Народ без бога лишь толпа.

Он сам пишет стихи и музыку, сам поет. От других исполнителей его отличает то, что он - монах. О нем ходят разные слухи. И что лишился голоса и больше не может петь. И что лежит в больнице на операции. Или даже, что умер. А он, затворившись в скиту в глухих лесах на Псковщине, отделенный рекой, болотами, непроходимыми чащами от всего мирского, по прежнему сочиняет духовные стихи. Только уже не поет их.

Он принял новый духовный подвиг, дав обед молчания? Заболел? Никто не знает, никто ничего не говорит. И сам он тоже. Правда, за полгода до кончины известного старца отца Николая с острова Залита, приехав в последний раз в Москву к своей духовной дочери Елене Квасковой, где и я с ним неоднократно встречался, обронил: «Я со старцем простился. Он меня отпустил, чтобы дальше сам шел».

И с тех пор замолчал. Голос же его, записанный на всевозможные носители, продолжает звучать в храмах, деревенских избах, городских квартирах, выжимая слезы очищения, зажигая веру, отгоняя, подобно тому, как лампада отгоняет тьму, человеческое отчаяние. Отказавшись от голоса, монах в тиши лесов обретает духовную силу. А голос, оторвавшись от своего хозяина, продолжает звать нас в храмы Божии, «пока еще звонят».

…Когда мне прислали почему-то с Украины первую кассету с его песнями, я был покорен ими тут же, и непременно захотел встретиться с автором.

Но где его найти? Сказали лишь, что в псковских Печорах живет его мать. И я помчался тогда в Печоры.

Истинно говорят: если что человек искренне возжелает, вся вселенная бросится ему помогать. Дело было накануне Благовещенья. Отец Роман ездил по храмам и монастырям, да в дороге заболел, и на пару дней завернул в Печоры к матери. Там мы впервые и свиделись. Встретил он меня в белом подряснике. Накормил рыбным супчиком. Вставил в магнитофон кассету с новыми записями. Невысок, худощав, с характерным брянским говорком. Я, помню, говорил о маловерии, сектантстве, бездуховности. А он:

Вот ты все о других, да о других. О своем спасении думать надо. Свой храм укреплять, а не раскатывать его по бревнышку.

Но отец Роман,- волновался я, - твои песни разве не те же бревнышки? А ведь ты их раскатываешь… Скольким они помогли удержаться на плаву!

Выходит, раскатываю. А у самого за ворот течет…Да…

Это теперь пластинки и кассеты с его песнями продаются во всех православных храмах, а стихи печатаются в православных календарях и светских изданиях. Тогда монаха бранили. Литературные критики - за качество стиха. Церковное начальство - за не церковное, как они говорили, дело. В ту первую встречу отец Роман показывал мне написанные им же иконы и жаловался:

Вот за это рукоделие никто не упрекает. А песни… Монах с балалайкой, говорят. Да… Если б не благословение старца. Потому и пою. Так-то, Александрушка. Большой старец меня благословил.

Как я позже понял, это и был старец Николай с острова Залита.

В миру иеромонаха Романа звали тоже Александром. Александром Матюшиным. Родился он в семье сельской учительницы.

С юных лет писал стихи, играл в вокально-инструментальном ансамбле, потом учился в университете, учительствовал. Мысль о монашестве возникла внезапно.

Иду как-то по лесной дороге: солнышко всходит, природа просыпается. И вдруг пронзило: вечером я еще на день буду ближе к смерти, а монах - ближе к Богу. Пошел к матери: отпусти в монастырь. Мама - учительница, а годы застойные. Дай, говорит, хоть до пенсии доработать.

И как только мать ступила за порог школы, выписался из дома, и - в Печоры, в монастырь. Приехал, а - куда, к кому? В гостиницу не селят - нет прописки. Бомж, словом. Пошел в храм. Встал позади всех. Прихожане молятся. Душно, скучно. Священники все толстые, розовощекие. Внутренний голос нашептывал: уходи. А куда? Только в отчаянье. Встал на колени, обратился к Божьей Матери: помоги, не оставь. Отлегло от сердца. Так и остался в монастыре.

Позже я понял, что церковь - это не только священники. Священник - он что? Он лишь распределяет благодать Божью. Но он тоже человек со своими слабостями и пороками. Он тоже может быть грешен. А церковь - другое. Церковь позволяет человеку разглядеть свою душу. Когда я впервые увидел свою душу, испугался, что сойду с ума - столько в ней грязи накопилось. Такое отчаянье охватило.

Есть священники пьяницы, гомосексуалисты. Как же так?

Каждый за свою жизнь сам перед Богом ответит. Мало ли мне чего не нравится. Но я смотрю на иные вершины. Сергий Радонежский, Серафим Саровский. Так-то, Александрушка.

И при каждой новой встрече дарил мне книги, пластинки, магнитофонные записи.

Потом пригласил на храмовый праздник в Самолву. И вот трясемся по скользкой дороге на «Запорожце» без тормозов, отдавшись на милость Божию. Я, пригревшись, дремлю. Приходские священники, что меня встретили, разговаривают и сокрушаются.

Ведь не так все задумывалось, не так…

Что не так-то? Оказывается здесь, в российской глубинке, два молодых священника задумали предприятие, которое в ту пору было не по силам всей русской православной церкви. А именно, привлечь к православию людей, которые хоть и не считают себя атеистами, но от церкви далеки. Молитва не касается их душ. Божественная премудрость не доходит до разума. А, оказалось, таким людям и предложить-то нечего. Этим ловко пользовались заморские миссионеры и доморощенные сектанты. Свои же духоборцы еще не успели вырасти. Сказывались многие годы запрета на проповедь. А нужно было биться за духовную целостность Отечества.

Для таких людей - считающихся православными, но не знающих о православии почти ничего - и сочинил, и спел отец Роман свои первые духовные песни.

Они зажили своей жизнью, преодолев границы не только Псковской епархии, но и России. Их стали транслировать по радио, записывать на грампластинки, издавать книгами. Их стали использовать эстрадные исполнители. Хорошо, если они, как Жанна Бичевская, от которой я сейчас везу иеромонаху Роману подарок, - две упаковки пластинок с записями его песен в ее исполнении, испросили на то благословения. Другие своевольничали, а то и просто хулиганили. Где-то в Питере положили его песни на рок-музыку, чем повергли отца Романа в неописуемое смятение, заронив сомнение, что, может быть, вовсе не следовало эти песни писать или отпускать их дальше круга друзей. Но тогда терялся весь смысл тогдашней его духовной работы.

А с чего начиналось-то? Заехал как-то в гости к старцу Николаю на остров Залита. И был поражен, когда после трапезы старец вдруг сказал:

Давайте-ка я вам спою.

И пошел к инструменту. Видя замешательство своего гостя, добавил весело:

Не смущайтесь, батюшка! Бог слышит всякое обращение к Нему, а в чем оно выражено - в молитве, стихах, музыке, песне или живописи - не все ли равно?

В Самолве он искал уединения, но не нашел. Приходили околоцерковные старушки, приносили сплетни, хулили друг друга, а за глаза и батюшку.

Мир втягивал и тут его в свои жернова. А он всегда сторонился мира. И тогда отец Роман решился на отшельничество.

Отец Никита предложил ему домик, оставшийся от родителей. Когда-то там была деревня, да умерла, остался лишь этот дом. А вокруг леса да болота. Там отец Роман и живет. Сейчас он за штатом по здоровью. И, живя в скиту, может свободно вести монашеский образ жизни и писать новые стихи и песни. О душе, которая бы «не забывала Бога и к людям относилась, как к себе». О Святой Руси, где расплодились скоморохи да заморские нехристи. «То, что срамом было, стало славою, то, что славою было, оплевано, а князья одну думку думают - как без Бога им миром правити».

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком.

Или слепа, или тупа,
Иль, что еще страшней, жестока.

Нет, не я один искал встречи с Романом-псалмопевцем. Едут к нему даже в затвор паломники не только из России, но и из Сербии, Греции, Польши, Молдавии, Украины, Америки. Освободившись из заключения, находят здесь душевное отдохновение бывшие преступники. Живут у него неделями. Но не праздно живут. Всем миром поднимали в скиту часовенку. Сруб рубили в окрестных лесах. Запрестольный крест резали в Молдавии, врата - в Белоруссии, везли по воде. Иконостас отец Роман расписывал сам. Чтобы отсечь соблазн славой, поэт вышел из состава Союза писателей, отказался от литературных премий «АЛРОССА» и журнала «Наш современник».

Один архиепископ, представляя первую пластинку с песнопениями иеромонаха Романа, сравнил его со звонарем. Этот образ мне особенно по душе. Внизу родник, старое заброшенное кладбище, загаженные поля, вымирающие деревни, спившиеся люди, отвернувшиеся от Бога и друг друга, а он звонит и звонит, тревожа дремлющую совесть. «Что ты спишь, восстань душа моя…». Этот звон во многих душах сеет беспокойство и надежду.

"Без Бога нация-толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа,или глуха,
Иль,что еще страшней,жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!"


Иеромонах Роман

Жажда Бога не оскудевает в людских сердцах.


Каждому человеку Он открывается по мере его духовного роста.


У всех народов существуют традиционные религии, которые веками воспитывали людей.


Отказ от Традиции всегда, или почти всегда связан с тем, что человек считает себя переросшим ее рамки, и стремится вырваться на свободу личного познания Бога.


Не зная правил дорожного движения, обязательно попадешь в аварию...


Здесь то же самое, но намного печальнее: отказ от Традиции есть отрыв от родной почвы и утрата национальной идентичности, затем обезличивание, унификация, зомбификация, чипизация...


Православная Церковь - не клир, иерархия и сообщество верующих, а Богочеловеческая реальность, не имеющая рассудочного определения.


Попытка познать Таинства Церкви рассудочно, не принимая в них непосредственного участия, заканчивается одинаково: фарисейским осуждением, отречением от Церкви, высокоумием и гордыней.


Что мы в принципе сейчас и наблюдаем на сайте, когда споры о предметах веры и любви перерастают во взаимные оскорбления всех участников диалога.


Поэтому, прежде зачисления самих себя в лагерь новых церковных или религиозных реформаторов, может быть стоит изучить духовные и религиозные корни своего народа, а не бросать в него камни, обвиняя в консерватизме и отсталости?


Все-таки так будет честнее, хотя бы перед самими собой, не правда ли?

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 24.02.2013. Все мы - дети сурового века...
  • 20.02.2013. Русская Симфония Царства
  • 19.02.2013. Гордыня - главная причина отказа от Традиции
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

О молитве Слово 1 * Слово 2 Слово 1 Подлинно блаженное дело – не грешить: а согрешающим – не отчаиваться, но плакать о том, в чем согрешили, чтобы слезами опять улучить блаженство. Посему прекрасно «всегда молитися и не стужати», как говорит Господь (Лк.18:1). И Апостол еще говорит: «Непрестанно молитеся» (1Фес.5:17), то есть и ночью, и днем, и всякий час. Не только входя в церковь, но и в другие часы не оставляй о сем попечения; напротив того, работаешь ли, спишь ли, или находишься в дороге, или ешь, или пьешь, или лежишь – не прерывай молитвы, ибо не знаешь, когда придет требующий души твоей. Не жди воскресного дня или праздника, не разбирай различия мест, но, как сказал пророк Давид, молись «на всяком месте владычества» (Пс.102:22). Посему в церкви ли ты, или у себя дома, или в поле, пасешь ли овец, занимаешься ли постройкой, бываешь ли на пиршестве – не оставляй молитвы; и, когда можно, преклони колена, а когда невозможно, молись умом; и вечером, и утром, и в полдень. Если молитва будет предшествовать делу, и, встав с ложа, первые свои движения посвятишь молитве, то грех не найдет доступа к душе. Молитва есть предохранительное средство для целомудрия, обучение сердца, укрощение кичливости, очищение от памятозлобия, истребление ненависти, исправление нечестия. Молитва – крепость телу, благоденствие дому, благоустройство городу, могущество царству, знак победы во время брани, прочность мира. Молитва – печать девства, верность брака, оружие путников, страж почивающих, благонадежность бодрствующих, плодоносие земледельцам, спасение плавающих. Молитва – заступница судимых, отрада заключенных, утешение скорбящим, веселие радующимся, ободрение плачущим, праздник в дни рождения, венец супругам, погребение умершим. Молитва – беседа с Богом, равночестие с Ангелами, преспеяние в добром, отвращение от худого, исправление согрешающим. Молитва соделала Ионе и кита домом, а Езекию от врат смертных возвратила к жизни, и отрокам в Вавилоне превратила пламень в "дух росы" (Дан.3:50). Молитвою Илия связал небо, «и не одожди по земли лета три и месяц шесть» (Иак.5:17). Видите, братия, как сильна молитва. В целой жизни человека нет иного достояния драгоценнее молитвы. Никогда не удаляйтесь от нее, никогда не оставляйте ее, но, как сказал Господь наш, будем молиться, да не вотще будет труд наш (Мф.6:6). «И егда стоите молящеся, отпущайте, Аще что имате на кого, да и Отец ваш Небесный... отпустит согрешения ваша» (Мк.11:25). Смотрите, возлюбленные, чтоб не вотще трудиться нам молясь, если будем иметь на кого вражду. Господь говорит еще: «Аще убо принесеши дар твой ко олтарю и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя, остави ту дар твой пред олтарем и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой» (Мф.5:23–24). Итак, явно теперь, что если не сделаешь сего прежде, то все, что ни приносишь, не будет принято. Если же исполнишь повеление Владыки, тогда с дерзновением молись Господу, говоря: «Оставь мне, Владыка, долги мои, как и я оставляю брату моему, исполнив заповедь Твою. Хотя и немощен я, однако ж оставил». И Человеколюбец скажет в ответ: «Если ты оставил, оставляю и Я; если ты простил, прощаю и Я твои долги; потому что имею власть отпускать на земле грехи». Отпустите и отпустится вам. Видите несравненное Божие человеколюбие. Видите безмерную Божию благодать. Слышали вы краткий способ ко спасению душ ваших. Слово 2 Молитва – великое оружие, неоскудевающее сокровище, никогда не истощимое богатство, безмятежная пристань, основание тишины; корень, источник и матерь тысячам благ есть молитва. Она самого царства сильнее. Посему нередко бывало, что облеченный в диадему страдает горячкой, лежит палимый огнем на одре, перед ним стоят врачи, телохранители, слуги, военачальники: и ни искусство врачей, ни присутствие друзей, ни услуги домочадцев, ни изобилие лекарств, ни многоценность утвари, ни богатство, ни всякое другое человеческое пособие не в состоянии облегчить его недуг; но если придет кто имеющий дерзновение к Богу и коснется только тела, и сотворит над ним чистую молитву, то прогоняется весь телесный недуг. И чего не в силах были сделать богатство, множество прислуживающих, знание опытности и величие царства, то нередко в состоянии сделать молитва одного бедного и нищего. Разумею же молитву не эту холодную и полную небрежения, но совершаемую протяженно, с болезнующей душой, с напряженным умом. Ибо такая молитва восходит к небу. Как вода, пока течет по ровному месту и пользуется большим простором, не поднимается в высоту, а когда руки водопроводчиков, преградив ей течение внизу, сгнетут ее, тогда, стесненная, скорее всякой стрелы стремится вверх; так и человеческий ум разливается и становится рассеянным, пока пользуется большой вольностью; когда же обстоятельства стесняют его, тогда в прекрасном этом угнетении воссылает в высоту чистые и усильные молитвы. И чтобы понять тебе, почему особенно могут быть услышаны оные, со скорбью совершаемые молитвы, послушай, что пророк говорит Господу: «внегда скорбети ми, воззвах, и услыша мя» (Пс.119:1). Итак, будем возгревать совесть, возбуждать в душе скорбь памятью о грехах, возбуждать скорбь не для того, чтобы стеснить душу, но чтобы соделалась она достойною услышания, была трезвенна, бодрствовала и касалась самих небес. Ничто не отгоняет так от нас леность и нерадение, как болезненное чувство и скорбь, которые собирают ум воедино, и возвращают его в самого себя. Кто так скорбит и молится, тот после молитвы в состоянии будет водворить в душе своей великую приятность. Как стечение облаков вначале делает воздух мрачным, а когда пойдет из них дождь, и облака утратят одну за другой скопившиеся в них снежинки, тогда снова делают весь воздух тихим и ясным. Так и душевная скорбь: пока заключена внутри, омрачает наш помысл, а когда истощит себя в молитвенных словах слезами и выйдет наружу, тогда производит в душе большую ясность, низведя в ум молящегося, подобно некоему лучу, мысль о Божией помощи. Но какое холодное у многих рассуждение? Говорят: «Не имею дерзновения, покрыт я стыдом и не могу отверзсть уст». Сатанинский это страх, прикровение это лености; диавол хочет заградить дверь, которою можем войти к Богу. Нет у тебя дерзновения? Но великое уже дерзновение и это самое – почитать себя не имеющим дерзновения, так как крайний стыд и осуждение – почитать себя имеющим дерзновение. Ибо, если и много у тебя заслуг, и не сознаешь за собою ничего худого, но считаешь себя имеющим дерзновение, то лишился ты всех плодов молитвы. А если носишь на совести тмочисленные (бесчисленные) бремена грехов, убедишь себя только в том, что ты последний из всех, то великое будешь иметь дерзновение пред Богом. В этом нет смиренномудрия, чтобы грешнику почитать себя грешником, ибо смиренномудрие состоит в том, чтобы, сознавая в себе многое и великое, не воображать о себе ничего великого; смиренномудр, кто подобен Павлу и может сказать (1Кор.4:4): «Ничесоже бо в себе свем» (ведаю), и говорит также: «Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз» (1Тим.1:15). Вот смиренномудрие – быть высоким по заслугам и унижать себя в уме. Впрочем, Бог, по неизреченному Своему благоутробию, допускает к Себе и приемлет не только смиряющихся, но и тех, которые благопризнательно высказывают грехи свои; и к таковым бывает милостив и благоволит. И чтобы знать тебе, какое благо есть не воображать о себе ничего великого, начертай словом две колесницы. Впряги праведность и высокоумие, и еще грех со смиренномудрием – и увидишь, что колесница греха упредит праведность не по собственной силе греха, но по крепости сопряженного с ним смиренномудрия, и также первая колесница останется позади, не по немощи праведности, но по тяжести и дебелости высокоумия. Ибо как смиренномудрие, по превосходной своей высоте, преодолевает тяжесть греха и предваряет в восхождении к Богу, так высокоумие, по великой своей тяжести и дебелости, в состоянии взять верх над не обремененною ничем праведностью и легко увлечь ее долу. И в доказательство, что одна колесница быстрее другой, припомни фарисея и мытаря. Фарисей впряг праведность и высокоумие, говоря так: «хвалу Тебе воздаю, яко несмь, якоже прочий человецы, хищницы», любостяжатели, «и якоже сей мытарь» (Лк.18:11). Высокоумия его не насытил весь род человеческий, но в великом безумии напал он и на стоявшего вблизи мытаря. Что же мытарь? Не отразил укоризны, не ограничился обвинением, но с благодарностью принял сказанное, и стрела вражия обратилась для него во врачевство и цельбу, укоризна – в похвалу, и обвинение – в венец. Так прекрасно смиренномудрие! Столько выгод – не уязвляться злословием других, не свирепеть от оскорблений ближнего! Ибо и с них можно пожать великое и превосходное благо, как и было с мытарем. Приняв укоризну, отложил он грехи и, сказав, «милостив буди мне грешнику... сниде... оправдан... паче онаго» (Лк.18:13–14). Слова стали выше дел, слово взяло верх над действием. Один выставлял напоказ праведность, посты и десятины, а другой произнес одно слово – и сложил с себя все грехи, потому что Бог не слова только слышал, но видел и мысль, с какою произнесены оные, и, нашедши смиренномудрие и сокрушенное сердце, помиловал и оказал человеколюбие. Говорю же сие не к тому, чтобы грешили мы, но чтобы мы были признательны. Ибо мытарь – человек, стоящий на крайней степени повреждения, не смиренномудрием, а только благопризнательностью, тем, что высказал грехи свои, исповедал, что он такое, – привлек на себя столь великое Божие благоволение; а таковую помощь приобретают себе от Бога и те, которые, хотя преуспели в великих добрых делах, однако же невысоко о себе думают. Посему увещеваю, прошу и умоляю чаще исповедоваться пред Богом. Не на позорище перед подобными тебе рабами вывожу тебя, не человекам принуждаю тебя открывать согрешения. Раскрой совесть свою пред Богом, Ему покажи язвы, у Него проси врачевств, покажи себя не укоряющему, но Врачующему. Ибо если и умолчишь, все узнает Он. Итак, говори, чтобы остаться с приобретением, говори, чтобы, сложив здесь прегрешения, идти туда чистым и освободиться от будущего нестерпимого обличения. Три отрока были в пещи, предавая душу за исповедание Владыки, однако же при столь многих великих заслугах, говорили: «несть нам отверзти уст: студ и поношение быхом рабом Твоим» (Дан.3:33). Итак, на что же отверзаются уста? Чтобы, – говорят они, – выговорить нам это самое: «несть нам отверзти уст», – и тем самым привлечь к себе Владыку. Сила молитвы угашала силу огненную, обуздывала ярость львов, решала войны, прекращала битвы, укрощала бури, изгоняла бесов, отверзала небесные врата, расторгала узы смерти, отгоняла недуги, отражала напасти, восстанавливала поколебавшиеся грады, останавливала и свыше наносимые удары, и человеческие наветы; одним словом – всякие бедствия. Разумею же опять молитву, не просто лежащую на устах, но восходящую из глубины ума. Как деревья, пустившие корни вглубь, если принимают на себя и тысячекратные приражения ветров, не ломаются и не могут быть вырваны, потому что корни твердо прикреплены к земной глубине, так и молитвы, воссылаемые из самой глубины ума, как надежно укорененные, простираются в высоту, и никакое приражение помысла не может совратить их. Потому и пророк говорит: «Из глубины воззвах к Тебе, Господи» (Пс.129:1). Ему слава во веки! Аминь.

Убога стала та толпа,

Что обратилась ныне к Богу,

Народ надейся на себя,

Оставь попам надежду в Бога!

Мы от рождения добры,

Земля без Бога выживает,

А инквизиции костры
В нас красоту уничтожают.

Долой неграмотных попов

Народ, мудрее будь и выше

Науки юношам давай,

А не наркотик веры лишней!

Татарину виднее он великий, ...но неизвестный.

Действительно образованные люди, всемирно известные, всей жизнью своей доказавшие собственную значимость для поколений, добившиеся признательности при жизни и уважение после смерти, имели более верное суждение:

"То, что происходит и развивается, ход этого развития - зависит от начальной Причины, вне природы находящейся. Значит, все зависит от Бога". И несколько далее продолжает: "Бог есть причина всех явлений, причина вещества и всех его законов" (Циолковский К. Э. Образование Земли и Солнечных систем. 1915. С. 7, 10).

Николай Пирогов (1810-1881), профессор медицины, великий русский хирург


"Веру я считаю спо со бно стью чело века, ко то рая бо лее всех других о тличает его о т живо тных"

Иван Павло в (1849 - 1936) великий русский ученый -физио ло г, академик

"Я изучаю высшую нервную деятельно сть и знаю, что все чело веческие чувства: радо сть, го ре, печаль, гнев, ненависть, мысли чело века, самая спо со бно сть мыслить и рассуждать - связаны, каждая из них, с о со бо й клетко й чело веческо го мо зга и ее нервами. А ко гда тело перестает жить, то гда все эти чувства и мысли чело века, как бы о то рвавшись о т мо зго вых клето к, уже умерших, в силу о бщего зако на о то м, что ничто - ни энергия, ни материя - не исчезают бесследно и со ставляют ту душу, бессмертную душу, ко то рую испо ведует христианская вера".

Тут немножко больше великих. Цитата:

66 лучших цитат о религии, которые могут оскорбить чувства верующих

Оскорбление чувств верующих - занятие древнее и почтенное, располагающее к остроумию. Мы собрали лучшие высказывания ученых, философов, поэтов и политиков, многие из которых даже не были убежденными атеистами, но ради красного словца не пожалели и предвечного Отца. (Сразу предупреждаем: в суд за эту статью надо подавать не на нас, а на них.)

Чем чаще человек поминает Бога в своих речах, тем усерднее я слежу за своим кошельком.
Марк Твен, писатель

Бога в моей теории нет, потому что я не нуждался в этой гипотезе.
Пьер Лаплас, астроном

У слепой веры - очень злые глазки.
Станислав Ежи Лец, поэт

Слова веры часто повторяют не потому, что они истинны, а потому, что их часто повторяют.
Оскар Уайлд, писатель

Религиозные убеждения - прекрасный предлог, чтобы делать людям гадости.
Ричард Олдингтон, писатель

Церковь - это место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, рассказывают о них небылицы тем, кто никогда туда не попадет.
Генри Менкен, литературный критик

Вера - это то, что лежит на одной чаше весов, при том что на второй всегда лежит разум.
Артур Шопенгауэр, философ

Можно объяснить марсианину существование бензоколонок. Но будет очень сложно объяснить ему, зачем нужны все эти церкви.
Джон Апдайк, писатель

Преподавая религию в школах, эти, мягко говоря, сволочи церковные хотят заманить души детей.
Виталий Гинзбург, физик

Каких великолепных глупцов делает из людей религия!
Бен Джонсон, драматург

В мире слишком мало любви и благости, чтобы их можно было расточать воображаемым существам.
Фридрих Ницше, философ

Полагаю, я был бы хорошим христианином, но церковь сделала все, чтобы превратить меня в законченного безбожника.
Фридрих Шиллер, драматург

Цивилизация не достигнет совершенства, пока камень последней церкви не упадет на голову последнего священника.
Эмиль Золя, писатель

Отсутствие Бога доказать сложно. Если я предположу, что вокруг Солнца по орбите между Землей и Марсом летает фарфоровый чайник, никто не сможет это опровергнуть, в особенности если я аккуратно добавлю, что он настолько маленький, что его не могут увидеть даже самые мощные телескопы.
Бертран Рассел, математик

Бог - затычка для дыры неизвестного.
Анатолий Луначарский, политик

Христианская концепция омерзительна. Она делает из Бога или воплощенную злость, и притом злость бесконечную, создавшую мыслящие существа, чтобы сделать их навеки несчастными, либо воплощенное бессилие и слабоумие, не способное ни предугадать, ни предотвратить несчастья своих созданий.
Франсуа Вольтер, философ

Крови, пролитой поклонниками Бога милосердия и мира со времени введения Его религии, хватило бы, быть может, для того, чтобы утопить приверженцев всех других сект, живущих на земном шаре.
Перси Шелли, поэт

Разум - главнейший враг всякой веры.
Мартин Лютер, священник

Религия мне всегда казалась чем-то неприличным.
Ингмар Бергман, режиссер

Если Бог существует, то атеизм, безусловно, оскорбляет его меньше, чем религия.
Жюль Гонкур, писатель

Слава богу, я атеист!
Луис Буньюэль, режиссер

Уверен, что серьезный ученый, исследующий законы природы или человеческого общества, не сумеет сохранить веры, ибо все вокруг будет разубеждать его в усвоенных с детства догматах.
Умберто Эко, писатель

Все думающие люди - атеисты.
Эрнест Хемингуэй, писатель

Набожность находит такие оправдания дурным поступкам, которых простой порядочный человек не нашел бы.
Шарль Монтескье, философ

Ни одна религия не может ничего сделать для человечества.
Станислав Лем, писатель

Если посмотреть на соотношение всех живых существ в мире, то по всему выходит, что больше всего Господь любит микробов и насекомых.
Конрад Лорен, биолог

Молитва - это требование изменить все законы Вселенной ради одного, явно недостойного, просителя.
Амброз Бирс, журналист

Религия расценивается обычными людьми как правда, умными как ложь, а правительством как полезная штука.
Эдуард Гиббон, историк

Не следует верить в нечто лишь потому, что было бы ужасно, если бы это нечто не существовало.
Жан Ростан, биолог

Религиозность - просто один из побочных продуктов нашего видового поведения. Довольно вредный, надо отметить.
Эрнст Майр, зоолог

Удивительно, как все эти жрецы и предсказатели, глядя друг на друга, могут удерживаться от смеха.
Цицерон, политик

Народ положительно требует, чтобы его обманывали, иначе с ним невозможно иметь дела.
Синезий, епископ

Называть верующих ослами - несправедливо, ибо ослы никогда не бывают столь твердолобы.
Луис Велес де Гевара, писатель

У кого есть наука, тот в религии не нуждается.
Иоганн Гете, поэт

Я никогда не пытался найти Бога, полагая, что если Он так умен, как его описывают, то сумеет найти меня сам.
Айзек Азимов, физик

Нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, которое я наблюдаю сегодня в мире.
Чарльз Дарвин, биолог

Вы спрашиваете, что я думаю по поводу сладостного ощущения абсолютной веры? Я думаю, что это совершенно ужасно и категорически недопустимо.
Курт Воннегут, писатель

К злодеяньям великим побуждает религия смертных.
Лукреций, поэт

С некоторыми определенными склонностями к вегетативной жизни отшельник вместо ангела может превратиться в огурец. Это профессиональный риск.
Андре Фроссар, журналист

Самая главная задача, которая стоит сегодня перед религией, - это как можно более быстрое и безболезненное исчезновение.
Иосиф Дицген, философ

Странно, что все религии так много времени уделяют чудесам, в то время как каждому школьнику известно, что чудо, то есть нарушение законов Вселенной, невозможно.
Макс Планк, физик

Для вас я атеист, а для Бога - конструктивная оппозиция.
Вуди Аллен, режиссер

Власть священника зависит от суеверия и тупой доверчивости народов. Ему вовсе не нужно, чтобы они были просвещенными. Чем меньше они знают, тем более покорны его решениям.
Клод-Адриан Гельвеций, философ

Если вы прочитаете Библию с открытыми глазами, вы убедитесь, что она написана людьми, причем весьма неприятными и малообразованными.
Роберт Ингерсолл, юрист

Древние, наблюдая явления природы - громы, молнии, затмения луны и солнца, приходили в ужас и полагали, что причиной того - боги. Они не понимали, что нет в мире ничего, кроме них, что было бы наделено божественной природой.
Демокрит, философ

Господь из всемогущего кормчего понемногу превращается в исчезающую улыбку космического Чеширского Кота.
Джулиан Хаксли, писатель

Видимо, Бог специально сделал людей такими доверчивыми, чтобы священникам было проще их обманывать.
Джордж Галифакс, политик

Писаки, писаки, писаки... И ни одного, кто действительного естествоиспытателя..!

Смешно! Еще гаера процитировать осталось...

Вот люди, познавшие Бога в исследованиях, а не философской выдумке:

Александр Спирин (р. 1931), ро ссийский био ло г, академик РАН, ведущий ро ссийский специалист в о бласти мо лекулярно й био ло гии:

«Я глубо ко убеждён, что «перебо ро м», путем эво люции нево змо жно по лучить сло жный прибо р... это таинственно е, я бы сказал, «бо жественно е» со единение - РНК, центрально е звено живо й материи, не мо гло по явиться в результате эво люции. О на либо есть, либо её нет. О на насто лько со вершенна, что до лжна была быть со здана неко й системо й, спо со бно й изо бретать.»

А во т так, о казывается, го во рил сам Чарльз Дарвин,

Чарльз Дарвин (1809-1882), английский естество испытатель.
Авто р тео рии по исхо ждения видо в

"В со сто янии само го крайнего ко лебания я нико гда не был атеисто м в то м смысле, что бы я о трицал существо вание Бог а"

ФИЗИКИ - НАШИ СО ВРЕМЕННИКИ

Андрей Сахаро в(1921 - 1989) - русский физик
Академик, трижды Геро й Со ц. Труда (1953, 1956, 1962), лауреат Сталинско й (1953) и Ленинско й (1956) премий.
Со здатель во до ро дно й бо мбы (1953)

"Я не мо гу представить себе Вселенную и чело веческую жизнь без како го -то о смысленно го начала, без исто чника духо вно й «тепло ты», лежащего вне материи и её зако но в. Веро ятно , тако е чувство мо жно назвать религио зным» «Мо е глубо ко е о щущение - существо вание в приро де како го -то внутреннего смысла. И это о щущение, мо жет быть, бо льше всего питается то й картино й, ко то рая о ткрылась перед людьми в XX веке»

Хью Ро сс, со временный американский астро но м:

«В ко нце 80-х и начале 90-х го до в были успешно измерены неско лько других характеристик Вселенно й. Каждая из них указывала на существо вание во Вселенно й неверо ятно й гармо нии, о беспечивающей по ддержание жизни. За по следнее время о ткрыты двадцать шесть характеристик, ко то рые до лжны принимать стро го о пределенные значения, что бы жизнь была во змо жна... Списо к параметро в то чно й настро йки про до лжает расти... Чем то чнее и по дро бнее измеряют астро но мы Вселенную, тем бо лее то нко настро енно й о на о казывается... По мо ему мнению, Реально сть, давшая жизнь Вселенно й, до лжна быть Лично стью, ибо то лько Лично сть мо жет со здать что -то с по до бно й степенью то чно сти. Задумайтесь также над тем, что эта Лично сть, до лжна быть, по меньшей мере, в со тни триллио но в раз бо лее «разумно й», чем мы, чело веческие существа, даже учитывая наши по тенциальные во змо жно сти.»

Евгений Велихо в ро д. 1930 г.
Президент Ро ссийско го научно го центра "Курчато вский институт", академик Ро ссийско й академии наук.Геро й со циалистическо го труда, лауреат Го сударственно й премии СССР, Ленинско й премии и Го сударственно й премии Ро ссийско й Федерации.

"Мне абсо лютно ясно , что вся деятельно сть чело века – не про сто плесень на по верхно сти маленько го земно го шарика, что о на в чём-то о пределяется свыше. Тако е по нимание и во сприятие Бог а у меня есть".

Вы переврали Дарвина. А физик Гинзбург- не естествоиспытатель?

Читайте библию! Только внимательно. Можете к Вованну обратиться, он Вам процитирует.

Да и туземцы всегда принимают за богов представителей более высокоразвитых цивилизаций. Не демонстрируйте лишний раз свою отсталость!

К естествоиспытателям можно отнести и физиков, и химиков, и врачей... но не писак.

Кстати, еще Дарвин:

"Предпо ло жение, что глаз во зник в результате эво люции, кажется мне в высшей степени абсурдо м"

Библия и Вованн, как суп Насреддина.

Т.е. Гинзбург - не физик?

Сомневаюсь, что Вы библию знаете хотя бы наполовину так, как знает ее Вованн! Да заодно, может чего положительного из сей книги процитируете? Ну, типа, доказывающее существование бога? Заодно вспомните, как переводится Элохим? Еще, ХьюРосс как-то так одной цитатой всю библию свел к нулю. А Куриосити бродит себе и бродит, каждым снимком опровергая библейские сказки. Да и свидетельства палеоконтактов уж больно явные, ну никак археологи не объяснят их существование земными причинами или религиозными сказками.

Перефразируя вашего астронома:

«В ко нце 60-х и начале 90-х го до в были успешно созданы неско лько характеристик компьютеров. Каждая из них указывала на существо вание в компьютерах неверо ятно й гармо нии, о беспечивающей по ддержание жизни компьютеров и сетей. За по следнее время придуманы множество характеристик, ко то рые до лжны принимать стро го о пределенные значения, что бы компьютеры были во змо жны... Списо к параметро в то чно й настро йки про до лжает расти... Чем то чнее и по дро бнее придумывают инженеры компьютеры, тем бо лее то нко настро енны о ни о казываются... По мо ему мнению, инженеры, давшие жизнь компьютерам, до лжны быть Лично стью, ибо то лько Лично сть мо жет со здать что -то с по до бно й степенью то чно сти. Задумайтесь также над тем, что компьютеры, до лжны быть, по меньшей мере, в со тни триллио но в раз бо лее «разумны », чем мы, чело веческие существа, даже учитывая наши по тенциальные во змо жно сти.»

Гинзбургу верю, но не Татарину!

И еще один лженаучный вопрос: скажите, вот вы рьяный атеист, неужели никогда не молились?

Атеист? Я не только молился, но даже сам придумал молитву. Она звучит так: «Спасибо, Господи, что сделал меня физиком-теоретиком».

"Частые сообщения о моей религиозности -ложь, в бога я не верю" А.Эйнштейн.

А еще почти дословно с Гинзбургом говорил Л.Толстой.

Жаль, не вставляются картинки с цитатами великих.Томаса Эдисона тоже не назовешь писателем.

"Религиозность - просто один из побочных продуктов нашего видового поведения. Довольно вредный, надо отметить. "
Эрнст Майр, зоолог

Не будьте обезьяной! Вырастайте из древних суеверий.

Альберт Эйнштейн

Я верю в Бога, как в Личность и по совести могу сказать, что ни одной минуты моей жизни я не был атеистом.

«Правда, я иудей, но лучезарный опыт Иисуса Назорея произвел на меня потрясающее впечатление. Никто так не выражался, как Он. Действительно, есть только одно место на земле, где мы не видим тени, и эта Личность - Иисус Христос. В Нем Бог открылся нам в самом ясном и понятном образе. Его я почитаю».

Чарльз Дарвин

В моменты чрезвычайного колебания я никогда не был безбожником в том смысле, чтобы я отрицал существование Бога.

Предположение, что глаз возник в результате эволюции, кажется мне в высшей степени абсурдом

Лев Толстой

«На протяжении тридцати пяти лет моей жизни я был в полном смысле слова нигилистом, не то, чтобы специалистом-революционером, но не верящим ни во что. Но пять лет тому назад ко мне пришла вера. Теперь я верю в доктрину об Иисусе Христе, и вся моя жизнь неожиданно совершенно изменилась… Жизнь и смерть перестали быть для меня злом, вместо безнадёжности и отчаяния, я теперь ощущаю радость и счастье, которых не сможет отнять у меня даже смерть»

Пишете такое и не в курсе, что Л.Толстого предали анафеме? Подробности почитайте. Да и про Ситчина. Надо читать первоисточники, а не толкователей со злым умыслом. И вообще, по Вам легко могу провести диагностику. У Вас избыток энергии в меридиане селезенки-поджелудочной железы, с вероятностью 70% имеется хронический панкреотит, с вероятностью 60% постоянные миозиты, слегка избыточный вес. Характеру Вашему свойственны фанатизм и догматизм, увлечение христианской философией, приверженность религии и ритуальные действия.

Если бы компьютеры не сделали на нашей памяти,то Вы создателя компа считали бы Богом! И это однозначно, вывод делается на основании Вашего доверия к религиозным сказкам, изложенным в библии. Почитайте Захарию Ситчина, он в своих книгах хорошо доказывает, откуда что в библии взялось и что именно из какой мифологии переписано. Да и из египетских мифов тоже немало передрано в христианской мифологии. Заодно рекомендую почитать толстенное издание История мировых религий. Если и это не поможет, рекомендую обращаться к медикам, т.к. священники оказывают на паству вполне реальное зомбирующе-гипнотизирующее влияние, отключая критические области сознания. Говоря по простому, читая религиозные тексты, Вы не будете в состоянии воспринимать материал критически и понимать наличие нестыковок и несоответствий написанного здравому смыслу.

Вот, только за меня не нужно додумывать, кого, кем и как считать.

„Есть три способа читать книгу, можно читать ее для того, чтобы подвергнуть ее критической оценке; можно читать, ища в ней утех для своего чувства и воображения и, наконец, можно читать совестью. Первые читают, чтобы судить, вторые – чтобы развлечься, третьи – чтобы совершенствоваться. Евангелие, не имеющее себе равной между книгами, нужно читать сначала только простым разумом и совестью. Читаемое так, оно заставит трепетать вашу совесть на каждой странице пред добром, пред высокою прекрасною моралью“.

Заха́рия Си́тчин - американский писатель никогда не вникал в Библию. Приверженец и популяризатор теории о палеоконтактах и инопланетном происхождении человека, бредивший недоказанной Нибиру.

Плохо знаете! Ситчин "Назад в будущее". Он историк и лингвист. И как раз именно он в подробностях расшифровывает библию, указывая что откуда взялось. Прежде чем писать христианские глупости, почитайте первоисточники! Именно в этой книге Ситчин разирает библию буквально по косточкам. Почитайте, или боитесь, что Вас перевербуют?

А в курсе, что до Исуса там же в те же времена ходили такие же пророки, делавшие такие же чудеса?

"мало кто знает, что в то же время в римской Каппадокии (территория современной Турции) жил некий философ Аполлоний Тианский, который также проповедовал мир и любовь. Ровесник и современник Христа, он исцелял больных и увечных. А однажды, через восемь дней после смерти, воскресил дочь римского императора. В молодости он путешествовал по всей Римской империи и даже ездил в Индию, чтобы изучить учение браминов. Не находите сходства?
Правда, в отличие от Иисуса, Аполлоний призывал чтить римских богов. Может быть, поэтому он дожил до глубокой старости и был вознесен на небо небесным хором. Заметьте: вознесен на небо! Разве это не божественное признание исключительности? Но, тем не менее, последователей у Аполлония было немного. Разгадка здесь проста - целитель и чудотворец общался в основном с небольшой группой образованных людей из римского общества. Тогда как Иисус Христос протягивал руку всему человечеству, не чураясь ни бедных, ни больных. Поэтому и последователей у него было на порядок больше.
Среди «соперников» Христа были и такие, чьи имена присутствуют даже в Новом Завете. Симон Маг, или Симон Волхв, был современником Иисуса и его апостолов.
В истории христианской церкви этот самаритянин был признан первым еретиком и даже антиподом Мессии, хотя более всего известен своими эффектными чудесами. Он мог подниматься в воздух и подолгу оставаться в таком положении, создавал миражи, гипнотизировал на большом расстоянии, усилием воли передвигал предметы, испускал молнии и сам оставался нечувствительным к физической боли. Для многих простолюдинов этого было достаточно, чтобы признать Симона не человеком, а богом, тем более что он сам называл себя этим именем.
Слава Симона росла, число поклонников ширилось, но тут возмутились апостолы Христа. Их гнев понятен - проповедование новой веры и так шло с большим трудом. А тут появляется человек, который творит чудеса направо и налево, подрывая веру в избранность Иисуса.
Апостол Петр начал преследовать новоявленного чародея. И однажды они столкнулись в Риме на очередном шоу Симона. Демонстрируя свое превосходство над Иисусом, Симон на глазах у толпы поднялся над землей. Люди открыли рты от изумления. А Петр стал молить Иисуса свергнуть соперника. И чудо произошло. Симон упал на землю, сломав при этом ногу. После такого фиаско новоявленный мессия враз потерял всех своих приверженцев.
Говорят, что трюки Симона были результатом тайных знаний по массовому гипнозу. Возможно, так оно и было. Но если исключить божественное вмешательство, выходит, что и Петр тоже владел этими навыками, если мог рассеять чары самозванца.
Однако Симона продолжали почиет. в Сирии, Египте и Риме как бога и спасителя вплоть до начала IV века, когда римский император Константин запретил все нехристианские церкви."

Где я должен видеть этого Спиридона? А давайте я про Ламу напомню, который 70 лет в могиле просидел.

И я признаю только НАУЧНЫЕ толкования. Какой смысл читать теологов? Они не присутствовали на раскопках в шумерских городах, они не читали первоисточники. КОмпьютерный анализ показал, что у библии не менее 6 авторов! Кто из них Ваши?

Гробокопательство и начало почитания мощей

В римском праве могилы и все с ними связанное рассматривалось как «res religious» и «res extra commercium». Они не могли быть куплены, проданы и не входили в область частного права. Подобно древним египтянам и евреям, римляне приравнивали гробокопательство к нечестию, преступлению против религии. Осужденные на позорную казнь христианские мученики не могли быть, согласно римским законам, погребены на общественных кладбищах. Более того, римские суды стремились предавать христиан такой казни, которая бы исключала погребение, например, утоплению в море. Хоронить их на общественных кладбищах не всегда удавалось, поэтому практиковалось захоронение в разных местах – в пещерах, на месте мученичества, на участке, принадлежавшем мученику, и в христианских церквах. Вместе с тем внутри Церкви достаточно рано получила развитие другая традиция – запрет хоронить христиан рядом с язычниками и приравненными к ним еретиками, впоследствии зафиксированная в византийском праве. Девятое правило Лаодикийского собора говорит о запрещении еретикам даже приходить на православные кладбища и к местам захоронения мучеников, а комментаторы Зонара и Вальсамон не дозволяют и православным посещать еретические кладбища.

До начала IV в. почитание мощей мучеников в церкви было народной инициативой, которая, разумеется, на первых порах не имела никакого юридического оформления. Существует предположение, что культ почитания мощей ранее всего развился в Египте, где сохранение тел покойников имело многовековую традицию. Считается, что самым ранним подобным свидетельством является почитание останков св. Поликарпа Смирнского (пострадавшего около 156 г.). В описании страстей св. Перпетуи говорится о платке, омоченном в крови мученика диакона Сатура, который он дал обращенному им в христианство воину как memoria sanguinis. Блж. Августин повествует о древнем обычае оставлять одежду святого как память. К началу IV в. (305–306 гг.) относится свидетельство о знатной карфагенской даме Люцилии, которая держала у себя частицу мощей в качестве талисмана – одно из первых свидетельств сохранения мощей ex corpore. По-видимому, такой обычай имел в это время определенное распространение. Интересно, что архидиакон Цецилиан относится к нему отрицательно, что вполне может объясняться полемикой с донатистами, а вовсе не отношением к практике как таковой - впоследствии реликвии и отношение к ним канонического права становятся разменной монетой в богословской полемике.

Второе правило Карфагенского собора (345–348 гг.) говорит об обязательности почитания могил мучеников, а Карфагенский собор 401 г. различает истинные и ложные мощи и призывает разрушать места ложного поклонения мощам в полях и на дорогах, которые были поставлены как результат видений и снов. Это постановление, наряду с мнением Августина, настаивавшего на практике общественного признания подлинности реликвий и документирования подвигов мученика, является одним из первых актов борьбы с фальсификацией мощей и распространением подложных реликвий. Собор заявил о необходимости сооружения особых часовен для сохранения мощей мучеников, что является строго прерогативой епископа; часовни, поставленные без положения мощей, подлежали разрушению.

Вслед за римским, а также египетским и еврейским законодательством, византийские законы строго осуждали все проявления гробокопательства и разорения могил, что приравнивалось к святотатству. Гражданское право карало это преступление штрафами, бичеванием, острижением волос, отсечением рук, а также конфискацией имущества, смертной казнью или изгнанием, а церковное – отлучением. 66 правило Василия Великого требует лишать гробокопателей причастия на 10 лет. Строго осуждается гробокопательство у других отцов Церкви – Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Григория Нисского. Сократ и Созомен свидетельствуют о народном возмущении при попытке перенесения из одного храма в другой останков Константина Великого императором Констанцием в 360 г., – это расценивалось как гробокопательство. Почтение к могилам святых и нежелание совершать перезахоронения сохранялись в Византии и в дальнейшем, откуда были восприняты на Руси. Так, Святополк Изяславич хотел построить церковь свв. Бориса и Глеба на месте их погребения, не желая переносить мощи с места на место.

Герд Л.А. Реликвии в византийском и поствизантийском каноническом праве // Античная древность и Средние века. 2011. Вып. 40. С. 60-78.

Наряду с Эрихом фон Деникеном и Иммануилом Великовским, Ситчин – один из представителей «троицы» псевдоисториков. Каждый из этих людей придерживается мнения, что древние мифы – это не просто сказания, а исторические и научные документы. Ситчин известен своими заявлениями о том, что он – единственный человек, которому удалось правильно прочесть шумерские глиняные таблички.

Он считал, что все остальные ученые не смогли постичь смысл древних надписей, повествующих о том, что боги с другой планеты Нибиру, которая подходит к орбите Земли каждые 3600 лет, прибыли на Землю около 450 тыс.лет назад и с помощью генной инженерии создали людей на основе самок человекообразных обезьян. Ситчин утверждает, что орбита Нибиру располагается за Плутоном и что эта планета нагревается изнутри за счет радиоактивного распада.

Никто из ученых, помимо Ситчина, не обнаружил того, что эти потомки богов взорвали себя собственным ядерным оружием около 4000 лет назад, вследствие чего исчезла великая шумерская цивилизация. Ситчин – единственный, кто отметилна одной шумерской табличке человека, подвергающегося радиоактивному излучению. Он один знает правильный перевод древних терминов, позволяющий ему судить о том, что древние люди занимались созданием ракет.

Тем не менее, Ситчин почему-то не знаком с тем, что смена времен года связана с наклоном земной оси, а не с расстоянием до Солнца.

Впрочем, найдите какую-нибудь научно-популярную книжку для начинающего палеантолога, юноша, и изучайте!

Повторяю специально для Вас!

"Село Костенки (Воронежская обл.) является богатейшим в России местом сосредоточения стоянок эпохи верхнего палеолита. Здесь на территории около 10 км., открыто свыше 60 стоянок, датирующихся от 40 до 15 тыс. лет назад. Костенковские стоянки отличаются особым богатством и разнообразием материальной культуры. Здесь были открыты и исследованы жилища из костей мамонта, над одним из которых сооружен павильон-музей. Найдены многочисленные произведения искусства, в том числе всемирно известные женские статуэтки – так называемые "палеолитические венеры". Почти все известные в России погребения эпохи верхнего палеолита найдены именно в Костенках.
Только в Костенках известны памятники начальной поры верхнего палеолита Восточной Европы, датирующиеся, примерно, 40000-35000 лет назад. К их числу относится и многослойная стоянка Костенки-12.
Руководитель проекта, М.В.Аникович, возглавлял археологические исследования на Костенках-12 в 1974, 1976, 1979-1984 и в 1999-2000 гг. В 1983 г. на памятнике было обнаружено погребение младенца. До этой находки в России было известно только 7 верхнепалеолитических погребений: 4 - в Костенках, 2 - в Сунгире, 1 - в Сибири. В 1984 г. был открыт древнейший, IV, культурный слой, возможно, являющийся самым древним памятником эпохи верхнего палеолита не только в Костенках, но и во всей Европе.
В 1999 г. раскопки на Костенках-12 были возобновлены Фондом поддержки археологических исследований каменного века России ("Археолит"). Был исследован III-й культурный слой, собрана интересная коллекция каменных орудий. Полностью подтвердилось открытие еще более древнего, IV-го культурного слоя.
В 2000 г. на Костенках-12 была восстановлена система реперов, уничтоженная в ходе строительных работ начала 90-х годов, сделана прирезка к раскопу 1999 г, воссоединившая его с южной частью раскопа 1979-1984 гг. На вскрытой площади были исследованы культурные остатки вплоть до III-го культурного слоя включительно. Таким образом, был подготовлен к исследованию древнейший, IV-й культурный слой на площади 49 кв. м.
Ближайшая задача – продолжить раскопки на Костенках-12, прежде всего исследовать древнейший культурный слой на площади 49 кв. м., а также продолжить изучение III-го культурного слоя на прилегающих участках. Предполагаемый объем земляных работ – 400 куб.м. Раскопки предполагается вести в тесном контакте со специалистами разного рода: геологами, палинологами, палеозоологами и проч.