идёт. На озеро вышел.
- Сейчас, - говорит, - самую большую крышку подыщу!
А из озера голоса слышны:
- Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай озеро!
Глядь - рыб в озере полно. Тут и щуки, окуни , и пескари, и мелюзга всякая, мальки сеголетки.
- Хватит! - сказал Морозко. - Отжили! Всем вам крышка!
Примерился, прицелился - хлоп! - и легла на озеро толстая ледяная крышка.

Вот так! - Морозко говорит. - Теперь моё времечко - по лесам да полям разгуливать. Захочу - помилую, а захочу - так всех погублю.
Похваляется Морозко, идёт по лесу, ледком похрустывает, по деревьям постукивает.
- Я один тут властелин!

И невдомёк Морозке, что все водяные жители живы-здоровы остались.
Жуки да личинки на дно опустились, в мягкий ил закопались.
Лягушки в тину зарылись, улитки вход в раковину известковыми дверцами закрыли.
Рыбы яму отыскали поглубже, улеглись рядком, спят.
А для тех, кто не спит, люди прорубь во льду устроили.
- Дышите себе, - говорят, - на здоровье!
Конечно, не слишком весёлое житьё подо льдом. Но ничего. До весны дотянуть можно.

А весна придёт - все Морозкины крышечки распечатает!

  • Что за «крышки» делал Морозко зимой? А ты видел такие ледяные «крышки»?
  • Где он сделал ледяные крышки?
  • Кто из жителей лужи (болота, озера) просил Морозко не делать ледяную крышку?
  • Как спаслись жители воды зимой от холода и от Морозкиного льда на воде? Как они выжили? (опустились на дно, закопались в ил, зарылись в тину, уснули).
  • Как люди им помогли выжить зимой?
  • Кто распечатает Морозкины крышки? Когда это случится?


Л. Карпова. Как рыбы зимуют.

Толстой ледяной крышкой закрыл мороз пруды, реки, озера. Только в проруби, как в отдушине, видна прозрачная притихшая вода.
В зимней реке сумрачно и глухо. Не просвечивает солнце сквозь воду, не блестит песок, не цветут водяные травы… В глубокой тишине среди холмов и долин речного дна неподвижно стоят рыбы. Они стоят большими стадами, головами все в одну сторону. Ни плавником не шевельнут, ни хвостом. Только жабры чуть-чуть приподнимаются — дышат. Ещё осенью рыбы собираются в стада и выбирают местечко для зимовки.

Летом толтоголовый сом медленно ходит в самых глубоких местах, двигая длинными усами, высматривает ямку или рытвину, которая была бы поглубже и попросторнее. Любит он лежать в таких ямах. Днём выспится, а ночью выходит на охоту: рыбку схватит, и рака сцапает, и лягушку съест. Но зимой он лежит в яме совсем неподвижно.

Широкий, плоский лещ перед зимовкой, как только покажется первый ледок у берегов, быстро поднимается на поверхность, опрокидывается на воде на бок и так лежит несколько минут, словно прощаясь со светом и воздухом. А потом стремглав бросается в глубину и ложится на дно. Лещи лежат рядками, как дрова в поленнице, без всякого движения.

Сазаны выбирают дно илистое и зарываются в грязь. Иногда отыщут мягкую яму и улягутся в ней всем стадом.

Веселый, проворный окунь любит камни и упавшие на дно полусгнившие деревья. Тесно прижимаясь друг к другу, опустив свои красные плавники, засыпают окуни в таких местах на всю зиму.

Широкой лентой припадают к песку стада пескарей и ершей . Наверху, под самым льдом, около трав и камышей, неподвижно стоят серебристые стада плотвы . Щуки и судаки рядами дремлют в тёмных ложбинках.

Прожорливой щуке плохо спится. Узкая, с хищными глазами, с огромной пастью, нет-нет, да и прогуляется она по реке, поглотает сонной рыбы. Но движенья её медленны, не то что летом, когда она молнией бросается на добычу.

И только один налим всю зиму живо и весело разгуливает по реке. Проворно ходит он между спящими рыбьими стадами, ищет и глотает молоденьких сонных рыбок.

Но пойдёт время к весне, солнышко сгонит лёд и заглянет в реку. Рыбы проснутся и поплывут, раздувая жабры… А налим уже не бросится за ними. Вялый, полусонный, он примется искать место для спячки. Забьётся под камень или под корчевье и уснёт, как мёртвый, на всё лето, до самых морозов.

Н. Сладков. Окунь и налим.

— Чудеса подо льдом! Все рыбы сонные – один ты, Налим, бодренький да игривый. Что с тобой такое, а?
– А то, что для всех рыб зимою – зима, а для меня, Налима, зимою – лето! Вы, окуни, дремлете, а мы, налимы, свадьбы играем, икру мечем, радуемся-веселимся!
– Айда, братцы-окуни, к Налиму на свадьбу! Сон свой разгоним, повеселимся, налимьей икоркой закусим…

  • Что за чудо подо льдом увидел окунь?
  • Что делают зимой все рыбы? А налим?

Э. Шим. Лягушка и окунь.

— Икра-то моя какова! Икра-то моя какова!
— Хороша твоя икра, квакушечка.
— А ты почем знаешь, Окунище?
— Только что ее отведал. Ух, хороша!

Текущая страница: 11 (всего у книги 19 страниц) [доступный отрывок для чтения: 13 страниц]

По Ю. Дмитриеву

Жилища животных

Многие животные строят себе жилища. Шимпанзе спят в гнёздах. Гнёзда строят вблизи верхушек деревьев. Там обезьяна чувствует себя в безопасности. Шимпанзе делают себе подстилку из листьев. Для этого обезьяны сгибают ветви. Самка мыши тоже строит дом для своих малышей. Она разрывает травинки на полоски и свивает из них гнёздышко. В нём всегда тепло. В своих жилищах животные согреваются и укрываются от опасности. (64 слова)

Как охотятся ящерицы

Ящерицы подкрадываются к насекомому, кидаются и хватают его. А сетчатая ящерица ест личинок. Она чует их сквозь песок. Серый варан заползает в норы к песчанкам. Комодский варан сбивает добычу хвостом. Он хватает зубами даже кабанов и оленей. Ящерица летучий драконник ищет на сучках бабочек, муравьёв. А хамелеоны стреляют длинным язычком с нашлёпкой на конце. Бьют они мух и кузнечиков, как хлопушкой. (64 слова)

По Н. Сладкову

Грибы

Грибы – удивительные растения. У них нет корней, стеблей, листьев. Многие из них съедобны, а другие ядовиты.

Над поверхностью земли поднимается съедобная часть. Остальная часть растения лежит под землёй в виде массы белых переплетённых нитей. Эти нити называют грибницей. Грибница вырастает из спор. Откуда они появляются? Гриб созревает. Из его шляпки выпадают споры. На нитях появляются беловатые почки в виде шишек. Из шишечек растут грибы. (65 слов)

Королевская кобра

Королевская кобра – самая длинная ядовитая змея на Земле. Её длина часто бывает больше пяти метров. Охотится она обычно на ядовитых змей. Интересна кобра постройкой гнёзд для яиц. Для гнезда она заготавливает листья и ветки. Кобра охраняет свою кладку. В это время она может нападать на людей. Но не просто так. А только если они проходят близко от гнезда. От яда змеи человек может погибнуть. (66 слов)

Чудеса в яичке

Лежит в песке яичко. Вот качнулось оно. Кусок скорлупки выпал. Появился птичий нос. Смешной такой. Толстый и короткий. И тут выползла из яйца черепашка. Сама с пятачок. Глаза как у змеи. Ножки лопаточкой. Один нос птичий. Ловко бежит. Будто всю жизнь по песку бегала. Тут полезли из песка другие черепашки. Сами из яиц вылезли. Сами из песка выползли. Как большие. Только ростом с пуговицу. (67 слов)

По Н. Сладкову

Пчела

Пчела – очень древнее слово. Раньше оно писалось и произносилось иначе. На Украине и сейчас называют пчелу бджола. В первых звуках этого слова можно услышать жужжание пчелы. Такое название дали пчеле по характерному для неё жужжанию при полёте. Пчела очень бережно и аккуратно обращается с цветами. Она не прокусит кожицу, не примнёт лепестков. Ей нужен нектар и пыльца. Но за эти дары она и сама одаривает щедро. (67 слов)

По А. Введенской

Лечебные растения

Очень многие растения могут принести пользу человеку. С древнейших времён люди использовали их для лечения болезней. Но одни части одного и того же растения могут быть полезны, а другие – ядовиты. У картошки съедобные клубни, а ягоды ядовитые.

У одних растений используются цветы, у других – кора, у третьих – листья. Из листьев чаще готовят отвары. Из млечного сока делают мази. Многие растения запасают лечебные вещества в плодах. (67 слов)

Колокольный звон

Как звучат колокола? У каждого колокола свой голос. Благовест звонил медленно и тяжело. Набат торопливо кричал. Он возвещал пожар, наводнение и любое бедствие. Охранный звон бухал в бурю, вьюгу. Он указывал дорогу путникам. Колокола-часы придумали в Бельгии и Голландии. Там небо низкое. Часто бывают туманы. Сложно разглядеть циферблат на башнях. Вот и прибавили к ним колокольный звон. Так появились куранты и во многих других странах. (67 слов)

Как охотятся черепахи?

Морские и сухопутные черепахи объедают траву и водоросли. Степные черепахи до крошки съедают грибы. А болотные могут ловить рыб и водяных личинок. Водяную черепаху рыбёшки щипают за выросты на теле. Черепаха широко разевает рот и всасывает их, как пылесос мусор. Ещё одна черепаха любит ловить рыб на червяка. Язык у неё красный и извивается, как червяк. Глупая рыбёшка клюёт и попадает черепахе в пасть. (67 слов)

По Н. Сладкову

Пеликан

Пеликан давно поражал воображение впечатлительных людей. В древнем Египте пеликаны жили как домашние птицы и несли им яйца. Индийцы тоже приручали пеликанов. Но у них была иная цель. Пеликан ловил рыбу и отдавал её человеку. Одни пеликаны окрашены в розовый цвет, а другие – в серый. У серых пеликанов перья на голове как бы курчавые. Такие пеликаны называются кудрявыми. А розовых пеликанов называют розовыми. Это два разных вида. (68 слов)

Электрические скаты

Скат – крупная хищная морская рыба. В теле ската спрятано что-то вроде живых батареек. Их много. Каждая в отдельности слабая, а все вместе дают довольно сильный электрический ток. Своё электрическое оружие скат пускает в ход не всегда. Только когда чувствует опасность или во время охоты. Такой удар мигом убивает рыбок. Даже человека может с ног свалить. Но действуют живые батарейки всего миг. Потом скат долго копит электричество. (68 слов)

По А. Дитрих

Рыбята

Весело под водой в солнечный день. На песчаные полянки выплывают мальки. Там они принимают солнечную ванну. Мальки столпились на полянке и виляют хвостишками. Малютки очень заняты. То они сосут листики. Листики им как зелёные соски. То висят на водорослях блестящими росинками. Жадные хватают комаров. Вдруг страшная тень пронеслась над головами малышей. Это была ласточка. Страшновато стало малькам. Но унеслась ласточка. Сразу все оживились. Не любят унывать рыбята! (68 слов)

Медведь

Вышел на поляну медведь. На поляне лежат серые камни. Стал медведь камни переворачивать. Смотрю я на косолапого и ничего не пойму. Зачем он камни сушит? Разве по грибы? Спросить бы мне. Да боязно. Не разглядит медведь да раздавит. Молчу и смотрю дальше. Перевернул медведь последний камень и сунул нос в лунку. Всё прояснилось. Не камни медведь сушит, а поживу под камнями ищет. Любит он жуков и мышей. (68 слов)

До Н. Сладкову

Войлок

Искусство изготовления войлока основано на свойстве шерсти сцепляться, сваливаться. Оно стало известно скотоводческим народам ещё в глубокой древности. Прекрасные войлочные изделия появились задолго до изобретения прядения. Из войлока изготовляли чудесные ковры, покрытия для жилищ, обувь и одежду. Войлочные полотнища украшали с помощью вышивки. Изготовлением таких изделий занимались особые мастера шерстобиты. Они составляли одну из известных и уважаемых групп ремесленников. Ковры из войлока продолжают изготовлять и в наше время. (69 слов)

Как образуются пещеры

В известняке кислыми водами вымываются дыры. Возникают пещеры. Их называют ещё солевыми пещерами.

Некоторые пещеры образовались шестьдесят миллионов лет назад. Шли проливные дожди. Разливались реки. Разрушались горы. Появлялись пещеры в известняках. Эту мягкую породу растворяет кислота. Кислота поступает из дождевой воды. Миллионы лет кислотные дожди разъедали известняки. В горах появились трещины. Трещины расширялись до тоннелей. Тоннели перекрещивались. Получались ниши. Только через миллионы лет пещеры приняли нынешнюю форму. (70 слов)

Грибы-цветы

В тропических лесах есть грибы нутревики. Эти плотные шары похожи на наших дождевиков. В Европе эти шары прозвали дьявольскими яйцами. Споры созревают в шарике. За это нутревики и получили своё название. Споры созревают. Шарик лопается. Из него появляется причудливое плодовое тело. За час оно может вырасти на десять сантиметров. Своей яркой окраской и резким запахом грибы привлекают насекомых. Грабы-цветы встречаются и в России. Они занесены в Красную книгу. (70 слов)

Смог

Смог – это бич больших городов. Это жёлто-серая пелена из дыма, газа, тумана и пыли. Он нависает над городами с развитой промышленностью. В таких городах значительный выброс в атмосферу вредных веществ. Это убивает всё живое.

Людей начинает душить кашель, появляются рези в горле, из глаз льются слёзы. Ядовитые соединения останавливают работу растений. Посевы близ городов не вызревают.

Самый опасный смог – когда нет ветра. В такие дни врачи не рекомендуют выходить на улицу. (70 слов)

Бабочки под землёй

В глубину обрыва уходила штольня. Мы протиснулись в узкий лаз. Хозяева тут теперь – летучие мыши, мухи и комары. Летучие мыши лежали и висели у стен. Ушаны прятали свои огромные уши в складках кожистых крыльев. Ночницы сердито пищали. Мухи и комары зимовали стаями. А в тёмных проходах сидели бабочки. На крылышках у них сверкали капли воды. Большущие росинки с горошину. При зажигании спички появлялись алые, синие, зелёные звёздочки. (70 слов)

По Н. Сладкову

Воронёнок

Карлуха – воронёнок. Живёт он во дворе. Раз он нашёл пуговицу и захотел её спрятать. Сунул Карлуха свою находку в густую траву. Ромашки там росли, колокольчики, колоски разные и метёлки. Стал пуговицу травой прикрывать. Пригнул птенец колосок. Колосок распрямился. Пригнул малыш метёлочку Метёлочка выпрямилась. Наклонил он ромашку. Ромашка поднялась. Согнул Карлуха колокольчик. Колокольчик поднялся. Такая пуговица на виду лежит! Любая сорока украдёт! Не везёт малышу. Так эту пуговицу у него и утащили. (72 слова)

Ясная Поляна

Во всём мире известна Ясная Поляна. Здесь долгие годы жил и работал великий русский классик Лев Николаевич Толстой. Лев Николаевич написал много интересных басен и рассказов для детей. К дому писателя ведёт длинная берёзовая аллея. На территории около дома растёт старый вяз. Под ним деревянная скамейка. Этот вяз называли деревом бедных людей. В колокол на вязе могли позвонить все, кому нужна была помощь. Этот колокол и сейчас висит на вязе. (72 слова)

Белка

Наши предки называли зверька бела. Белку уважали и ценили. Зверушка малая столетиями кормила, поила, согревала. А на севере России белка была первейшим объектом пушного промысла и торговли. Съезжались в Россию за пушниной купцы из многих стран. Вся Европа издавна одевалась и украшалась русскими беличьими мехами. Удивительный зверёк белка. Детёныши рождаются у наших белок с конца января до марта. Бельчата появляются на свет через сорок дней. В гнезде их бывает до десяти штук. (73 слова)

Скальный поползень

Ищу глазами в скале гнездо поползня. Это самое интересное птичье гнездо. Оно похоже на глиняный кувшин. Добротно слепил его поползень. Эти птицы любят украшать свои дома. Запомнилось мне одно гнездо. Оно блестело и переливалось. В глину вокруг гнезда были вмазаны камешки разных цветов. Торчали яркие пёрышки. Пестрели красные, синие, зелёные щитки жуков. Янтарями горели кусочки смолы. Поползень даже цветочные лепестки прилепил к глине. Хоть отправляй гнездо на выставку или в музей. (73 слова)

По Н. Сладкову

Осьминожек

Я завёл маленького осьминожка. Он с рыбой в сетях запутался. Жил он у меня в банке из-под варенья. Притаится осьминожек и за мной подглядывает. Солнце его осветит – жёлтым станет. Это он так маскируется. Стал я перелистывать страницы книги. Осьминожек вдруг стал красным, потом жёлтым, потом зелёным. Это страницы замелькали, а он испугался. Один раз я банку с ним поставил на шахматную доску. Осьминожек растерялся. Каким ему быть? А потом разозлился и покраснел. (73 слова)

Г. Снегирёв

Гага

Для гнезда гага роет ямку и устилает её травинками и листочками. Через некоторое время у гаги появились зеленоватые яички. Гага выщипывает пух у себя на брюхе. Пух очень лёгкий и хорошо согревает яички. На яйцах гага сидит целый месяц. Но вот появились утята. Утята обсохнут и уже могут ловить комаров. Через три дня мать ведёт птенцов к воде. А через два месяца бросает подросших малышей. Теперь она посвящает всё время только себе. (73 слова)

Лягушачий дождь

Грянул гром. На землю шлёпнулась первая тяжёлая лягушка. Хлынул лягушачий дождь! Дожди бывают грибные, грозовые. А тут хлещет лягушачий дождь, сыплются с неба лягушки и лягушата. Стучат по земле, по спине. Того и гляди, за шиворот залетят. Это яростный вихрь пронёсся над болотом, подхватил, втянул в себя воду, а с водой всех лягушек и лягушат. Унёс их далеко. Потом ослаб. А лягушата и лягушки вместе с водой посыпались вниз всем на удивление. (74 слова)

По Н. Сладкову

Кокос

У этой пальмы съедобные плоды – кокосовые орехи. Они гроздьями свисают между листьев. Листья у кокоса очень большие и растут только на верхушке. Кокосовая пальма любит свет, тепло и влагу. Она прекрасно живёт на песках морского побережья. Волны подхватывают упавшие спелые плоды и уносят их очень далеко. Из плодов появляются новые пальмы. Кожура кокосового ореха состоит из плотных слоёв. Они предохраняют кокосовый орех от удара. Внутри плода находится белая сладкая мякоть и кокосовое молоко. (74 слова)

Съедобные цветы

Употребляем ли мы в пищу цветы? Конечно. Мы часто едим соцветия цветной капусты. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. В Румынии – из лепестков кувшинки. В Америке и России получают варенье из соцветий одуванчиков. Это варенье по вкусу напоминает сладкий душистый мёд. Цветки огуречной травы засахаривают и делают из них цукаты. В Индии любят варить компот из цветков банана. А в Китае варят лилии в молоке и заправляют суп перцем и солью. (74 слова)

Шоколадное дерево

В плодах шоколадного дерева есть зёрна. Из них вырабатывают какао. Затем смешают какао с сахаром и получат шоколад.

Шоколадное дерево было завезено в Африку из тропических лесов Америки. Оно хорошо там прижилось. Его плоды называются какао-бобы. Какао-бобы растут прямо на стволе и толстых ветках дерева. Плод содержит около сорока зёрен. После специальной обработки зёрна сушат и мелют. Так получается порошок из какао. Ещё из семян делают масло. Оно идёт на приготовление лечебных мазей. (75 слов)

Рождество

Рождество Христово – один из главных христианских праздников. В православной церкви он празднуется седьмого января. В этот день украшаются храмы. Священники надевают самые лучшие и нарядные ризы. В храмах зажигаются все лампады.

Перед Рождеством для приготовления к встрече этого праздника – строгий пост. День перед Рождеством называется сочельником. Православные верующие не едят до самого вечера. Они ждут появления на небе первой звезды.

На Рождество во всех домах зажигают свечи и поздравляют друг друга с рождением Христа. (75 слов)

Удоды

На пастбищах и вблизи лесных опушек ходит по земле удод. В такт шагам он покачивает хохлатой головой. Длинный клюв суёт в траву. Попадётся крупная шестиногая добыча – разобьёт ее о землю. Так удод съедает мягкое брюшко. Клюв у птицы длинный, а язык короткий. Добычу втянуть в рот удод не может. Как же её съесть? Он бросает её вверх и ловит открытым ртом. Удод ловко хватает клювом медведок. Этим он избавляет огороды от одного из самых опасных вредителей. (77 слов)

Древесный дикобраз

Древесный дикобраз живёт в лесах. Иглы у него короткие, гибкие. Тело длинное. В году у дикобраза рождается всего один детёныш. Детёныш очень самостоятельный. В возрасте нескольких дней он уже хорошо лазает по деревьям. В этом ему помогают колючки на хвосте. С помощью колючек малыш защищается. Он бьёт врага своим хвостом. Удар бывает смертельным. Колючки остаются в жертве и со скоростью миллиметр в час продвигаются всё глубже и глубже в тело. Так они могут попасть в сердце. (78 слов)

Чем отличаются розовый и кудрявый пеликаны

Птенцы розового пеликана рождаются в чёрном пуху, а птенцы кудрявого – в белом. Розовый пеликан для постройки гнезда подносит траву самке в горловом мешке. В мешке помещается много травы. Мешок сильно раздут. Кудрявый раз сорок в день таскает траву и прутья к месту постройки гнезда. Но доставляет он их в клюве. Розовые пеликаны строят гнезда в камышах и на открытых местах на берегу. А кудрявые высиживают птенцов в гуще тростников на берегах озёр. (79 слов)

Икра

Не все лягушки и жабы мечут икру в воду озёр и болот. Жаба-пипа прикрепляет икринки к спине. Живая детская коляска на две сотни мест! У жабы-повитухи икра похожа на шнур с бусами. Она наматывает своё украшение на поясницу. Одна тропическая лягушка мечет икру на землю. Сторожить икру остаётся самец. Из икринок появляются головастики. Они заползают на спину к папе. Папа несёт их к воде. Живите сами! Одна удивительная лягушка свои икринки проглатывает. А потом выплёвывает готовеньких лягушат. Вот такие чудеса! (81 слово)

По Н. Сладкову

Шапокляк

Что такое шапокляк? Но это не знакомая Чебурашки. Эта Шапокляк была очень вредной старухой. Шапокляк на самом деле – мужской головной убор. Этот цилиндр мужчины носили в прошлом веке. Мужчины входили в помещение и снимали цилиндр. Но держать такой объёмный головной убор под мышкой очень неудобно. И цилиндр сделали складным. Обратимся к французскому языку. Шапо – это шляпа. Кляк – шлепок ладонью по её верху. Так что всем известная старуха Шапокляк получила своё имя из-за голов-ного убора. Ведь она ходила в такой забавной шляпке. (82 слова)

По Н. Сладкову

Колыбели для головастиков

В тропических лесах головастики обитают в удивительных местах. Одни живут в дуплах с водой. Другие сидят в венчиках больших цветов. Эти цветы похожи на красивые бокалы и вазы. Прямо цветущие аквариумы! В Бразилии квакша вылепляет для головастиков бассейн из глины. Он похож на миску. Древесная лягушка сворачивает на широких листьев большой зелёный кулёк. Получается висячий аквариум. Но самые удивительные колыбели для головастиков у лягушек из Южной Америки. Одна на лягушек вынашивает икринки в горловой сумке. Вот такие чудеса в решете. (83 слова)

По Н. Сладкову

Вот так улов

В субботу я решил порыбачить на утренней зорьке. Я остановился у лесной полянки. Около пруда стояла лосиха. Прошло минут десять. Лосиха не уходила и топталась на месте. Тут я разглядел в топком пруду лосёнка. Малыш увяз в иле и не мог вылезти. Подойти и помочь ему было опасно. Но я поборол страх и осторожно приблизился к берегу. Лосиха осмотрелась и отошла в сторону. Я вынес лосёнка на сушу. Он лизнул меня в щёку и побежал к матери. Они быстро скрылись в берёзовой роще. (86 слов)

По В. Бианки

Лисята

Маленькая лисичка родилась в глубокой, тесной норе. У лисички было четверо братцев и сестёр, и все такие жалкие, неуклюжие и слепые. Мать кормила их своим молоком и согревала своим телом. На ней была такая пушистая мягкая шерсть. Лиса редко уходила из норы. Побежит поесть и опять придёт к лисятам. Хорошо было лисятам в норе возле матери. Через две недели у лисят открылись глаза и прорезались зубки. Однажды мать взяла лисят за спинку зубами, вынесла из норы и осторожно положила на мягкую травку. Перед малышами открылся огромный и загадочный мир. (90 слов)

По И. Соколову

4 класс

1 четверть
Словарь

агроном двадцать активный забавы солдат секрет

конституция двенадцать восток восемь спасибо сеялка

серебряный биография галерея пейзаж справа слева

заповедник вежливый каталог беседа товарищ четверг

понедельник экскаватор квартал печаль ураган чёрный

деликатный директор издалека билет сверкать шофер

бульдозер революция командир пароль свобода шпион

фиолетовый локомотив комета портрет питомник экипаж

электричество волшебник доверие привет фамилия экскурсия

торжественный изложение комната диалог фантазия экспресс

председатель викторина аромат пятница финиш эскалатор

одиннадцать шествовать конверт равнина фойе яблоко

путешествие карикатура оборона маляр хозяйство ягода

шефствовать отечество орнамент едкий цитата якорь

каллиграфия интонация оттенок желать газета сейчас

правительство инициатива горизонт виток район около

изображение гражданин очевидец

Входные контрольные работы Словарь

ширина стаканчик пищат Геннадий местность ночь

прощание чудесный птенцы лестница ненастный стриж

парк Сокольники объяснил детский к нему чувство не был

насекомые утренний вьюга птенчик опасный группа

сощурился любезный печаль угольки негодовал аппетит

Полярная сова

Полярные совы живут в тундре. В ночной тишине пролетают они над снегами. Кормом птиц являются мыши. Побывали в когтях у полярной совушки и многие зайцы. Терпеливо дежурит сова на своём посту. Часами ожидает она своей добычи. Охотнику редко удаётся подойти к птице. Зимнее оперение её кажется белее снега. (49 слов)

По И. Соколову-Микитову

Грамматические задания

1. Выписать из диктанта два слова с проверяемой безударной гласной в корне. Написать проверочные слова.

2. Первое предложение разобрать по членам предложения и частям речи. Выписать словосочетания.

3. Написать два слова с непроизносимой согласной Т. Написать проверочные слова.

Хищные грибы

Способны ли грибы выслеживать и поджидать в засаде добычу? Могут ли они устраивать ловушки? Учёные давно стали замечать на грибницах некоторых грибов удивительные кольца. Эти кольца служат для поимки червяков размером с миллиметр. Вот гриб почувствовал близко червя. Охотник готовит липкие пузырьки. К ним прилипают червяки. И оставляет гриб от червячка пустую кожицу. Эти червячки сильно снижают урожай овощей. С помощью грибов можно с ними бороться. (68 слов)


Грамматические задания

2. Выписать из диктанта одно слово с удвоенной согласной. Написать ещё два слова с такой же орфограммой.

3. Написать по одному слову с разделительными Ь и Ъ.

Как зимуют рыбы

Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. Только в проруби видна прозрачная вода. В глубокой тишине на речном дне зимуют рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие лещи спят рядками без движения. Сазаны находят мягкую ямку и спят в ней всем стадом. Проворный окунь любит камни, упавшие на дно деревья. Только зубастой щуке не спится. Хищница часто глотает сонную рыбу. (67 слов)


Грамматические задания

1. Выписать из диктанта по одному слову с проверяемыми безударными гласными И, Е; приписать к ним проверочные слова.

2. В первом предложении подчеркнуть парные согласные.

3. Над словами второго предложения поставить знак ударения.

Каким видят мир животные

Каждое животное видит мир по-своему. Вот сидит в засаде лягушка. Она видит только движущиеся предметы. Это насекомые или её враги. Как ей увидеть всё остальное? Для этого лягушке надо начать двигаться самой. Ночные животные волки почти не различают цвета. А вот стрекоза хорошо различает. Но только нижней половиной глаз. Верхняя часть смотрит в небо. На фоне неба хорошо видна добыча. (64 слова)


Грамматические задания

1. Разобрать по составу слова: МИР, В ЗАСАДЕ, НОЧНЫЕ.

2. Во втором предложении подчеркнуть гласные первого ряда.

3. Выписать из диктанта по одному слову с сочетаниями ЖИ, ЧА.

Снегирь

Родина снегирей – хвойные леса северной тайги. В октябре они прилетают на зимовку в наши края. Резко выделяется снегирь на фоне снежного покрова своим ярким оперением. Холодной зимой птицы едят семена ольхи, клёна. Особенно привлекают их ягоды рябины. Весной снегири будут далеко на родине. Птицы совьют там гнезда, выведут птенцов. Только в начале зимы в лесу мы снова услышим их звонкий свист. (62 слова)


Грамматические задания

1. Указать в диктанте род имён прилагательных.

2. Разобрать по составу слово ХОЛОДНОЙ. Написать ещё два слова с таким же составом.

3. Подобрать слово, противоположное по значению слову ЗВОНКИЙ.

Янилкина Надежда Михайловна

МБОУ «СОШ №5», г. Чистополь РТ

Учитель русского языка и литературы

Контрольно-измерительные материалы к учебнику под редакцией М.М.Разумовской, «Русский язык.5 класс»

Контрольная работа №1. Контрольный диктант с грамматическим заданием (входной)

Пришла осенняя пора. Стоит ненастная погода. Вчера подул резкий холодный ветер. Он срывает с деревьев листья и разносит их по рощам, по дорогам. Улетают последние птицы. Вчера улетели грачи. Перед отлетом они долго с криком кружатся над рощей. На рассвете грачи посидели на березах, поднялись и пропали. А у нас появляются зимние гости. Вот на березе сидят чижи и щеглы. Птички клюют вкусные семена березы и ольхи. Красногрудые снегири устроились на рябине и клюют ягоды. Зимние гости будут всюду искать себе пищу. Грамматическое задание
1. Обозначьте части речи 1 вариант в 4 предложении 2 абзаца, 2 вариант в 3 предложении 2 абзаца

    Найдите в тексте диктанта слово с безударной проверяемой гласной в корне (1 вариант), непроверяемой гласной в корне (2 вариант), обозначьте орфограмму

    *Обозначьте склонение и падеж всех существительных в 8 предложении 1 абзаца (1 вариант), в 7 предложении 1 абзаца (2 вариант)

Контрольная работа №2. РР. Сочинение «Памятный день лет них каникул».

Цель: научить писать сочинение-повествование; научить использовать в сочинении художественный стиль речи.

Контрольная работа №3 по разделу «Фонетика. Орфоэпия».

    вариант

    караван.

    Нарочно.

Словесный, говорит, молчание, грустно, прояснит.

Тон-ко, зву-чно, свя-то-сть, от-ра-же-ни-ем, Све-та.

Льют, Лешка, ядро, пень.

б, ф, м, г, ж.

    Продолжите определение.

Фонетика – это…

    вариант

    Сделайте фонетический разбор слова молоток.

    Сделайте орфоэпический разбор слова конечно.

    В каком слове есть непроизносимый согласный звук? Подчеркните его.

Винтовой, радостный, привинтил, стеклянный, словесник.

    Подчеркните слово с неправильным делением на слоги.

Мо-ро-же-ное, туск-неть, день-ги, яр-мо, яр-ко.

    Подчеркните слова, в которых буквы е, ё, ю, я дают два звука. Объясните, почему.

Копия, ясный, мель, Люда.

    Подчеркните звук, который не имеет пары по глухости:

т, с, ш, р, в.

    Продолжите определение.

Орфоэпия – это…

Контрольная работа №4. Контрольный диктант «Дни поздней осени» с грамматическим заданием

Живая природа чутко откликается на времена года. Вот и последние листочки облетели с деревьев. Ковёр из мокрых листьев покрывает сады и парки. Идёшь по такому ковру и слышишь, как под ногами шуршат яркие звёздочки листвы. На голых сучьях повисли крупные капли ночного дождя. Но жизнь продолжается. Вот несколько синичек пролетело над головой и пропало в чаще парка. В кучке листвы шуршит обычная серая мышь. Она ищет съестное, запасается на зиму. Скоро и настоящие холода. Снег оденет чащи, леса и перелески в белый наряд. Грамматическое задание:

    Выпишит е из текста 5 слов с безударными гласными, проверяемыми или непроверяемыми ударением. Подчеркните нужную букву.

    Выпишите слова с Ь на конце, в скобках обозначьте часть речи.

    Подчеркните грамматическую основу предложения: 1 вариант - 1, 3; 2 вариант – 2, 5 предложения 1 абзаца.

Контрольная работа №5. Р.Р. Изложение «Барсучонок».

Учебник (упр. 383)

Цель: научить писать изложение, близкое к тексту, после подготовительного анализа, с опорой на план изложения; научить сохранять в изложении характерные для художественного стиля языковые средства.

Однажды ходили мы с Джеком и Барсиком по лесу. Я грибы собирал, Джек за птичками охотился, а Барсик разных жуков, червячков под листвой отыскивал. Долго бродили и выбрались наконец на полянку. Самое хорошее место посидеть, отдохнуть.

Уселся я под куст, хотел в корзине грибы перебрать. Джек возле меня в холодок улёгся, а Барсик шуршит в кустах. Выбрался, подбежал к нам и вдруг начал носом водить: что-то учуял.

От нас прямо к дуплистому пню побежал и давай лапами труху разгребать. Что там такое, я и не понял. Только слышу, как зажужжит, загудит кто-то. Смотрю: из дупла оса, другая, третья... целый рой. Все над Барсиком кружатся, жужжат, а ему хоть бы что. Шерсть у него густая, попробуй ужаль его! Закусил личинками и как ни в чём не бывало прямо ко мне. А осы за ним. Я корзину с грибами бросил да бежать. Джек тоже удирать пустился.

И всё-таки не удрали. Одна оса меня в шею ужалила, а другая Джека прямо в губу. Один Барсик не пострадал. Он личинками полакомился, а нам с Джеком за его лакомство расплатиться пришлось.

Контрольная работа №6 по теме "Значение, строение и правописание слов".

Диктант

Шел по земле веселый человек. Он нес рюкзак за спиной, шагая по шоссе, сворачивал на тропинки, продирался сквозь чащи. Однажды он расположился на отдых, разжег костер, повесил чайник. Но почаевничать ему не удалось. Около березы лесные муравьи воздвигли свое жилище. Большой муравейник вырос около дерева уже давно. К вечеру муравейник продолжал кипучую жизнь. А веселый путешественник готовился к ужину и не замечал, как насекомые заползали под его палатку, в рюкзак, под сложенные вещи. Хорошо выспаться в эту ночь он не смог и утром без сожаления покинул место ночевки.

Грамматическое задание

1 вариант.

    Выпишите слова с оглушением или озвончением согласных звуков.

    К слову вырос подберите и запишите однокоренные слова.

    К слову древо найдите в тексте полногласный вариант и запишите его с предлогом.

    Разберите слово чайник по составу. Придумайте и запишите слова с таким же суффиксом.

2вариант.

    Произведите фонетический разбор слова отдых.

    Выпишите несколько слов, в которых не совпадает количество букв и звуков.

    Придумайте и запишите словосочетания, употребив указанные слова в прямом и переносном значении: золотой, лисий.

Контрольная работа №7. Контрольный диктант « Белые фонарики » с грамматическим заданием по разделу «Синтаксис и пунктуация»

Цветы ранней весны не славятся сильным запахом. Они чуть пахнут медом, а больше лесной свежестью. Запах - это приманка для насекомых. Насекомые переносят цветочную пыльцу с цветка на цветок. В апреле в нижнем этаже леса светло. Хорошо видно все цветы, потому что деревья еще не оделись листвой.

Но пришел май, большими и широкими стали листья деревьев. А мы рады теплу и говорим: «Здравствуй, синий май!» Вот уже и ландыши светятся, кивают своими белыми головками. Ландышами кончается светлая лесная весна, и наступает лесное тенистое лето.

Дополнительные задания

- Надо ли проверять полногласие в корне слова? Ответ аргументируйте.

1-й вариант - деревьев;2-й вариант - головками.

- Выпишите сложное предложение, произведите его синтаксический разбор и составьте схему.

Контрольная работа №8. РР Сочинение-описание по картине К.Ф. Юона «Русская зима».

Учебник (упр. 262)

Цель: закрепить навыки написания сочинения-описания по картине; научить описывать зимний пейзаж.

Контрольная работа №9. Р.Р.Изложение с элементами описания по Л.Ленчу.

Цель: научить писать изложение от 3-го лица; сформировать умение сохранять строение текста, языковые средства, характерные для стиля речи.

Большой черный очень красивый кот с прелестной зеленоглазой мордочкой подошел к молодой липке у тротуара, поднялся на задние лапки и стал точить когти о ее тонкий ствол.

Я знаю этого кота. Это очень умный, храбрый, с большим чувством собственного достоинства зверь. Его побаиваются собаки и уважают люди. Собачьи наскоки он легко отражает меткими ударами острых когтей, никогда не унижаясь до бегства. К людям относится снисходительно – позволяет себя гладить и даже оказывать мелкие услуги. Хозяева выпускают его погулять во дворе. После прогулки он самостоятельно возвращается к себе на третий этаж и сидит перед квартирной дверью, терпеливо ожидая, когда она откроется. Если на лестничной площадке кто-нибудь появится, кот, глядя на человека своими мудрыми, таинственными глазами, просительно, коротко вякнет, будто скажет: «Нажмите, пожалуйста, кнопку звонка, вы же видите, что я сам не могу это сделать».

Контрольная работа №10. Контрольный диктант « Как зимуют рыбы » с грамматическим заданием по разделу «Глагол»

В зимней реке сумрачно и глухо. Не просвечивает сквозь воду солнце, не блестит песок, не цветут подводные травы.

В глубокой тишине стоят рыбы, не шевелятся. Еще осенью рыбы собираются в стада и выбирают место для зимовок,

Широкий плоский лещ перед зимовкой поднимается на поверхность, лежит здесь и прощается со светом и воздухом. Потом он стремительно бросается в глубину и ложится на дно. Сазаны выбирают дно илистое.

Веселые проворные окуни любят устраиваться на зиму среди камней. Щуки и судаки рядами дремлют в темных ложбинках.

Пойдет время к весне, сгонит солнышко лед и заглянет в реку. Рыбы проснутся и поплывут, раздуют жабры. (По Л. Карпову)

Грамматическое задание:

1 вариант

- Подчеркните члены предложения-В глубокой тишине...

-

- Образуйте от глагола плясать все формы наклонения.

2 вариант

- Подчеркните члены предложения-Щуки и судаки рядами дремлют в темных ложбинках.

- Выпишите из предложения глаголы и сделайте их морфологический разбор.

- Образуйте от глагола слушать все формы наклонения.

Контрольная работа №11 по теме «Имя существительное»

Работа над текстом

Беспокойный хвост

Наш...л я л...сной шатер. Когда-то здесь белка обедала, оставила после себя целый ворох ощипанных ш...шечек.

C м...трю л...жит к...мок (комочек) рыжей шерсти. Наверное, белку с...ела куница, и только к...нец (кончик) белич...его хв...ста (хвостика) валяет...ся.

С...ребристый п...ук (паучок) обвил его п...утиной (паутинкой), устроил себе в белич...ей шерсти закуток. П...ука (паучка) я потрогал пальцем. Он испугался, быстро-быстро вскарабкался наверх и закачался на п...утин... (паутинке).

Поднял я хвост (хвостик) и засунул в пустую гильзу. Бе...покойный этот хвост (x востик) оказался: как посмотрю на него, тян...т меня бродить искать л...сные шатры.

(По Г. Снегиреву)

Задания

-Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания

Замените имена существительные (где это возможно) существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Обозначьте в тексте глаголы в прошедшем времени буквами пр.

- Надпишите склонение имен существительных в тексте.

- Произведите морфологический разбор слов поднял, паук.

- Выделите суффиксы, с помощью которых образованы уменьшительно-ласкательные существительные.

Контрольная работа №12. Изложение «Друг детства».

Друг детства

Я решил заняться боксом.
Мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. И бросила его мне на диван. (и предложила использовать его в качестве боксёрской груши)
– Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как выкатил! Чем не груша?
Я
обрадовался. Устроил мишку на диване, чтобы мне удобней было об него тренироваться и развивать в себе силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. У него были разные глаза. Один его собственный – жёлтый, стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки.
Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе руки поднял, будто шутил, что он уже заранее сдаётся…
Вот
он сидит на диване(,) мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…

(127 слов)

Контрольная работа №13 (итоговая). Диктант « Дуб » с грамматическим заданием

Дуб

Дуб - удивительное растение. Он растет сотни . Молния ударит в него, опалит огнем, и все равно весной распустятся на его черных ветках зеленые листочки.

Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе пожухнут, свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.

В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живет сыч и зимует летучая мышь.

Иногда смотришь, за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью подобрала желуди, припрятала и забыла о них, а они проросли. (109 слов)

Грамматическое задание:

1 вариант

листочки

3. Разобрать слова по составу: «опадают», «дубовой», «листочки»

4. Фонетический разбор слова «осенью».

2 вариант

1. Синтаксический разбор предложения. Дуб- удивительное растение.

2. Морфологический разбор слова желудями

3. Разобрать слова по составу: «чернеет», «трубочки», «растут»

4. Фонетический разбор слова «молния».

Морозная зима – особое время в жизни речных и озёрных обитателей. Плотный лёд обедняет насыщение воды атмосферным кислородом. Снежный покров уменьшает доступ солнечного света в подлёдное пространство. Вода снижает температуру, отчего большинство хладнокровных животных становятся вялыми, малоподвижными.

Некоторые рыбы, подобно земноводным, впадают в зимний анабиоз (спячку). В промерзающих до дна водоёмах караси и небольшие чёрные рыбки даллии вместе с тритонами и лягушками до весны зарываются в ил, приостанавливая все жизненные процессы. Другие рыбы, подчиняясь естественным инстинктам, реализуют свои видовые модели поведения.

Варианты зимовки рыб

Распространённые варианты зимовки рыб:

  • стайное малоподвижное существование в зимовальных ямах;
  • активная сумеречная жизнь (для хищных видов);
  • вступление в фазу зимнего нереста;
  • сезонные миграции;

Благоприятно переносить зимовку подлёдным обитателям помогают особые физические свойства воды. Пресная вода приобретает наибольшую плотность при +4 градусов Цельсия. Охлаждаясь в подлёдном слое до этой температуры, вода опускается вниз, не доходя до критической точки замерзания. Конвекционная ротация тёплых и остывающих слоёв не прекращается до тех пор, пока весь водоём не охладится до +4, что случается только в очень неглубоких прудах и озёрах.

Материалы по теме:

Самые большие рыбы в мире

Зимовальные ямы и хищники подо льдом

Зимнее похолодание – время, когда останавливается приумножение водной растительности и планктона. Рыбы, кормовая база которых оскудевает, снижают жизненную активность, сбиваются в стаи, ищут для зимовки подходящие места. В зимовальных ямах собираются особи одного возраста и размера. Так им проще переносить стужу, плотно сбиваясь в стаи. Противостоять холоду, минимизировать затраты энергии помогает обильно выделяемая на поверхность чешуи слизь. Вероятнее всего, именно она отпугивает хищников, поголовье пережидающих холода рыб остаётся нетронутым во всю зиму.

Подобное поведение характерно для теплолюбивых лещей, карпов, линей. Запасённые летом жировые запасы позволяют не заботиться о питании. Около трёх месяцев рыбы проводят малоподвижно в зимовальных ямах, так что у особей, ближайших ко дну, на брюхе образуются пролежни.

Хищные рыбы, относящиеся к сумеречным видам, неплохо чувствуют себя подо льдом. Окунь активно охотится и на свету, и на притенённых льдом участках, становясь частой добычей рыбаков – мастеров подлёдного лова. Щука предпочитает более тёмные глубинные пространства, держась вблизи от окунёвых и плотвичных стай, вылавливая ершей, уклеек и верховок. На тех же рыб, не меняющих обычные места существования в холодный период года, охотится и самый глубоко сумеречный хищник – судак. Зимняя ловля судака возможна только в тёмных глубинах на значительном удалении от берега.

Материалы по теме:

Почему рыбы не моргают?

Время сига и налима

Несколько большую активность проявляют сомы, подыскивая места у границ зимовальных ям, на повышениях дна, вблизи быстрин, более насыщенных кислородом. Значительная масса тела позволяет сому не опасаться быстрого переохлаждения. Однако самыми стойкими любителями «моржевания» оказываются налимы.


Налим – зимняя рыба

Температурный режим в подлёдном мире благоприятен для налима. Эта рыба не любит тёплой воды, прогретая на летнем мелководье до температуры 27°С, она становится гибельной не только для молоди, но и для взрослых особей. Летом рыба ведёт малоактивный образ жизни, прячется под коряги, валуны и в норы. Жор налима начинается с осенним похолоданием, когда вода остывает до температур ниже +15 градусов. Зимние холода добавляют активности. Именно в пору сильных морозов налим мечет икру на покрытые мелкими камнями участки дна.

Сиг, обитающий в водоёмах, опоясывающих север нашей страны, от европейской до дальневосточной части, также вступает в фазу активного размножения осенью и в начале зимы. Пищей сигу служат донные организмы, а также икра нерестящихся в зимний период рыб, поедает он и свою собственную.
Зимние мигранты