Грех гнев. Победа над искушениями, похотью и грехом - сандей аделаджа ненависть ко греху

Один специалист по вопросам семьи и брака назвал как-то гнев убийцей любви. Говорил он так применительно к семейной жизни, но это выражение можно отнести и к человеческим взаимоотношениям вообще. Раздражительность, гнев не только являются причиной конфликтов, но и убивают те чувства любви, дружбы, симпатии, уважения, которые мы имеем к людям. В минуту гнева меняется наше отношение к человеку; его черты, особенности, милые привычки, вызывавшие, может быть, наше восхищение, предстают теперь в искаженном, уродливом, карикатурном виде. От любви до ненависти, как говорится, один шаг.

Если человек увидит себя в зеркале в припадке гнева, ярости, он просто ужаснется и не узнает сам себя, настолько изменился его облик. Но гнев помрачает не только и не столько лицо, сколько душу. Гневающийся становится одержим бесом гнева.Большинство убийств происходят не с целью ограбления, не с целью убрать свидетелей или конкурентов, а просто в пылу ссоры или драки. Конечно, как правило, дело здесь не обходится без алкоголя. И вот друзья, приятели, а иногда и самые близкие, родные друг другу люди, еще недавно вместе выпивавшие, в приступе пьяного гнева хватаются за ножи, тяжелые предметы – и происходит непоправимое. В скупых милицейских сводках это называется «убийством на бытовой почве». И таких убийств, я повторяю, подавляющее большинство.

Убийство, конечно, крайнее выражение гнева. Но даже если дело не доходит до физического насилия, любые проявления гнева убивают нашу душу изнутри и разрушают наши отношения с ближними. Сколько браков распалось из-за постоянных ссор и споров между супругами, сколько родственников и бывших друзей годами не общаются, поссорившись когда-то из-за каких-то пустяков!

Причины гнева

Рассмотрим основные причины, вызывающие раздражительность и гнев.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский, пишет: «Гнев и обидчивость – от самоцена (то есть самолюбия), по которому мы признаем и чувствуем себя стоящими немало; потому, когда кто дерзнет не воздать нам должного, кипятимся и замышляем отмщение». Самомнение, самолюбие, завышенная самооценка – вот частая причина обидчивости и гнева. Легко быть спокойным и снисходительным, когда тебя все хвалят, а тронь только пальцем, сразу видно, чего мы стоим. Горячность, вспыльчивость может быть, конечно, следствием чересчур темпераментного характера, но все же характер не может служить оправданием для гнева. Человек раздражительный, горячий должен знать эту свою черту и бороться с ней, учиться сдерживаться. Тем больший будет ему венец за труд. Спокойному, флегматичному легче бороться с раздражением и гневом. Есть люди, обладающие властным, доминирующим характером, они хотят, чтобы все было по их желанию, не терпят возражений. Таким тоже очень непросто преодолевать вспышки раздражительности и сдерживать порывы гнева. Святитель Феофан советует таким: «Вижу, что причина… в том, что вам не хочется пожертвовать чем-либо из заведенной аккуратности… это болячка ваша. Прогоните ее, негодную, и покойнее будет. Явите сим самоотвержение: ибо тут вся самость и с руками, и с ногами».

Святые отцы называют еще одну причину гнева – зависть.

Этот грех очень часто бывает связан со сребролюбием, недаром эта страсть стоит перед страстью гнева. Завидуют обычно тем, кто богаче, удачливее, кому больше дано. Даже у очень богатых людей постоянная конкуренция, соперничество, «у кого больше нулей на банковском счету». Зависть приводит к ненависти, даже толкает на убийство. «Кто уязвляется завистью и соперничеством, – говорит преподобный Ефрем Сирин, – тот жалок, потому что он – соучастник диавола, завистью коего «смерть вниде в мир» (Прем. 2: 24). Сердце его всегда изнемогает от печали, тело снедается бледностью, и силы его истощаются. Зависть и соперничество – страшная отрава: от них родятся оклеветание, ненависть и убийства».

Виды гнева

Гнев может иметь разные проявления. Это и раздражительность, вспыльчивость, страстные споры. Это и злопамятство, ненависть, жажда отмщения, непрощение обид.

Любовь к словопрениям, спорам может также стать источником гнева, привести к конфликтам, ссорам. Опасность велика, потому что спор – это чаще всего не выяснение истины, а некая словесная дуэль, поединок, который происходит из желания потешить самолюбие, самоутвердиться. В споре почти всегда присутствует обида проигравшего. В пылу спора очень легко перейти грань и впасть в раздражение и гнев. Когда кончаются аргументы, часто в ход идет крик и даже взаимные оскорбления. Поэтому споров нужно всячески избегать.

О раздражительности, вспыльчивости поговорим немного позже, а сейчас я хотел бы немного остановиться на злопамятстве, обидчивости. Вообще говоря, злопомнение (так называется этот грех по-церковнославянски) ужасное чувство. Оно, как кислота, разъедает душу обидчивого и разрушает ее изнутри. Гнев, обидчивость – оружие обоюдоострое, и направлено оно, в первую очередь, не на наших обидчиков, а на нас же самих. Обидеться – глагол с возвратной частицей; «-ся» – по-славянски себя, то есть мы обижаем не кого-то, а самих себя. Ненавидимые и обидевшие знать не знают, может быть, что мы на них гневаемся, не подозревают, как мы страдаем и переживаем. Они спят себе спокойно и не о чем не думают, а обиженные вынашивают планы мести, не спят ночей, впадают в уныние, тоску, теряют аппетит и покой, думая только о своей обиде. Человек обидчивый ужасно наказывает сам себя, доводя подчас до полного изнеможения. Состояние гнева – это очень тяжелый стресс. Поэтому умение прощать врагов и обидчиков приносит огромную пользу не только духовному, но и психическому и физическому здоровью.

Как научиться прощать?

Первое: понять, что нужно это, в первую очередь, нам же самим. Мы сами очень выиграем, если научимся не обижаться на людей. Второе: нужно понять, что человек, который нас обидел, не ведал, что творил. Ведь даже самый закоренелый злодей имеет свою оправдательную версию. Когда распинали Господа нашего Иисуса Христа, иудеи действительно думали, что делают богоугодное дело: они не увидели в Нем Сына Божия. Другое дело, что душа их и разум были ослеплены грехом и страстью гнева и зависти, но они не понимали, что совершают. И поэтому Христос молился с креста: «Отче, отпусти им: не ведают бо, что творят» (Лк. 23: 34). И этого также «не ведают» все преступники и обидчики. Ибо, если бы они знали, что совершают грех, преступление, за которое они обязательно ответят перед Богом, они не стали бы этого делать. Они либо вообще не понимают, что такое грех, либо не осознают всей меры ответственности за него. Поэтому это люди, достойные жалости, люди несчастные, заблудшие и духовно больные, а на больных обижаться нельзя.

Все наши обиды, я напоминаю, есть порождение самолюбия.

И по-настоящему серьезных среди них вообще очень мало. Злонамеренных, сознательных обидчиков, в принципе, единицы. В основном люди обижают друг друга либо случайно, либо от недостатка ума и такта, опять же вовсе не думая кого-то обижать.

Раз обидчивость есть порождение самолюбия, нужно воспитывать в себе смирение. Поменьше обижаться и побольше обращать внимание на себя, спрашивая: «В чем здесь моя вина? Что я сделал не так, что возникла конфликтная ситуация? Может быть, нелестные эпитеты, которыми меня наградили, действительно недалеки от истины?». Ведь некоторые люди вообще никогда и не с кем не ссорятся и не конфликтуют, а другие на каждом шагу раздражаются, спорят и обижаются.

Еще один хороший способ: постараться встать на место обидчика, войти в его положение и оправдать его. Выступить не обвинителем, а адвокатом. Тогда будет легче простить. Например, нас обидела чем-то продавщица в магазине. Мы дали ей денежные купюры не развернутыми, а сложенными или смятыми, и она очень резко и раздраженно нам что-то сказала. Но представьте себе, что нам один раз на дню было лень развернуть их, а она весь день с утра до вечера стоит у прилавка, расправляет мятые деньги, отпускает товар, дает сдачу, да еще и несет очень большую материальную ответственность. А может быть, дома у нее проблемы, болеют дети, муж ушел и т.п. Так нам станет сразу понятно, почему она не мило улыбается нам, а наоборот, сердита. И оправдывая человека, мы научимся не осуждать его, а жалеть, понимать.

Гнев и молитва – две вещи несовместные

Священное Писание категорически запрещает молиться в состоянии гнева, непримиренности с ближними. «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23-24). И еще: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14-15).

Молитва человека непримиренного, злопамятного есть лицемерие.

Как мы можем читать молитву Господню «Отче наш», в которой есть слова: «И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим», и при этом иметь в сердце непрощенную обиду. Неискреннюю, лицемерную молитву Господь не приемлет. Совершенно немыслимо приступать к таинству причащения, не простив от всей души обидчиков. Если мы дерзаем причащаться в таком состоянии, то принимаем святые тайны в суд и осуждение, уподобляясь Иуде-предателю. Поэтому нужно использовать все средства и пути к примирению. Как говорит апостол Павел, «если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12: 18). А если невозможно, если человек никак не хочет идти на примирение? В таком случае нужно хотя бы в душе примириться с ним и от всего сердца простить ему все обиды. И, конечно же, молиться за него.

Непримиренность, вражда отводит от нас благодать Божию.

Вот какой пример приводит в своем «Отечнике» святитель Игнатий (Брянчанинов): «Два брата были во вражде между собой. Во время гонений на христиан их схватили и, подвергнув многим мучениям, посадили в тюрьму. Один из них сказал другому: «Брат! Нам должно примириться и не гневаться одному на другого, потому что завтра мы должны умереть и предстанем Господу». Но тот отказался от примирения. На другой день их вывели из тюрьмы, чтобы отсечь им головы. Брату, желавшему примириться, голова была отрублена прежде, и он в вере отошел ко Господу. Другой же, не хотевший примириться, отрекся от Христа. Мучитель спросил: «Почему ты не отвергся вчера, прежде пытки, чтоб избежать ран, а отвергся только сегодня?». Он отвечал: «Я преступил заповедь Господа моего: не примирился с братом. За это Бог оставил меня и отъял от меня Свою помощь. Лишенный ее, я отрекся от Христа»».

Гнев, ненависть отнимает от человека удерживающую благодать Божию, лишает его разума. Одержимый бесом гнева способен поднять руку даже на самых близких ему людей. Мы уже говорили, что большинство убийств происходит из-за гнева. И самое первое убийство на земле тоже совершилось по этой причине. Из-за чего пошел на братоубийство Каин? Причина в самолюбии и зависти к брату. Господь принял жертву Авеля, а на дар Каина не призрел, потому что увидел, что тот принесен не от чистого сердца. Видя мрачные мысли Каина, Господь предупреждает его: «…у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4: 7). Вспомним: каждый грех начинается с принятия помысла о нем. Каин посеял семена ненависти к брату в сердце, не стал пытаться «господствовать» над гневом и дошел до убийства.

Приведу еще один пример, показывающий, до какого состояния может дойти человек, поддавшийся гневу. Отец великомученицы Варвары Диоскор был язычником. Овдовев, он сосредоточил всю свою душевную привязанность и заботу на своей единственной дочери. Воспитывал ее, скрывая от посторонних глаз; готовил к замужеству с богатым и знатным человеком; нанял языческих учителей для ее образования и воспитания. Диоскор думал, что любит свою дочь. Но вот Варвара тайно принимает христианство. Когда отец узнал об этом, гневу его не было предела, он обнажил меч и погнался за ней. Варвара спаслась тогда чудом. Найдя свою дочь, отец избил ее, заключил под стражу, долго морил голодом, а потом отдал правителю города на страшные пытки и истязания. Диоскор сам казнил свою дочь, отрубив ее голову мечом. Гнев Божий не замедлил покарать Диоскора и правителя: они оба были поражены молнией.

Что случилось с Диоскором? Почему он, еще недавно окружавший единственную дочь заботой и попечением, так жестоко и беспощадно расправился с ней? Диавол нашел его слабое место – гневливость. Не поборов в себе страсть гнева, нечестивый отец был полностью захвачен ею, он уже не владел собой, превратившись в послушную игрушку в руках сатаны.

Страсть гнева, как и блудную, святые отцы не зря сравнивают с огнем, пламенем, пожаром. «Из искры возгорится пламя»: начавшись с небольшой вспышки, гнев способен за считанные минуты охватить душу и привести к непоправимым последствиям. Как не допустить пожара, как гасить в себе адский пламень?

Преподобный авва Дорофей приводит такую аналогию: «Кто разводит огонь, тот берет сначала малый уголек: это слово брата, нанесшего оскорбление (то есть внешний фактор, вызвавший гнев и раздражение). Вот это пока еще только малый уголек, ибо что такое слово брата твоего? Если ты его перенесешь, то ты и погасил уголек. Если же будешь думать: «Зачем он мне это сказал, и я ему скажу то и то, и если бы он не хотел оскорбить меня, он не сказал бы этого, и я непременно оскорблю его», вот ты и подложил лучинки или что-либо другое, подобно разводящему огонь».

С раздражением, гневом нужно бороться сразу, в самом начале, пока они еще подобны угольку. Уголек легко затоптать, погасить. Но если не только не гасить его, но и, наоборот, раздувать, поддерживать горение – пожар неминуем. Как помысел, пока еще он не вошел в сердце, прогоняется легко, но когда он угнездился в душе, справиться с ним сложнее, так и первоначальный гнев, раздражение преодолевать надо на самом подходе. Ответная внутренняя реакция на какое-то неприятное нам событие или действие – вещь вполне естественная. Например, нас случайно толкнули на улице. Первая реакция, конечно, возмущение, но его тут же надо погашать, чтобы дальше оно не перешло в гнев.

Святитель Феофан советует: «Вспышки одолевают… Учитесь не давать им ходу, а как только покажутся, подавлять их. Вспылить будто ничего, но тут весь эгоизм или грешный человек. Молитесь и сами собирайте мысли, которые были бы водой против сего огня. Память Божию держите и память смертную. Эти два помышления суть держава всего доброго и прогнание всего недоброго… На свете ничего нет, из-за чего можно бы серьезно ссориться, кроме спасения души».

В борьбе с раздражительностью и гневом очень помогает принцип взвешивания.

Его суть в том, что, когда нам хочется дать волю своим эмоциям, поссориться с ближними, прогневаться, нужно сделать паузу и взвесить на мысленных весах. На одной их чаше то, ради чего мы раздражались, что нас вывело из себя, а на другой то, что мы теряем в результате ссоры, конфликта: это мир душевный, наши хорошие, мирные отношения с ближними, их расположение, доверие к нам. Опять же, нужно вспомнить, как мы обычно себя чувствуем после ссоры, когда дали волю гневу, выпустили пар, наговорили много лишнего. В душе образуется опустошенность, мрак, нас преследует чувство стыда за несдержанность, слабоволие. И вот когда все это будет взвешено, обычно желание ссориться как-то пропадает. Самое главное здесь – уметь вовремя сделать паузу и представить себе, что же мы теряем из-за гнева и раздражения.

Справиться с раздражением, мрачными, злопамятными мыслями очень помогает чтение Евангелия и Псалтири. И хотя в минуту раздражения бывает очень непросто понудить себя на чтение, но потом приходит успокоение. Можно вполне отвлечься от гневных раздраженных мыслей какой-нибудь работой. К человеку, сидящему праздно, демоны гнева приступают особенно часто. Кстати, это касается и всех остальных страстей. Лень, безделье, праздность – питательный бульон для выращивания почти всех страстей.

Помогает победить гнев и чувство юмора.

Ведь обида, гневные мысли есть порождение гордыни, самолюбия. Поэтому к себе нужно относиться с самоиронией, а также не воспринимать слишком серьезно, близко к сердцу какие-то обиды и колкости в наш адрес. Шутка, юмор, употребляемые в меру, никогда не отрицались святыми отцами. Святитель Феофан Затворник в своих письмах разным людям часто применяет добрые шутки; преподобный Амвросий Оптинский сочинял даже специальные шутливые стишки, наставляя приходящих к нему. Умеренная веселость, чувство юмора – это своего рода предохранительный клапан, который устанавливается на паровом котле или на газобаллонном оборудовании. Он оберегает котел, баллон от излишнего давления, от взрыва. Если слишком серьезно относиться к некоторым вещам, например к повседневным неприятностям, можно просто сойти с ума. Как-то один охотник проходил мимо кельи преподобного Антония Великого и услышал, как преподобный что-то рассказывает братии, и они все вместе смеются. Потом он спросил у старца: «Как же могут монахи шутить и смеяться?». Тогда авва попросил охотника натянуть свой лук посильнее. Тот выполнил просьбу. Тогда преподобный Антоний сказал: «Еще сильнее». Этот человек возразил: «Тогда лук просто лопнет!». «Вот так и человек не может постоянно находиться в напряжении, ему нужна разрядка, отдых», – сказал преподобный.

Раздраженного, гневного разговора, ссор нужно, конечно, избегать.

Но что делать, если между людьми действительно возникли серьезные противоречия, проблемы, и их нужно как-то решить, иначе отношения могут зайти в тупик? Конечно, бывают очень серьезные проблемы, которые нельзя замалчивать, делая вид, что ничего не происходит. Иногда требуется действительно серьезный разговор. Но как раз такой разговор ни в коем случае нельзя вести в минуту раздражения и гнева, иначе ничего хорошего не получится. Нужно обязательно выбрать время, когда страсти улягутся и оппоненты успокоятся. В состоянии раздражения, эмоций человек не способен принять правильное решение. Он находится в состоянии аффекта, помрачения, он не адекватен. В момент гнева говорю уже не я, а мой гнев. Преподобный Моисей, старец Оптинский, видя какую-либо провинность одного из вверенных ему монахов, не сразу делал ему замечание, но через некоторое время, когда и он сам, и провинившийся были в спокойном состоянии духа.

В германской армии был закон: жалобы военнослужащих друг на друга принимались не сразу после инцидента, но по прошествии определенного времени. Это помогало принять правильное решение.

В Священном Писании сказано: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4: 26). Святой Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что в умах гневающихся заходит Солнце Правды – Христос, ибо ум бывает омрачен гневом. Поэтому, конечно, никакого трезвого решения в споре в возмущенном состоянии духа принять не получится.

Но вернемся к теме серьезного разговора. Зарубежный психолог писатель Лен Макмиллан сформулировал основные правила мирного и конструктивного «выяснения отношений». Он делает это на основании той же цитаты из апостола Павла: «Гневаясь не согрешайте; солнце да не зайдет во гневе вашем. И не давайте места диаволу» (Еф. 4: 26-27). Как «гневаться не согрешая»? Надо серьезно взяться за саму проблему, а не раздражаться, нападать на собеседника. Ведь для того и ведется серьезный разговор, чтобы не обижать друг друга, а придти к какому-то решению. В споре очень часто забывается самое главное – предмет спора, люди переходят на личности. Ориентируясь на саму проблему, «не будем давать место диаволу». В разговоре с близкими людьми мы, в первую очередь, должны дать им понять, что по-прежнему любим их, но нам необходимо обсудить и решить определенные вопросы. Важно не перейти грань и не изменить в процессе разговора отношение к ближнему, не прогневаться на него. Наши отношения не должны пострадать из-за обсуждения проблемы.

«Солнце не должно зайти в нашем гневе». Нельзя затягивать решение важного вопроса, ибо нет смысла решать проблему, когда оба собеседника уже не владеют собой. Не нужно допускать, чтобы гнев перерос в затаенную горечь и обиду. Спорные вопросы необходимо решать быстро: обида может пустить корни в сердце.

Обсуждая сложившуюся ситуацию, нужно говорить прямо, искренне, без лукавства. Если мы будем что-то замалчивать, то вскоре вопрос возникнет опять. Не оставляйте вопроса нерешенным.

Конечно, эти основные постулаты «серьезного разговора» я изложил вкратце и своими словами. Разрешать конфликтную ситуацию нужно, руководствуясь не своими амбициями, а желанием мира и любви, прося у Бога помощи, тогда будет эффект.

Многие люди в ссоре, в конфликте боятся сделать первый шаг к примирению.

Понятно, что это непросто, но опасаться того, что нас неправильно поймут, не нужно. Чаще всего это воспринимается очень даже хорошо. Нашего оппонента, скорее всего, тоже тяготит сложившаяся ситуация, но он так же боится первым пойти навстречу. Идя на примирение с ближним, ни в коем случае нельзя указывать на его ошибки (так мы еще больше поссоримся), а смиренно признать свои собственные и попросить за них прощение. Вышеупомянутый Лен Макмиллан описывает пример такого примирения: «Мы только что поселились в нашем доме. Напротив него на лугу росло большое дерево, и вот настало время, когда листва осыпалась. По нашему городу ездила специальная машина, убиравшая мусор. Каждый понедельник она собирала опавшую листву, которую жители сгребали к обочине тротуара. В один прекрасный день, закончив эту работу, я отдыхал в гостиной. Выглянув в окно, я увидел, как, выйдя из своего дома, наш сосед стал пинать мою кучу листьев обратно на лужайку. По-видимому, какие-то листья попали на его территорию.

Меня охватил гнев, когда я увидел, что он делает.

Как только он вошел в дом, я вышел и снова сгреб листья на край тротуара. Но стоило мне самому вернуться в гостиную, как он опять вышел и начал пинать мою кучу назад. Не помню, как долго продолжалось это глупое соревнование, но я не на шутку был взбешен. Однако мне не пришло в голову поговорить с соседом и попытаться тут же уладить конфликт. Следующие три месяца мы глядели друг на друга с ненавистью. Стоило ему выйти из дома, когда я находился на заднем дворе, я тотчас же уходил к себе. Если на улицу выходил я, уходил он. Напряжение достигло такого накала, что казалось, мы с соседом вот-вот задымимся. Наконец, придя в себя, я сказал жене, что так больше продолжаться не может. У меня не хватило смелости встретиться с соседом лицом к лицу, поэтому я придумал следующее: позвонил ему по телефону. «Привет, это Лен, – сказал я. – Не вешайте, пожалуйста, трубку, мне надо вам кое-что сказать. Извините, что я вел себя так глупо. Мне очень жаль, что я задел ваши чувства, расположив эту кучу листьев напротив вашего дома. Прошу прощения». Не успел я закончить, как он сказал: «Лен, я чувствую то же самое. Я все хотел набраться смелости и тоже позвонить вам. Спасибо, что вы сделали это за меня».

Если бы я следовал Божиим правилам, которые Он оставил нам на случай разногласий, я бы избавил себя и своего соседа от трех месяцев бесполезных переживаний. Если бы я попытался разрешить эту проблему сразу (в тот же день, пока не зашло солнце), мы спали бы спокойно в ту ночь, как, впрочем, и во все последующие».

Преподобный Ефрем Сирин так говорит про подобные ситуации: «Если случилась ссора между братьями, то первый раскаявшийся получит венец победы, но венчается и другой, если не отвергнется раскаяния, но с готовностью сделает, что нужно для мира».

Говорят, что первым должен просить прощение тот, кто умнее. Великодушие, смирение, умение простить – это, конечно, свойства, присущие сильным натурам. Брань, крик – это оружие слабого, слабовольного. Но, победив гнев, раздражение, будем избегать соблазна впасть в гордыню, иначе мы можем просто заменить страсть гнева на страсть гордости. Один монах часто подвергался насмешкам и внешне спокойно и терпеливо переносил их. Когда братия спросили его, как ему удается не раздражаться на обидчиков, он сказал им: «Да что я буду обращать внимание на этих собак». Оказывается, в его душе царили гордость и презрение к людям.

В заключение скажу о самом главном – о том, с чего нужно всегда начинать борьбу с гневом.

А начинать ее нужно с молитвы за тех, на кого мы гневаемся, кто обижает нас и приносит неприятности. Евангелие дает нам прямое указание как поступать с такими людьми: «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44). Молясь за обидчиков, мы уже боремся с гневом, перестаем видеть в них врагов, а начинаем осознавать, что они нуждаются в нашей молитвенной помощи. Молиться также нужно не только за обижающих нас, но и вообще о разрешении любой напряженной, немирной ситуации. В таких случаях так же просят помощи у апостола любви Иоанна Богослова. Молитвы «О примирении во вражде сущих» и «О ненавидящих и обидящих нас» есть в любом полном молитвослове.

Ненависть ко греху

Чтобы одержать полную победу над грехом, необходимо, подобно Иисусу Христу, возненавидеть грех. Наш Господь мог противостоять всем дьявольским искушениям, потому что Он «…возлюбил правду и возненавидел беззаконие…» (Евреям 1:9).

Ненависть к греху дает силу устоять в любом искушении и победить всякий грех. Даже сама мысль о грехе противна тому, кто ненавидит грех. Он просто мерзок для человека.

Но проблема христиан в том, что они привыкли больше думать о любви, и потому многим из них чувство ненависти совершенно не знакомо. Печально об этом говорить, но некоторые из них становятся настолько «любвеобильными», что грех совершенно незаметно поселяется в их сердцах. Не имея к нему ненависти, они не могут полностью избавиться от него, а это означает, что они не смогут одержать над ним полную победу.

Каждому из нас необходимо научиться ненавидеть грех, иначе мы не сможем обрести полную свободу от него. Если мы желаем во всем быть похожими на Христа, что должны всей силой и крепостью своих сердец возненавидеть это мерзкое «изобретение» дьявола. Нужно вспомнить, что больше всего мы ненавидели когда-то в жизни, что более всего было противно нам, и спроецировать всю силу этого чувства на грех, который разделяет нас с Богом.

Грех должен стать такой же мерзостью для вас, какой он является для святого и праведного Бога. Только в этом случае мы сможем одержать окончательную победу над грехом.

Самый сильный способ

Стратегия победы над грехом включает в себя различные направления и способы борьбы с ним. Но самый сильный и действенный из них нам открывает великий муж Божий – апостол Павел, который в своем Послании к Евреям говорит:

Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою...

Евреям 6:13

Самое сильное средство в сражении с грехом – клятва. Если не срабатывает ни один из вышеперечисленных способов – поставьте себя под клятву. Иисус Христос однажды сказал Своим ученикам, что лучше без ног или рук попасть в рай, чем с обоими ногами и руками попасть в ад. Конечно, он говорил иносказательно, но при этом Он хотел подчеркнуть огромную важность чистоты и святости нашей земной жизни – жизни в победе над грехом.

Клятва способна удержать вас от совершения греха, ведь это самый высший уровень нашего обещания Богу навсегда покончить с грехом.

Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.

Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,

Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду…

Евреям 6:16–18

Клятва всегда полагает конец всякому спору. Ваш спор с грехом придет к концу в тот день, когда вы поклянетесь. Вашему длительному сражение с грехом наступит конец, когда вы произнесете клятву. Нет средства сильнее этого!

Всякое желание грешить умрет в вас навсегда, когда вы произнесете клятву перед Богом. И тогда вы сможете праздновать победу – победу над грехом, так долго разделявшим вас с Небесным Отцом, даровавшим вам жизнь!

Золотые истины

Сражение с грехом должно иметь наступательный характер.

Грех никак не может господствовать над человеком, который сознательно почитает себя мертвым.

Ваша идентичность с Иисусом Христом позволяет вам жить без греха.

В своей «мертвости» нужно упражняться ежедневно.

Не разобравшись со своими грехами, мы будем снова уловлены дьяволом.

Концентрация мысли рождает мощную энергию творения.

Для полной победы над грехом необходимо выработать в себе новые привычки, закрепив новый образ действий в своем подсознании.

Став детьми Божьими, нам необходимо упражняться в благочестивом поведении.

Если мы всегда будем выполнять указания духа, то перестанем подчиняться желаниям плоти и тогда сможем победить всякий грех.

Чтобы выработать иммунитет против греха, необходимо как можно больше размышлять над Словом Божьим.

Твердое решение противостоять греху подобно стене, отделяющей нас от греха.

Выбрав Бога, мы тем самым выбираем Его принципы и правила жизни – жизни в святости и праведности Божьей.

Избегайте всего, что может соблазнить вас.

Страх Господень вынуждает нас быть в постоянной боевой готовности, сражаясь с грехом.

Если дьявол убежит от нас, то вместе с ним убежит и грех.

Ненависть ко греху дает силу устоять в любом искушении и победить всякий грех.

Грех должен стать такой же мерзостью для вас, какой он является для святого и праведного Бога.

У Отцов много говорится о том, что мир - плод смирения и послушания; и действительно, мир приходит, когда мы покоряемся нашему законному Владыке - Иисусу Христу. А это значит, что мы отвергаем притязания вражды на нашу жизнь.

Бывают грехи простые, без претензий - пьянство, обжорство, лень, раздражительность, примитивная похоть того типа, на котором наживаются поставщики порнографии. Они никогда не делают вида, что у человека есть нравственный долг им повиноваться. Обидные слабости. Бывали плакаты, высмеивающие пьяниц - но не бывает плакатов, гневно клеймящих трезвенников, которые подло уклоняются от священного долга винопития.

А вот вражда и ненависть - это грехи с претензиями. Они заявляют, что Вы обязаны им следовать, что в этом состоит Ваш нравственный долг, что предаваться им есть дело славное и великое, и уклоняясь от них, Вы делаетесь человеком, заслуживающим презрения и ненависти, нарушителем священного долга и подлым изменником.

И повиновение Христу означает, что мы отказываемся повиноваться притязаниям греха. Как говорит святой Апостол Павел, «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим. 6:11-13).

Апостол продолжает: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или [рабы] греха к смерти, или послушания к праведности?» (Рим. 6:16).

Первое, что мы делаем с враждой - это отвергаем ее притязания. Мы можем испытывать приступы гнева и враждебности по отношению к дурным людям (или тем, которых мы считаем дурными) - но оцениваем их точно так же, как приступы обжорства или тяги к спиртному. Как обидные слабости, которые не имеют на нас никаких прав.

У нас есть кому повиноваться, и это Господь наш Иисус Христос. Он заповедал нам любить врагов наших - причем не только личных врагов, но, как это явствует из контекста, именно врагов Божиих, которые поносят и гонят, в всячески неправедно злословят верующих именно за имя Христово.

Христос жил в мире, где ненависти было ничуть не меньше, чем сейчас - всякому порядочному иудею вменялось в обязанность ненавидеть проклятых римских поработителей, которые терзали народ Божий, а всякому порядочному римлянину - иудейских террористов, которые вместо того, чтобы быть благодарными за мир и порядок, который поддерживала Империя, всячески старались воткнуть ей нож в спину. Разные фракции внутри иудейского народа (как и внутри Рима) также ненавидели друг друга - по самым разнообразным, поводам, которые нам сейчас кажутся либо совершенно непонятными, либо просто идиотскими. И во всех этих случаях вражда объявляла себя священным долгом.

И во всех случаях Христос отвергает ее притязания - «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:43-44).

Владычество Христа позволяет нам сказать «нет» вражде - мы мертвы для нее, как пишет Апостол, у нее нет на нас никаких прав. То есть как это никаких? А священный долг ненавидеть врага твоего? А от него нас совершенно освобождает Христос. Враждующие на нас вознегодуют? Непременно, Христос с самого начала об этом предупреждает, в той же нагорной проповеди. Но мы не повинуемся вражде; мы свободны.

Повиновение Христу означает принятие Его целей - а Его цель состоит в спасении наших врагов, как и нас. У нас нет врагов среди людей; есть только пленники нашего врага, в спасательной операции по освобождению которых мы участвуем.

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает кандидат богословия, проректор по учебной работе и преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии, автор многих книг, публикаций и докладов о смысле и значении православной веры священник Валерий Духанин.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

Сегодня хотелось бы поговорить о ненависти, злобе, неприязни - как к близким, так и вообще к людям. Каждый в жизни осознавал, что какой-то человек ему неприятен - и коллега, и просто прохожий, и даже очень близкий человек. Люди разводятся, всякое бывает. Что же такое ненависть?

Даже когда Вы стали обозначать тему и произнесли эти понятия - ненависть, злоба, неприязнь, неприятие ближнего, - уже в душе появляется холод. Эти слова уже несут в себе что-то леденящее. Мы сразу чувствуем, что за этими словами стоит что-то очень плохое, очень дурное. На самом деле, когда задумываешься над этим, видишь, что ненависть и вообще неприязнь - по большому счету утрата любви. Что такое тьма? Это отсутствие света. Когда свет угасает, наступает тьма. Что такое холод? Это отсутствие тепла. Когда исчезает тепло, наступает холод. Холод ненависти, злобы, который внутри тебя, который леденит, переполняет твою душу, мертвит все в твоей душе, - это тоже угасание любви. Той любви, которая согревала душу или должна была согревать и могла сделать тебя счастливым, радостным. Но вот у тебя нет любви - и от этого тебе как-то и самому плохо, и другому ты желаешь тоже чего-то скверного, нехорошего. Отчего это происходит?

Конечно же, ненависти всегда сопутствует гордость, самость. Ты ставишь на первое место себя. Я главнее, чем другие. И этому еще обязательно сопутствует зависть. Если ты кому-то завидуешь, то обязательно будешь и ненавидеть его. Почему? Потому что считаешь, что у другого человека есть то, чего у него не должно быть. Вот у меня пусть будет, а у другого этого быть не должно. Такое неприятие другого, неприязнь к нему и выражаются в ненависти. То есть ненависть - это на самом деле утрата любви, утрата душевного тепла. Вспоминаются из Священного Писания очень мудрые, хотя и простые, строки Книги Бытия. Когда это появилось у людей? Когда люди потеряли свою связь с Богом. Бог есть любовь. Когда человек причастен Богу, в сердце обязательно есть любовь. А когда человек теряет Бога, любви у него тоже нет. Мы видим в Книге Бытия: как только Адам и Ева пошли против Бога, утратили внутреннюю связь с Небесным Отцом - тут же их личные взаимоотношения тоже портятся. Адам свою вину перекладывает на Еву: это она виновата. Ева с себя складывает вину на змея. Дальше мы видим их первых детей. У Каина тоже нет любви к брату. Причина в том, что утратили Бога. Пока не очистишь свое сердце, не приобщишься Богу, обязательно сердце будет подпадать под какие-то злобные чувства, и это всегда съедает изнутри.

Таковы мои рассуждения; может быть, несколько спонтанны. Ненависть и неприязнь к ближнему - это утрата любви, утрата внутреннего согревающего тебя огонька, тепла. Конечно, нужно стараться себя хранить от этого.

Мы идем по улице, видим: лежит человек. Мы к нему чувствуем неприязнь, отвращение. Разве мы должны любить его? Как здесь быть?

Это немножко разные ситуации.

- Всех мы не можем любить. Бывает, чувство ненависти возникает необъяснимо. Вот он такой . Чему завидовать, разве я гордый? По-разному человек рассуждает. Просто есть человек, который нам неприятен, а почему - мы сами себе объяснить не можем.

Здесь сразу несколько проблем. Бывает, не то чтобы мы ненавидели и злоба какая-то - у нас некое внутреннее отвращение. Человек в культурном смысле, в смысле личного поведения не вписывается в рамки того, как мы это понимаем.

- То есть мы выше, чем он.

Да, и мы начинаем ставить себя выше его. А ведь на самом деле он лежит, потому что у него приступ сердечный случился. Расскажу случай. Преподаватель нашей семинарии зимой поскользнулся и упал. Его еще при этом прихватил радикулит, поясница. Он говорит: «Я стою на четвереньках, смотрю - а все мимо идут и думают, что я пьяный. Мне от этого даже смешно стало, и я на четвереньках стою и улыбаюсь. И только маленький мальчик, проходя мимо, спросил: „Дядя, что с тобой случилось?“» То есть только ребенок проявил какое-то сочувствие к нему. Мы поступаем так постоянно. Мы видим, что человек пьяный. Пусть он пьяный. А может быть, у него какое-то горе случилось? Может быть, это его зависимость, фактически наркозависимость, сильная страсть, но разве у каждого из нас нет каких-то своих сильных страстей, зависимостей, от которых мы сами становимся жалкими, скверными, недостойными Бога? Мы всегда почему-то забываем про свои грехи, а другого увидели - и тут же начинаем его осуждать: вот он такое существо недостойное.

Вспоминаю эпизод из жития старца Серафима Вырицкого, когда некая женщина пришла к нему и хотела пожертвовать большую сумму. А он говорит: если хочешь, чтобы твоя жертва была Богу, выйди на улицу и первому человеку, которого увидишь, отдай эти деньги. Это была очень крупная сумма. Она решила исполнить слово старца. Выходит - идет пьяный мужчина, шатается. Она не решилась ослушаться слова старца, дала ему эту крупную сумму денег. Как же он обрадовался! Оказывается, у него случилась огромная беда, его семья была на краю пропасти. Он хотел уже покончить с собой и выпил, чтобы набраться смелости перед последним шагом. Ее милостыня спасла ему жизнь. Это значит, каким бы ни был другой человек, не нужно проявлять к нему неприязнь. Мы сами столько раз в своей жизни допускаем еще худшие падения, грехи. Нам ли судить другого человека? Если у нас возникает неприязнь к нему, если мы увидели кого-то, а у нас внутри смятение и мы его осуждаем, это показывает, что мы изъедены грехом. Это не он плохой, а мы плохие, потому что нам внутри становится плохо от вида другого человека.

А ведь святые люди, то есть люди, которые вместе с Господом, при этом молились о другом человеке. И нам ведь это тоже открыто, это не так уж сложно. Если ты видишь, что с другим человеком что-то не то, помолись о нем. Видишь, что он пьяный, - помолись о том, чтобы он освободился от этого. Видишь, что он грязный, оборванный бродяга, - помолись, чтобы его личная жизнь смогла как-то выправиться. Все ведь начинается с нашего сердца, с того, что у нас в душе. Если мы начинаем молиться о другом человеке, то тем самым уже желаем ему блага. А если мы ему желаем блага, у нас внутри исчезает неприязнь, уходит негодование. Мы перестаем брезговать этим человеком. То есть начало доброго отношения к такому человеку - это молитва. А молитва - это всегда пожелание блага другому.

Как вообще возникает чувство ненависти? Каждый грех имеет свои стадии, как мы знаем. Как избежать конечной точки, когда уже не знаешь, что делать с собой?

Да, это очень хороший вопрос. На самом деле здесь есть своя постепенность. Я в свое время читал святых отцов и работы, посвященные этому анализу святоотеческого учения. На самом деле ненависть принадлежит к страсти гнева, если посмотрим классификацию страстей. Это крайняя степень этой страсти. Там действительно несколько ступеней. Начинается все с огорчения, когда нас вдруг огорчил поступок нашего ближнего. И мы начинаем думать: ну что же он так поступил, зачем такое сказал? Мы огорчились. А огорчаемся, потому что хотим поведение другого человека втиснуть в свое прокрустово ложе. Он мне не соответствует, он мне не помог, не пошел навстречу. Значит, он плохой. В начале огорчение, кошки скребут.

Следующая ступень - это смущение, когда мы начинаем внутренне приходить в какое-то стеснение от поступка этого человека. Внутри у нас, как описывал авва Дорофей, будто уголек появился, мы его начинаем раздувать. Это еще не огонь, не костер, но уголек начинает тлеть и может поджечь всю твою душу, как уголек может попалить стог сена.

То же самое на стадии огорчения. Лучше сразу сказать: слава Богу, если он не помог мне. Слава Богу, что Господь дает мне пройти такое испытание, чтобы стать сильнее. А то мы, получается, все время притыкаемся… Мне очень нравится образ, который приводит авва Дорофей. Он говорит: если ты огорчаешься, когда твой ближний что-то сделает, то становишься подобным плесневелому хлебу, который снаружи кажется нормальным, но, когда его разломишь, внутри гниль. То же самое происходит у нас, когда мы вроде бы молимся, ведем внешне благочестивый образ жизни, но едва другой человек нас обозвал, оскорбил, посмеялся над нами или не пошел нам навстречу, как у нас внутри возникает негодование. Эти ситуации показывают, что у нас внутри есть эта гниль. Хотя внешне мы кажемся вполне благопорядочными людьми. Может быть, поэтому Господь и попускает эти ситуации, чтобы мы увидели этот грех в самих себе, что надо в себе искоренять. Если все вокруг будет приятным, мы никогда не увидим в себе своих страстей. Поэтому Господь попускает такие ситуации, чтобы мы это увидели.

Итак, вначале возникает огорчение, потом смущение, а потом уже возрастает вспыльчивость, когда огонь начинает разгораться. При этом человек может наговорить невесть чего другому, резко повести себя.

- Потом будет жалеть об этом, а уже поздно.

А потом жалеть, да. Когда захватывает страсть гнева, как правило, это мощная, яркая эмоциональная вспышка, тебя раздирает негодование, взрыв негодования: «Да что ж ты такое натворил?» Мудрые люди советуют: если к тебе подкатывает вспышка гнева, заставь себя уйти в другую комнату, не произноси ничего в этот момент. Почему? Потому что вспышка гнева, как правило, скоротечна, она сдетонировала как взрыв: все летит, разбивается на мелкие кусочки, а потом проходит. Если ты первый момент выдержишь, то эти эмоции отойдут - и взрыва никакого не будет. Ты сможешь победить это. Но если постоянно допускаешь в себе гнев, в конечном итоге неприязнь к ближнему может перейти именно в ненависть. Чем отличается ненависть? Это долговременный навык неприязни, когда внутри сидит чувство злобы и эта злоба постоянна. Ты, может быть, даже не вспоминаешь про того человека, которого ненавидишь, но внутри живет этот яд. Только тебе напомнить про него - все кипит. Чем страшна ненависть? Тем, что это долговременное чувство, навык души проявлять злобу к какому-то человеку.

Иногда даже смотришь, как люди высказываются друг о друге… Корвалан и Пиночет - два известные лидера, ненавидевшие друг друга на протяжении жизни. Прожили они по девяносто лет. Когда один из них умер, другой сказал: вот он умер, я всю жизнь с ним боролся, а теперь узнал, что его нет, и почувствовал, будто у меня жизнь закончилась. Что же, его нет - и теперь смысл моей жизни закончился? Беда здесь в том, что смысл жизни сводился к ненависти к своему оппоненту, борьбе с ним всю жизнь. Это значит, что его сердце было заполнено чем-то отрицательным. Если у тебя внутри ад, чему ты посвятил самого себя? И где будешь потом, когда расстанешься со своим телом? Это самое страшное.

На самом деле, когда люди спрашивают, почему ненависть, вражда, гнев - это плохо, мы говорим: этим ты разрушаешь самого себя. Ненависть - это всегда твоя личная ущербность. Когда ненавидишь, ты не другому вредишь этим. Тот человек, может быть, живет своей жизнью, может быть, он уже покаялся в своих поступках, а у тебя злоба сидит внутри, клокочет и тебя разрушает. Я уверен, даже если спросить врачей, они наверняка тоже скажут, что это разрушает и нервные клетки. Вспоминаю известного психиатра Бехтерева. Его дочь говорила: если не хочешь сойти с ума, ты должен исключить гнев из своей жизни, должен всегда настраиваться на что-то положительное. А когда все время кого-то ненавидишь, твой внутренний мир занят пережевыванием дурных, отрицательных мыслей. У тебя все время образ врага, ты рассчитываешь, как бы ты ему отомстил, как бы с ним расправился, что бы сказал при встрече… Представляете, что это такое?

То есть происходит в каком-то смысле внутреннее делание, но противоположное христианскому деланию. Христиане говорят об умном делании, когда внутри ума, в твоем сердце должна быть молитва Богу. Молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»; молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному»; любая другая молитва. А когда человек ненавидит, у него тоже происходит внутри делание, но не молитва, а делание саморазрушения. Представьте, если человек постоянно рисует жуткие вещи, убийства, что-то страшное на листочках бумаги. Мы скажем, что такой человек нездоров. Именно это происходит с человеком, подверженным страсти ненависти, он все время рисует что-то злобное, но не на бумаге, а внутри своей собственной души. Это смерть, потому что подлинная жизнь есть причастность Богу, а Бог есть любовь. Если ты не имеешь любви, - значит, не имеешь подлинной жизни, ты просто убиваешь самого себя.

- Говорят, от любви до ненависти один шаг, это известное выражение.

Видимо, это выражение о том, что мы неустойчивые люди. У известного философа Шопенгауэра (к нам он, правда, не имеет отношения) был такой образ замерзающих дикобразов. Он говорит, что человеческое общество подобно замерзающим дикобразам. Когда им холодно, они начинают жаться друг к другу, но как только прижимаются, иголками начинают колоть друг друга и тут же разбегаются в стороны. Потом опять чувствуют холод, снова начинают прижиматься и опять колют друг друга, разбегаются в стороны. И так вся жизнь их превращается в то, что они страдают либо от холода, когда нет того, кто тебя согреет, либо от взаимных уколов. Наше общество, мы сами такие и есть. Если мы с кем-то живем, обязательно будем колоть друг друга, потому что мы испорчены грехом. Выплескиваются наши несовершенства, мы причиняем друг другу раны. Но если мы расстаемся, холод одиночества показывает, что мы были не правы, что на самом деле напрасно обижались на своих ближних, напрасно высказывали недовольство, ругали их.

Особенно это осознание наступает, если вдруг близкий человек уходит из жизни. Тогда наглядно видишь, как мелочны были твои обиды, раздражение, вспыльчивость, что это не стоило того. На самом деле жизнь стоило бы посвящать любви к ближним, добру, чему-то созидательному, тому, что наполнит тебя внутри теплом. Тогда ты сам в своем сердце будешь счастлив.

Мы говорили об огорчении. Но если человек тебя оскорбляет, обижает, даже переходит тебе дорогу и ты не можешь семью после этого содержать, как не ответить на оскорбление, как не огорчиться? Жизненные моменты…

Конечно, бывают какие-то трудные ситуации, в которых нам тяжело себя сберечь. Конечно, у нас возникает негодование. Но все-таки христианину важно помнить, что Господь Бог всегда рядом. Если тебе вдруг трудно, возьми за правило, вспомни, что Господь рядом, Он здесь. Если Богу не будет угодно попустить эти трудности, Он их не попустит. А если Он это попускает, значит, это испытания, через которые нужно пройти. Может быть, нужно пройти через скудость, через лишения. Человек не станет христианином, живя в комфорте. Комфорт все поглощает. Спаситель не обещал нам, что мы здесь будем иметь какое-то беспрестанное счастье. Спаситель говорил: в мире будете иметь скорбь. Правда, Христос добавлял: но мужайтесь, ибо Я победил скорбь. Тут как раз важно понять, что все в руках Божиих. Люди зачастую являются лишь орудиями Промысла Божия.

Вспоминаю рассказ из жизни схимонахини Сепфоры. Матушка Сепфора - фактически святая нашего времени, она скончалась уже в середине девяностых.

- Расскажите о ней подробнее, не все знают.

Вообще удивительный человек! Поначалу вышла замуж, хотя с детства мечтала стать монахиней; дедушка ей с Афона привез четки. Но родители ее не благословили, потому что нужно было содержать большую семью, трудиться. Она с благословения родителей вышла замуж и родила и воспитала пятерых детей, представляете? Потом всевозможные лишения, раскулачивание…

Был такой момент (их не просто раскулачили): однажды она пришла домой и увидела, что их дом разбирают по бревнышку. Представьте, если бы мы видели, как наш дом разбирают по бревнышку… Многие живут в квартире - представим, что нас лишают квартиры. Она растерялась. Потом она вспоминала, что у нее даже не возникло ненависти и негодования к этим людям. Она растерялась и думала: им что же, дров не хватает, раз они разбирают? Она с маленькими детьми. И все равно она предала себя в руки Божии. Нашлось где остановиться, где-то удалось устроиться на работу. Ее вера в то, что Господь всегда находится рядом, помогла ей претерпеть невыносимые искушения.

Потом, когда у нее умер супруг, она решила принять монашество, а ведь это было советское время. Она была монахиней в миру, даже нянчила внуков. Может быть, нестандартная ситуация. Она совершала удивительное аскетическое делание. Потом ей Господь открыл, что она должна будет окончить свою жизнь при обители. Неожиданным образом к ней приезжают из Оптиной пустыни монахи, приглашают ее в Клыково (селение недалеко от Оптиной пустыни). Она туда приехала. До сих пор сохранилась память о ней, дом, где она жила, многие святыни, связанные с ней. Когда я там был, поразился, что этот человек через всю жизнь пронес незлобие. Обычно мы несем через свою жизнь злопамятность. Мы очень хорошо помним, кто нам какое зло сделал.

- Очень хорошо…

Вот это нам и мешает жить, мешает быть христианами, потому что память занята какой-то нечистотой. Чем отличается муха от пчелы? Пчела даже если летает там, где грязь, все равно найдет где-то цветок, сядет на него и соберет нектар. А муха, даже если будет летать через прекрасный сад, все равно найдет грязь и на нее сядет. Это и происходит, когда люди больше внимания обращают на что-то отрицательное. Получается даже так, что мы как бы ждем повода, чтобы кто-то нам сделал зло, чтобы потом ухватиться и сказать: вот мы какие страдальцы, вот как со мной несправедливо поступили, я терплю за правду. В итоге не только гнев, ненависть, но и уныние и полная утрата внутреннего покоя.

Представим ситуацию: я знаю, что этот человек меня ненавидит. Что мне делать? Ничего? Пусть он разбирается сам с собой, или как-то ему помочь? Но есть вероятность: если я начну ему помогать справляться с его ненавистью, подыгрывать или еще что-то, он станет ненавидеть меня еще больше. Как быть в такой ситуации?

Я тоже вспоминаю слова из древней христианской книги «Дидахе» («Учение двенадцати апостолов»). В ней собраны высказывания из Евангелия, но с некоторыми добавлениями. Там есть такие слова: вы же любите ненавидящих вас, и не будет у вас врага . Если ты сам будешь любить того, кто тебя ненавидит, по крайней мере, ты сам его за врага не будешь считать. Обычно вражда бывает за счет чего? Это взаимный процесс. Один наступил другому на ногу, тот ответил; один не по-доброму сказал, тот тоже ответил. Самое главное - не идти на поводу, не играть по правилам мира. Если он ненавидит, то к нему нужно как раз со всей душой. Самое главное здесь вот что понять. Вот он объят ненавистью. Ему от этого внутри хорошо или нет? Он же от этого мучается, болеет. В данном случае к нему надо отнестись как к человеку, пораженному тяжелой болезнью. А всякая болезнь должна пробуждать у нас некое сострадание, сочувствие, нужно пожалеть того, кто подвержен болезни. Ненависть - это тоже болезнь. Он болеет этим, значит, за него надо обязательно молиться и искать возможность сделать ему добро.

Представьте, что вы сами к кому-то испытываете негодование, неприязнь или даже ненавидите кого-то. Представьте, что вдруг он в очень трудный для вас момент оказывает вам сердечную помощь. Он говорит, что очень хочет помочь, бескорыстно помогает, по-доброму отнесется к вам. После этого поступка вы измените к нему отношение или нет, когда он к вам отнесется с добром?

Это сложный вопрос. Может быть, я его прощу, а может быть, буду искать, где подвох. Я же его ненавижу, что-то не то в нем…

Думаю, если это будет критический момент, когда помощи нет ниоткуда…

- Конечно, ее примешь.

Враг сердечно тебе помогает - естественно, мы к нему изменим свое отношение. Так и тот же самый враг отнесется к вам, если вы ему вдруг начнете сердечно помогать. Это значит, что надо самому делать первый шаг.

В патериках приводится очень много таких историй, когда из-за какого-то пустяка разгорается неприязнь друг к другу у двух иноков. Один приходит и спрашивает старца: «Что же такое, за что он меня не любит, я вроде ничего ему плохого не делал?» Старец отвечает: «Ты все-таки посмотри внутрь своего сердца, что у тебя там? Там же негодование на него. А ты пойди к нему первый и искренне попроси прощения, даже если не был виноват. Скажи: „Прости, что я у тебя вызвал такую неприязнь, давай помиримся“». И когда инок приходит к своему товарищу, тот неожиданно сам, открывая дверь, говорит: «Я был не прав, какой-то несправедливый помысел внутри появился в отношении тебя, прости меня!» То есть он уже опередил его и попросил прощения, потому что первый настроился на примирение и хотел испросить прощения.

Как быть молодым в браке? У нас в стране огромный процент разводов. Люди друг с другом потом даже не разговаривают, не общаются, даже если у них есть общие дети. Как с этим справляться в семейной жизни?

Это, наверное, самый важный вопрос. Зачастую мы видим, что ненависть проявляется в молодой семье, где совсем недавно была удивительная романтичная любовь друг к другу. Из-за чего это происходит? Из-за того, что молодые люди заранее духовно были не готовы к искушениям. Они думали, что романтичная влюбленность так и будет тянуться всю жизнь. Но ведь влюбленность - это два, три года; может быть, четыре.

- Это в лучшем случае. Обычно в первый год разводятся уже.

Зачастую даже и за год проходит… А потом обычные серые будни, и в этих буднях вдруг начинают вылазить наши немощи, страсти. Люди находятся в одном помещении друг с другом. Весь романтизм уходит, и оказывается, один не готов принять другого таким, каким он является на самом деле. Я думаю, если ты православный христианин, то должен уже до брака (особенно это относится к женихам, потому что мужской пол более способен трезво осмысливать ситуацию; женщина более подвержена эмоциям, перепадам чувств), если ты глава семьи, заранее понимать, видеть перспективу, что в семейной жизни будут сбои, когда на какое-то время уйдут чувства, наступят жизненные волнения.

- То есть еще до свадьбы должен рассуждать о том, что все будет плохо, и ты к этому должен быть готов, так?

Не то что будет плохо, но будут случаться такие ситуации. Но они пройдут. Как на море проходит шторм, так и критические ситуации в семейной жизни пройдут. Когда входишь в этот шторм, надо понимать: ничего страшного, Господь выведет из этого. Самое главное -самому не впадать в эти эмоции, не раздувать огонь. Мне сказали десять слов, я на них не должен отвечать сто слов. Просто спокойно буду молиться. Даже могу сказать: я знаю, что ты сейчас скажешь, все равно не буду тебе говорить ничего плохого, все равно тебя люблю и буду просто молиться за тебя. Вот так должен поступать…

- Даже если не чувствуешь никакой любви к этому человеку?

Думаю, если ты вступал в брак по любви…

- Когда возникает ссора, редко когда люди задумываются…

Я так скажу: бывает, возникают ссоры, но ты все равно любишь. Ссоришься, не согласен, но все равно любишь.

- Если тебе не все равно, значит, есть чувства.

Любовь уходит, когда двое начинают внутренне отделяться друг от друга. Может быть, это какие-то обиды, начинают жаловаться друг на друга кому-то на стороне. Этого надо избегать. Если ты жалуешься на жену кому-то, значит, ты уже от нее отделяешься, в сторонке от нее стоишь. Так же если и жена начинает жаловаться на мужа, она уже выстраивает стену между собой и им. Этого надо избегать, то есть самое главное - не выстраивать стен. Всякая ненависть может пройти.

У меня был такой опыт. Одна семья фактически рушилась. Говоришь с одним - вроде он все понимает. Потом он идет и, вместо того чтобы выполнить сказанное, выплескивает свои эмоции. Говоришь с другим - тоже вроде бы все понимает… Но какой я даю совет? Что бы ни случилось, никакого развода. Потому что когда наступают разводы, люди только усугубляют свое положение. Они не смогли выстроить этот брак, и в следующем браке все становится еще более хрупким. По статистике, второй брак разваливается быстрее, чем первый, потому что человек приходит уже с опытом развала, он не сумел выстроить брак. А чувства так же уйдут, как и в первом случае.

Поэтому я даю такой совет: даже если вы не можете друг с другом сейчас жить, нужно просто уйти в молитву. В молитве идет преодоление своих отрицательных чувств. Во всех молитвах ведь, во-первых, душа открывается Богу. А потом, какими словами наполнены молитвы? Об искоренении в нас всех злых чувств. Если человек молится о душе, весь мусор оттуда выходит, выметается. В конечном итоге - помолились, пусть даже пожили отдельно друг от друга, но главное - не развод. Проходит время, и Господь их опять соединяет. Почему так? Потому что по-другому не должно было быть. Единение - от Бога. Это дьявол привнес разногласие, дьявол всех и вся пытается разделить. Всякое разделение от дьявола. Такие люди не будут счастливы. Поэтому главное - просто переждать.

Я точно понял, наблюдая жизнь людей, даже оценивая свой опыт семейной жизни: отрицательные чувства уйдут. Даже если у супругов появилась непримиримая антипатия друг к другу - кажется, они уже настолько разные… Ничего подобного. Они молятся, со временем вдруг антипатия исчезает, и опять они единое целое. То есть самое главное, если начался шторм, - не прыгать за борт корабля, думая, что ты где-то там сможешь найти другой корабль. Плыть дальше, шторм уйдет.

- Как относиться к предательству? Предал тебя человек, ты его не любишь, злишься на него.

Относиться так же, как Господь Иисус Христос отнесся к предательству апостола Петра. Простить и принять человека. Мы все предатели. Мы все предаем Бога, оказываемся неверны друг другу в каких-то ситуациях. Даже если задуматься, много ли людей сохранили дружбу с человеком с детства? Все равно пути расходятся. Мы неверные по своему существу люди, поэтому, зная свою собственную немощь, надо другого человека прощать. Если он оступился, ему надо протянуть руку, чтобы поднять его, помочь ему идти дальше, но все-таки не отворачиваться. Это мое убеждение. Если на предательство отвечать своим предательством, общество будет состоять из каких-то подонков, негодяев. А христианин призван преображать общество. Преображать можно, во-первых, только когда ты сам в себе искореняешь неверность, предательство и когда ты с пониманием относишься к тому, кто пал, стараешься все-таки протянуть ему руку.

- Человек, который ненавидит, какой итог получает от этой ненависти?

Думаю, итог понятен. Во-первых, всякая ненависть - это внутренняя теснота. Что греха таить, все мы прошли через эти чувства, каждый из нас может вспомнить, каков этот итог. Ты ненавидишь человека, и твой внутренний мир утесняется. Он становится настолько узким, что тебя самого это сковывает. Если ты смог это сбросить с себя, внутри наступает простор - когда ты перешагнул через какие-то обиды, помолился о другом человеке, в сердце помог ему. Любовь всегда переживается как внутренний простор, как радость, счастье, как добро, которое тебя освещает. Это свет внутри. Это трудно передать словами, но это просто удивительное благо. А ненависть в конечном итоге, если человек в ней продолжает жить, закончится тем, что душа такого человека попадет туда, где находится отец ненависти - дьявол.

Помните, у апостола Иоанна Богослова есть слова, что всякий ненавидящий брата есть человекоубийца? Почему так? Потому что если мы кого-то ненавидим, то в каком-то смысле желаем, чтобы этого человека не было. Мы даже стараемся про него не вспоминать, хотим, чтобы он был лишен и самого бытия. Поэтому мы человекоубийцы, если ненавидим другого человека. А всякий человекоубийца не имеет жизни вечной. Если ты хочешь лишить жизни другого, то сам лишаешься жизни - вечной. Родоначальник ненависти - это дьявол. Дьявол холоден, исполнен злобы ко всему творению, поэтому если ты кого-то ненавидишь, тем самым показываешь, что ты своей душой становишься един с дьяволом. И в аду окажешься вместе с ним. Вот итог. Это самый плачевный итог.

- Мы говорили, что от любви до ненависти один шаг. А от ненависти до любви? Что такое любовь?

Хороший вопрос, но, наверное, трудно передать словами, трудно рационально выразить, что такое любовь. Как-то проводился опрос. Четырехлетний мальчик сказал: любовь - это то, что заставляет тебя улыбаться, даже когда ты устал. Если у тебя есть любовь, как бы ты ни устал, у тебя внутри есть радость. А я скажу своими словами, что такое любовь. Любовь - это когда тебе хорошо оттого, что хорошо другому. Когда ты сердечно настолько принял другого человека, что каждая его радость становится твоей собственной радостью. Соответственно, каждое его переживание становится твоим переживанием. То есть любовь - это сердечное принятие другого человека, когда ты его вмещаешь в свое сердце. Все, чем он живет, для тебя тоже становится ценным, ты понимаешь это. Ты за него переживаешь и радуешься.

Но никогда не будет в сердце любви, если это сердце нечисто. Только чистое сердце станет обителью любви. Поэтому хочешь иметь любовь - очищай свое сердце. Здесь другого секрета не дать. Правда, еще такой совет давали святые отцы. Если у тебя даже нет любви сейчас, делай дела любви. И через внешние действия твоя душа начнет меняться. Пусть ты сейчас не испытываешь в сердце любви, но, активно делая добро другим людям, ты непременно обретешь любовь, поймешь, что это такое и какое это удивительное сокровище, счастье, которое всю душу твою будет освещать.

Любовью можно победить ненависть - наверное, вывод всей нашей передачи. Давайте подытожим сегодняшнюю встречу и дадим наставление нашим телезрителям.

Думаю, самое главное - помнить: любовь - это то, что от Бога, а ненависть от дьявола. Если ты любишь, то будешь с Богом. Если хочешь иметь любовь, - стремись к Богу, и Господь подаст тебе такую радость, которую не найти в этом мире. Ничто земное не может дать такого сокровища, которое даст любовь и Божья благодать. Постараемся всячески искоренять в себе самые мельчайшие чувства ненависти, негодования, раздражения. Такая внутренняя работа - это шаги на пути к любви, а любовь сама собой даст счастье. Вот главное, к чему нужно стремиться.

- Спасибо Вам за эту прекрасную беседу. Очень полезно и интересно и для меня, и для наших телезрителей.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Маргарита Попова

Мне не раз доводилось слышать такое утверждение — и на богослужебных собраниях, на евангелизациях, встречах, а также читать в разнообразной периодической литературе. Интересно заметить, что у нас в христианском сообществе гуляет немало разных фраз, которых нет в Писании. Причем некоторые из них не только спорны, но и откровенно ошибочны. Сегодня я предлагаю внимательно посмотреть на одно из них, так широко распространённое.

Итак, Бог любит грешника, но ненавидит грех. Так ли это?

Данное утверждение спорное, так как в нем присутствует одна опасность. Сейчас я поясню это.

Все начинается с союза но. Вместо него здесь лучше поставить союз и . Чтобы получилось:«Бог любит грешника, и ненавидит грех». Иначе выходит, что Бог не испытывается ненависти к грешнику.

Но Библия говорит, что это не так.

Например, Псалом 5:5-6

«ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой; нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие ».

Или Псалом 10:5

«Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его».

Можно привести еще несколько стихов, чтобы показать — Библия ясно говорит о ненависти Бога не просто к греху, но и к грешнику, который его творит.

Ведь Божий гнев реален — «открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков » (Рим.1:18). И этот гнев приходит на сынов противления (Еф.5:6).

Грех не живет сам по себе. Он исходит из испорченного и лукавого человеческого сердца (Матф.15:19). В конце концов, в аду мучения ожидают не грехи, а грешников, которые их творили. Наказание настигает не грех, а грешника, его совершившего.

Однако в Библии мы также видим, что Бог ненавидит грешника, и в тоже самое время любит его – настоящий парадокс.

В Иоан.3:16

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ».

Позвольте пояснить.

Ненависть и любовь обладают двумя значениями в Библии. Например, ненависть может быть сильным чувством неприязни, вражды к чему-то или кому-то по определенным причинам, а может быть сильнейшим желанием уничтожить. Любовь также может быть восхищением чем-то или кем-то, а может быть страстным желанием благословить, даже несмотря на реальное состояние субъекта или объекта ее интереса.

Поэтому, когда мы встречаем тексты Писания о ненависти, то нам надо смотреть — говорят ли они об отношении к человеку, к его образу жизни, поведения, мысли, или они являются выражением намерения уничтожить.

Например, в 1-ой главе Малахии Бог говорит о Своей ненависти к Едому, и о Своем намерении уничтожить его. А в приведенных выше стихах из Псалмов Бог показывает Свое отношение к тому, что делали те люди.

Также и в отношении любви. Любовь Бога подвигла Его на спасение миллионов грешников, которые были не способны это сделать, и которые были Его врагами по делам и преступлениям своим (Еф.2:1).

Если мы не будем ясно видеть реальность своего повстанческого бунтарского состояния перед Святым Богом, не будем сознавать реальность Его справедливого гнева на нас, то мы не вполне сможем понять глубину Его любви, явленной нам на Голгофе.

Он спасает Своих врагов (Рим.5:8), и делает их Своими детьми. И хранит их как зеницу Своего ока.

И такая благодать не может нас не восхищать, не может нас не смирять, не может не вызывать в нас благодарение и посвящение.

Потому что Бог спас нас не потому, что мы Ему понравились — что-то типа — он хороший парень, правда мне не все его дела нравятся, но сам он классный — но Он спас меня, хотя я и был бунтарь, эгоист, себялюб достойный только порицания от Бога. Иисус спускается с небес, умирает за меня на кресте, воскресает для моего оправдания. Так, чтобы сделать меня принятым Богом.

Но и не только это — Он дает мне Духа Святого и Свое Слово — Библию, чтобы вести меня путем освящения и преображения в образ Христа (Рим.8:29, 2 Кор.3:18).

И теперь Бог любит меня не только с желанием благословить, но и по причине (а это другая сторона любви — восхищение) того, что Он все больше видит во мне подобие Его Сыну — моему Господу Христу — и это радует Его! Но это уже другая тема.