Ковалевский основные идеи. М

Социолог, правовед, экономист, историк, этнограф, антрополог, общественный и политический деятель Максим Максимович Ковалевский (1851-1916) - представитель "классического позитивизма" в России. По мнению известного французского социолога Р. Вормса, М.М. Ковалевский был "соединительным звеном между двумя мирами - Западом и Востоком". Он много сделал для того, чтобы в России социология получила статус самостоятельной науки.

М.М. Ковалевскому принадлежит важная роль в процессе институциализации социологии в России. В 1908 г. при его участии начала функционировать первая в России кафедра социологии в Психоневрологическом институте, в 1912 г. создана секция социологии при Историческом обществе Петербургского университета, в 1910-1913-х гг. инициировано издание пяти томов первоисточников "Родоначальники позитивизма", в 1913-1914-х гг. осуществлен выпуск сборников "Новые идеи в социологии".

Социологические воззрения М.М. Ковалевского формировались в основном под влиянием позитивистской социологии О. Конта. Большое влияние оказали на него идеи и личные контакты с Г. Спенсером и К. Марксом. Оценивая влияние эволюционной теории Г. Спенсера и экономического учения К. Маркса, М.М Ковалевский признавал, что они "направляли до некоторой степени" его научную деятельность. Первое укрепило в нем позитивистскую методологию, хотя идею "спонтанной эволюции" он не разделяет; второе - развило интерес к экономической теории, но не поколебало приверженности к позитивизму.

Социологические воззрения М.М. Ковалевского нашли отражение в работах: "Социология и сравнительная история права" (1902), "Этнография и социология" (1904), "Современные социологи" (1905), "Очерк развития социологических учений" (1906), "Две жизни: Маркс и Спенсер" (1909), "Социология": в 2 г. (1910), "Современные французские социологи" (1913), "Социология на Западе и в России" (1913), "Очерк развития социологии в конце XIX - начале XX века" (1914), "Происхождение семьи, рода, племени, государства и религии" (1914).

М.М. Ковалевский, следуя в русле контовского позитивизма, признавал самостоятельность и равноправие социологии с другими отраслями естествознания. По его мнению, социология как молодая наука, которая делает свои первые шаги и может "стать на ноги только с момента установления ею собственных законов". Особенность социологии он видел в том, что в отличие от других общественных наук (экономической, юридической и исторической), которые изучают отдельные стороны и периоды общественного развития, социология способна дать целостное и развернутое представление об обществе.

В понимании предмета социологии М.М. Ковалевский соглашался с О. Контом о необходимости различать социальную статику и социальную динамику. Однако если французский позитивист определял социологию как науку о социальном порядке и общественном прогрессе, то русский социолог, доказывая, что в общественном развитии имеет место как беспорядок, так и регресс, предложил вместо понятий "порядок" и "прогресс" использовать в определении социологии более широкие понятия "организация" и "эволюция".

Под влиянием социологического учения Г. Спенсера М.М. Ковалевский предложил в качестве третьего раздела предмета позитивной социологии включить изучение социальных изменений таких социальных общностей, как семья, община, каста, сословие, нация. Этот раздел он назвал генетической социологией, которая должна исследовать "эволюцию форм общественной жизни всего человечества".

Взаимодействие социологии с другими общественными и гуманитарными науками М.М. Ковалевский определял следующим образом: конкретные науки об обществе, представлял социологии материал для умозаключения, в то же время должны опираться своими эмпирическими обобщениями на общие законы сосуществования и развития, которые призвана устанавливать социология. По его мнению, социология, будучи "абстрактной наукой человеческого общежития", предоставляет конкретным общественным наукам общую концепцию социальных изменений, синтезирует их результаты и сводит их в систему. Отсюда основными задачами социологии как позитивной науки должны быть следующие:

  • - сведение в единую систему разнообразных социологических концепций и синтез научных исследований об обществе;
  • - установление связей между различными сторонами жизни общества и выявление общих законов общественного развития;
  • - исследование коллективного сознания социальных общностей в аспекте их организации и эволюционных изменений;
  • - выяснение сущности общественного прогресса и выявление фаз социальной эволюции.

М.М. Ковалевский был сторонником объединения в социологии разнородных течений, призывал не ниспровергать существующие социологические концепции, а находить в них позитивные моменты. Он осуждал те социологические школы, которые претендуют на монопольное право истинности своих выводов. Русский социолог выступал за сближение различных подходов и синтез их в позитивной социологии. В то же время он критиковал тех, кто заявлял о непознаваемости законов развития общества или объяснял их с позиций теологии и мистики.

М.М. Ковалевский ратовал не только за эклектизм социологии, но и за ее плюрализм - признание множественности причин общественного развития. В связи с этим он в своих поздних трудах отказывался от свойственного ему ранее монистического подхода, согласно которому определяющим фактором эволюции форм народного хозяйства признавался только демографический - рост численности и плотность населения. Русский ученый утверждал, что нельзя сводить историю той или другой эпохи "к решению уравнения с одной неизвестной". По его мнению, социолог должен исследовать "одновременное и параллельное воздействие и противодействие многих причин", стремясь к всестороннему охвату объекта познания.

Призывая социологов отказаться от поиска "причины причин" и изучать взаимодействие и взаимовлияние как можно большего количества факторов, М.М. Ковалевский предлагал отказаться от употребления самого термина "фактор", так как позитивная социология признает лишь факты. Однако он допускал возможность при изучении отдельных сторон или периодов общественной жизни выделять преобладающее воздействие какого-либо наиболее важного факта.

М.М. Ковалевский выступал против использования в социологии оценочных суждений и субъективного метода. Он заявлял, что социологии должен быть свойственен такой же объективизм, как в науках о природе. Поэтому в качестве ведущего метода социологического познания предлагал пользоваться сравнительно-историческим методом. До него западные социологи за сравнительно-исторический метод выдавали простое сопоставление двух или нескольких развивающихся обществ с целью выяснить либо их сходные черты, либо различия. Русский социолог считал, что из факта случайного сходства или различия нельзя выводить научные заключения. Сравнение, которое ограничено только, например, "римско-католическим миром", как у О. Конта, без учета Востока и особенностей "славянского мира" будет неполным. А простое сопоставление без ссылки на то, в какой мере одно общественное явление отстало от другого, "бесполезно и опасно".

Суть сравнительно-исторического метода, по мнению М.М. Ковалевского, составляет параллельное изучение общественной эволюции различных народов, древних и современных, которое должно, в конечном счете, "дать общую формулу поступательного движения общественной жизни". Сравнивать можно однотипные и сходные социальные факты при условии достижения обществами одинаковой ступени развития. Недостаточно добыть факты, нужно еще показать, что изучаемое явление тесным образом связано со всей совокупностью условий переживаемой стадии развития общества. Факты необходимо зафиксировать во времени исторической эволюции. Соединение исторического подхода с принципом сравнения позволяет делать выводы о генетическом родстве явлений, воспроизводить тенденцию и устойчивые моменты развития тех или иных социальных явлений, институтов, процессов.

В качестве основных принципов сравнительно-исторического метода М.М. Ковалевский выделял:

  • - отказ от любых оценочных суждений;
  • - рассмотрение фактов в тесной связи со временем и местом их проявления;
  • - изучение только закономерных изменений в общественной жизни;
  • - учет последовательности перехода одной стадии общественного развития в другую.

При использовании сравнительно-исторического метода М.М. Ковалевский советовал следовать трем правилам. Первое - сопоставления должны строиться на максимально широкой основе, учитывая данные истории самых разнообразных народов. Второе - социолог обязан опираться на материалы всех наук, имеющих отношение к объекту исследования, и применять все возможные их методы. Третье - при анализе социальных закономерностей следует исходить из того, что общество представляет собой органическое единство различных своих сторон. Соблюдение этих правил, по мнению М.М. Ковалевского, позволит социологам уяснить "естественную историю общества" и выявить этапы его "внутреннего развития".

Центральное место в позитивной социологии М.М. Ковалевский отводил учению об общественном прогрессе. Общественный прогресс он определял как "основной закон социологии" и утверждал, "что без идеи прогресса не может быть социологии". Согласно его представлению, все народы проходят приблизительно одинаковые ступени эволюции, хотя по времени у разных народов прогресс может не совпадать.

Сущность общественного прогресса М.М. Ковалевский видел в постоянном росте социальной солидарности. Вслед за Э. Дюркгеймом и Л.И. Мечниковым он выдвигал идею общественной солидарности в качестве основополагающей в учении об общественном прогрессе. Под социальной солидарностью социолог понимал осознание социальной общностью "целей и взаимной зависимости членов группы друг от друга". Солидарность, полагал он, возникает уже в процессе биологической эволюции человеческого рода, когда индивидуальная борьба за существование сменяется стремлением индивидов к объединению и появляется разделение труда. Дальнейший рост социальной солидарности, по его мнению, связан с объединением индивидов в крупные социальные образования: племена, нации, государства и с социальной дифференциацией внутри них. Наличие солидарности в социальных образованиях им было обозначено понятием "замиренная среда", понимаемой как наличие в социальной общности осознания "общности интересов и взаимной зависимости друг от друга".

Тенденцию исторического развития социальной солидарности М.М. Ковалевский представил в виде ряда "концентрических кругов, выражающих собой расширение человеческой солидарности" от первобытного рода до современного человечества. На пути расширения социальной солидарности им было выделено три исторических этапа:

  • 1) "родовое единство", связанное с возникновением племен;
  • 2) "патриотизм", вызванный к жизни образованием наций и государств;
  • 3) "космополитизм", наступление которого будет обусловлено появлением региональных союзов государств и образованием всемирной федерации.

Одновременно с развитием социальной солидарности вширь, отмечал М.М. Ковалевский, происходит и ее движение внутрь. Так, с появлением наций и государств внутри них образуются меньшие социальные общности: касты, сословия, классы. "Касты, - писал он, - сменяются менее замкнутыми сословиями, а последние уступают место изменчивым по своему составу классам". Он приводил доказательства ослабления противостояния классов и свидетельства их "замирения" в процессе смены рабства крепостничеством, а последнего - наемным трудом. Примером классового "замирения", с его точки зрения, может служить характерное на рубеже ХIХ-ХХ вв. сотрудничество предпринимателей с рабочими.

Среди основных видов социальной эволюции М.М. Ковалевский особое внимание уделил экономическому и политическому прогрессам. Экономический прогресс им рассматривался как переход от натурального хозяйства непосредственного потребления к международному рыночному меновому хозяйству, а политический - как переход от национального государства к всемирной федерации государств.

Объявляя общественный прогресс магистральным путем эволюции человечества, М.М. Ковалевский в социальной поляризации и классовой борьбе видел препятствие укреплению социальной солидарности и движению общества к социальной гармонии. Другим тормозом общественного прогресса он, как и О. Конт, признавал преобладание в человеке эгоизма над альтруизмом, чувственности над разумностью. Преодолению этих препятствий, по его мнению, может способствовать не столько ликвидация социально-политической дифференциации в обществе, сколько изменение природы и характера людей, упрочение союза внутри социальных образований, замена классовой борьбы сотрудничеством классов.

Социология М.М. Ковалевского - явление многоплановое и социально-оптимистическое. Он продолжал в своих научных исследованиях линию классического позитивизма и либерализма. Это касалось и подхода к оценкам социально-политических событий и перспектив общественного развития. Исследователи социологического наследия М.М. Ковалевского отмечают что, с одной стороны, он придал российской социологии европейские формы, а с другой - обозначил вектор ее самоопределения, открыв исследованиями своих учеников К.М. Тахтарева и П.А. Сорокина новый этан развития отечественной социологической мысли.

КОВАЛЕВСКИЙ, МАКСИМ МАКСИМОВИЧ (1851–1916), русский социолог, историк. Родился 27 августа (8 сентября) 1851 в Харькове. Окончил юридический факультет Харьковского университета. В 1872–1877 занимался научными исследованиями за рубежом (по большей части в Англии). В 1877 защитил в Московском университете магистерскую диссертацию, посвященную вопросам истории государственных институтов Великобритании. В 1879–1880 участвовал в издании журнала «Критическое обозрение». В 1880 защитил докторскую диссертацию Общественный строй Англии в конце средних веков . В 1883–1887 занимался историческими и этнографическими изысканиями на Кавказе, опубликовал ряд работ историко-этнографического характера (Закон и обычай на Кавказе , Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом и др.). С 1887 Ковалевский вновь жил и работал за границей, читал курсы в университетах Англии, Бельгии, Швеции и др. стран. Наиболее значительные работы этого периода – Происхождение современной демократии (1895–1897) и Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства (1898–1903). В 1901 участвовал в основании Высшей русской школы общественных наук в Париже. С 1905 преподавал в Петербургском университете, активно участвовал в российской общественно-политической жизни: в 1906 избирался в Первую Государственную думу, основал Партию демократических реформ. С 1909 – один из издателей «Вестника Европы». В 1914 стал действительным членом Академии наук. Ковалевский был одним из основателей Московского психологического общества. Среди его основных его трудов по социологии и политической истории – Современные социологи (1905), Социология (1910) и От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму (1906). Ковалевский был инициатором издания 5-томной антологии Родоначальники позитивизма (1910–1913).

Будучи приверженцем классического позитивизма, Ковалевский критически относился к большинству направлений европейской и русской философии, обнаруживая в них черты «архаической», с его точки зрения, метафизики. Критикуя марксизм как общефилософскую теорию, в то же время высоко оценивал вклад К.Маркса (с которым поддерживал дружеские отношения) в социологию, характеризовал последнего как «великого апостола новейшей социологии». Важнейшим социологическим законом считал закон прогресса, действующего универсально и объективно: рост солидарности в обществе, процесс «очеловечевания» природы. Особое значение Ковалевский придавал такому «материальному» фактору прогресса, как неизбежный рост народонаселения. Общественный прогресс реализуется преимущественно эволюционным путем, а революции, как правило, опасны, ущербны и даже «патологичны». Классовые противоречия и классовая борьба, по Ковалевскому, свидетельствуют о «незрелости» системы общественных отношений. В своей теории общественного прогресса он придерживался принципа исторического детерминизма, полагая, что субъективные и случайные факторы не играют в истории решающей роли.

В конце XIX в. в русской социологии зарождается плюралистический подход к обществу, наиболее полное выражение нашедший в работах М.М. Ковалевского. Это было связано с тем, что географический детерминизм, биологическое и психологическое направления не смогли объяснить существующие проблемы и не получили широкого распространения. Стало очевидным, что для решения сложных социологических проблем недостаточно учитывать какой-то один фактор или момент, появилась необходимость рассматривать сразу всю совокупность и взаимодействие социальных факторов и элементов.

Максим Максимович КОВАЛЕВСКИЙ (1851-1916) - один из ведущих русских немарксистских социологов, историк, правовед и этнограф. Г.В. Плеханов высоко оценивал вклад Ковалевского в общественную науку и считал, что он относится к кругу “очень немногих русских авторов, сочинения которых могут быть признаны серьезными социологическими исследованиями” /160, с.27/.

Социологическими являются следующие работы Ковалевского: “Очерк происхождения и развития семьи и собственности” (1895), “Современные социологи” (1905), “Очерк развития социологических учений” (1906), “От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму” (1906, т. 1-3), “Социология” (1910, т.1-2), “Современные французские социологи” (1913), “Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства и религии” (1914) и др.

На взгляды Ковалевского оказали влияние многие идейные течения как Запада, так и России (О. Конт, Г. Спенсер, Е.В. Де Роберти, К. Маркс). Он был лично знаком со многими известными социологами, принимал активное участие в работе ряда социологических организаций и журналов.

Основное внимание Ковалевский уделял рассмотрению связи социологии с историческими науками, сравнительно-историческому методу, многофакторности социального развития, а также социальным закономерностям и прогрессу.

Он считал, что социология “является синтезом результатов, полученных конкретными общественными науками” /62, с.66/. Социология, в отличие от истории, этнографии, права и других наук, которые изучают общество лишь с какой-либо одной стороны, например, с точки зрения развития хозяйства, права, государства и т.п., дающих только эмпирические обобщения, способна отвлечься от случайных событий. Благодаря ей можно определить общую тенденцию. По мнению Ковалевского, цель социологии состоит в том, чтобы “раскрыть причину покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой” /66, т.1, с. 9/.

Он считал также - что социология,- это наука, имеющая своей целью установление законов и тенденций общественного развития. По мнению Ковалевского: “Социолог устанавливает одни верховые столбы, указывает общую тенденцию, приводя каждый раз свои выводы в соответствие с другими, столь же общими” /64, с.260/. Поэтому особое внимание он уделял исследованию сходных и типичных черт в истории различных народов и стран.

Как и большинство позитивистов, он полагал, что социология в классификации наук идет за биологией и психологией. В социологической теории Ковалевского находит место сложное переплетение биологических, психических и экономических факторов. С помощью своего принципа плюрализма Ковалевский пытался преодолеть односторонность существующих уже направлений в социологии. Для того, чтобы получить истинный взгляд на общество, необходимо было синтезировать все положительное различных социологических школ.

Ученик и секретарь Ковалевского П. Сорокин отмечал, что центральной социологической проблемой была проблема факторов социальной жизни. Именно она привлекла к себе основное внимание социологов, и в конце XIX - начале XX в. вокруг нее велись наиболее оживленные споры. Проблема факторов общественного развития была основным стержнем, вокруг которого группировались уже все остальные вопросы. Насколько важным было решение данной проблемы, говорит уже тот факт, что выделение ведущего фактора, повлияло на название ряда социологических школ и направлений.

Ковалевский верно отметил, что: “Главный и коренной вопрос, вокруг которого вращаются все разногласия, лежит в том, каковы важнейшие и в частности важнейший фактор общественных изменений” /65, с.7-8/. Однако, поставив этот вопрос, он вместо того, чтобы решать, снимает его как метафизический. “По природе своей этот вопрос,- пишет Ковалевский, - принадлежит к категории метафизических. В действительности мы имеем дело не с факторами, а с фактами, из которых каждый так или иначе связан с массой остальных, ими обусловливается и их обусловливает” /65, с.8/.

Понимая, что исторический процесс есть результат сложных общественных взаимодействий, он подчеркивал: “Я думаю, что выражу не только кратко, но и весьма определенно мою заветную точку зрения, сказавши, что социология в значительной степени выиграет от того, если забота об отыскании фактора, да вдобавок еще первичного и главнейшего, постепенно исключена будет из сферы ее ближайших задач, если в полном соответствии с сложностью общественных явлений она ограничится указанием на одновременное и параллельное воздействие и противодействие многих причин”/65, с. 14/.

Ковалевский подчеркивал, что в различные эпохи на какое-то время выдвигались на первое место и доминировали отдельные факторы, данные факторы являлись объективными причинами развития общества. Он всегда выступал против субъективизма в социологии. Несмотря на высказывание о множественности факторов” каждая отдельная сфера общества имела свою единственную главную причину изменения. Так, по мнению Ковалевского, “главным двигателем экономической эволюции является рост населения” /62, с.99/. Экономическое развитие общества зависит от биосоциального фактора. Например, он считал, что увеличение количества населения было в первобытном обществе главной причиной перехода от рыболовства и охоты к земледелию и скотоводству, впоследствии по этой же причине общество перешло от непроизводительного труда рабов к более производительному труду крепостных.

При изучении семьи он применил метод историзма. Попытался проследить эволюцию семьи, начиная с группового брака, с матриархата. Переход от матриархата к патриархату Ковалевский также связывал с ростом плотности населения. Нехватка пищи, голод заставляли людей искать новые плодородные места. Это вело к тому, что родственники, расселяясь, стали утрачивать сознание своего общего происхождения, а для жены муж становился единственной опорой. Поэтому он обретал власть над женой и детьми. При объяснении перехода от матриархата к патриархату, Ковалевский выдвигал два фактора: биосоциальный - увеличение населения - и психологический - осознание женщиной (женой) своей беззащитности.

В центре социологической теории Ковалевского находится учение о солидарности. С его помощью он объяснял все историческое движение человечества как постоянный рост солидарности. В соответствии с этим строится и концепция прогресса. Под социальным прогрессом он подразумевал расширение сферы солидарности между социальными группами, классами и народом. Поэтому основной задачей социологии, по мнению Ковалевского, является выявление сущности солидарности, а также описание и объяснение ее многообразных форм и видов.

Ковалевский считал, что социальный прогресс связан с существующей исторической закономерностью. В истории господствует закономерность, строгая последовательность, проходящая через всю жизнь общества. Свое выражение социальный прогресс находит в строгой последовательности, закономерности развития всей жизни общества. Он не может быть результатом случайного субъективного влияния. Ковалевский писал: “Общественные феномены управляются известными законами. Они не являются продуктами свободного выбора” /66, т.1, с. 4/. Все народы “проходят одинаковые стадии развития” /62, с.33/. Прогресс, по его мнению, выступал в виде последовательной с мены определенных общественных и политических состояний. Он отрицательно относился к революции как источнику общественного прогресса, считал ее патологией.

Только система продуманных реформ являлась необходимым благом для общества.

Социологическая теория Ковалевского тесно связана с его историческими исследованиями. Он один из первых России использовал и развивал во всех своих трудах сравнительно-исторический метод, который, по его мнению, является основным в социологии. С помощью этого метода социология должна решить проблему происхождения и развития общественной жизни социальных институтов.

В своих работах по истории семьи, собственности и гоcyдарства Ковалевский социологически обосновывает сравнительно-исторический метод. Так, он выдвигает идею необходимости всемирно-исторических сравнений, для которых следует привлекать не только западный, но и восточный материал. Он указывал, что “всякое социологическое обобщение останется неполным, пока Восток не выдаст тайны происхождения социальных явлений. Для того чтобы выводы социологии стали вполне убедительными, ее наблюдения и опыт не должны замыкаться в какие-нибудь определенные границы. Основатель социологии Огюст Конт,- продолжает Ковалевский, - сделал, по-моему, большую ошибку тем, что не разделял этого убеждения. Он воздвиг величественное здание на фактах, которые вовсе не являются общераспространенными, как он это предполагал, так как чести быть объектом его позитивистских исследований удостоился лишь римско-католический мир. И всякая новая попытка установить какое-нибудь социологическое положение может иметь значение только при условии, что она введет в поле нашего изучения жизнь Востока, в особенности же славянского мира” /63, с. 18/.

Также Ковалевский выдвинул идею эволюции, т.е. органической смены стадий общественного развития. Он считал, что, используя сравнительно-исторический метод через “параллельное изучение факторов и явлений общественной эволюции народов, можно выявить общую форму поступательного движения общественной жизни”. С помощью этого метода он пытался выявить общее и особенное в социальных явлениях.

Необходимо признать важность представления Ковалевского об объективном и поступательном характере развития общества, что как раз и влияет на определенную последовательность перехода от одной стадии развития к другой. Например, он отмечал невозможность заимствования разных социальных и правовых учреждений одной страны у другой, если страна объективно для этого еще не готова и эти страны находятся на различных ступенях развития.

Ковалевский поставил перед собой задачу выявить в истории различных народов однотипные институты, всесторонне их изучить, используя письменные и этнографические данные, а также сравнительно-исторически их осмыслить. Главным образом его интересовал генезис, истоки основных социальных институтов. Предметом его изучения и социологического осмысления были следующие важнейшие институты - род, семья, община, институт частной собственности и государство.

Необходимо отметить, что Ковалевский не был непосредственным создателем сравнительно-исторического метода. Уже Монтескье в своих работах применял сравнения. Первоначально этот метод был методом правовой науки. С помощью его устанавливались общие юридические нормы, а также выяснялось происхождение, развитие и функционирование этих норм в законодательствах разных стран. В XIX веке сравнительно-исторический метод становится общепризнанным и получает разнообразное применение во многих науках. Сравнительно-исторический метод - это разновидность исторического метода. С его помощью “путем сравнения выявляется общее и особенное в исторических явлениях, достигается познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений” /131, с.328/.

Следует подчеркнуть, что социологическая теория Ковалевского - это очень сложное и многообразное явление, которое органически слито с его историческими исследованиями.

Введение

В год 90-летия

Санкт-Петербургского Политехнического Института

нельзя не вспомнить о выдающемся лекторе - Максиме Максимовиче Ковалевском. К этому человеку по праву применимы эпитеты: блестящий, выдающийся. Широк круг его интересов: история, право, социология, политология. Сейчас, когда в нашей стране возрождается цивилизованная политическая и общественная жизнь, особую ценность приобретают уроки деятельности Максима Максимовича, его работа в 1-й Государственной Думе и Государственном Совете.

Биография М.М. Ковалевского

Максим Максимович Ковалевский родился 27 августа 1851 года (по старому стилю) в состоятельной дворянской семье.

Род Доленго-Ковалевских, к которому принадлежал Максим Максимович, перешел из Польши в Россию в 1650 году и осел в Харьковской губернии. Отец Ковалевского, тоже Максим Максимович, был полковником Кирасирского полка и участвовал в Отечественной войне 1812 года и в войнах 1814 - 1815 годов.

После выхода в отставку Максим Максимович старший поселился у себя в имении в Харьковском уезде и стал заниматься хозяйством. Он 25 лет предводительствовал у себя в уезде, возложив воспитание сына на свою жену, Екатерину Игнатьевну, которая была на 25 лет моложе его. Это была умная и необыкновенно сердечная женщина, получившая хорошее эстетическое воспитание. Она всецело посвятила себя заботам о сыне и была его первым учителем чтения и письма. Со своей стороны Максим Максимович отвечал матери нежной привязанностью и сердечной преданностью, он сохранил к ней любовь неизменной в течение всей своей жизни. Педагогический талант Екатерины Игнатьевны рано развил в нем вкус к истории и этнографии. Немецкому и французскому языкам его обучали гувернантки. Был также приглашен гувернер, швейцарец, с которым он прошел на французском языке курс древней и средней истории, мифологии и истории французской литературы.

Вскоре после смерти отца, Екатерина Игнатьевна собралась отдать Максима Максимовича в гимназию, но он оказался совершенно неподготовленным, так как не знал латинского языка, славянской грамматики и некоторых отделов Закона Божьего. Имевшихся знаний едва хватало для поступления в 3-й класс. Возможность оказаться среди малышей задела самолюбие четырнадцатилетнего мальчика, и, после упорного труда в течение зимы, он в 1865 году блестяще выдержал экзамен в 5-й класс 3-й Харьковской гимназии. Ковалевскому была присуща способность глубоко и основательно изучать всякий предмет, он явно находил удовольствие в самом процессе изучения, в преодолении встречающихся при этом трудностей. Гимназический курс Максим Максимович закончил блестяще и получил золотую медаль.

По окончании гимназии в августе 1868 года Ковалевский поступил в Харьковский Университет. При этом ему даже пришлось "схитрить", так как он не достиг еще 17 лет. Интересовавшийся преимущественно историко-филологическими науками, он выбрал, однако, юридический факультет, так как читал там ученый и замечательный лектор Дмитрий Иванович Каченовский, оказавший на него (Ковалевского) значительное влияние. Максим Максимович в своей статье "Мое научное и литературное скитальничество" упоминает также и о профессоре гражданского права Цитовиче, оказавшем на него большое влияние в области положительной философии.

Лекции профессора Д.И. Каченовского по международному праву и истории государственных учреждений определили научные интересы Ковалевского и направили его мысль на путь преподавательской деятельности. Под руководством Д.И. Каченовского он начал изучение истории английских местных учреждений и продолжал его в Париже, Берлине и Лондоне.

Oбе его диссертации - и магистерская, и докторская - были разработаны на базе материалов из истории английского общественного строя в средние века и истории местных учреждений в английских графствах.

В 1871 году Максим Максимович окончил университет со степенью кандидата прав и был оставлен по инициативе Д.И. Каченовского при университете на кафедре государственного права европейских держав после представления работы "О конституционных опытах Австрии и чешской национальной оппозиции" (много лет спустя эта работа с измененным названием была напечатана в "Вестнике Европы").

Д.И. Каченоеский вскоре умер, поэтому Максим Максимович предпочел готовиться к магистерскому экзамену за границей. Зимний семестр 1872 - 1873 годов он провел в Берлинском Университете, слушая лекции знатока английских учреждений Р. Гнейста. Затем в Париже он слушал на юридическом факультете лекции Шарля Жиро и учился технике работы по исследованию старинных памятников. В Лондоне в библиотеке Британского музея Максим Максимович работал над неизданными протоколами вотчинных судов XII и XIV столетий.

В Лондоне он познакомился с К. Марксом, Ф. Энгельсом, Дж. Люисом, Г. Спенсером, философом В. Соловьевым. Эти знакомства давали ему возможность видеться на неофициальной почве со многими учеными, политическими деятелями и, журналистами, указания и советы которых были для него весьма ценны.

По окончании заграничной поездки Максим Максимович возвратился в Россию, выдержал при Московском Университете магистерский экзамен и затем защитил диссертацию.

С 1877 года по 1887 год Максим Максимович читал лекции в Московском Университете по конституционному праву, истории древнего уголовного права, истории сословий на Западе и в России, сравнительной истории семьи и собственности.

В Москве Ковалевский сошелся с В.Ф. Миллером. Вместе с ним Максим Максимович основал журнал "Критическое обозрение", имевший задачей путем объективной научной критики освещать новейшие явления русской и заграничной эрудиции. Одним из сотрудников этого издания был знаменитый историк В.0.Ключевский, который уже тогда выдвинулся и пользовался большой популярностью в среде молодых университетских профессоров. Журнал этот, по словам его редактора, "имел все успехи, кроме денежного". Когда дефицит достиг 7000 рублей, журнал пришлось закрыть. Очевидно объективность тогда не пользовалась популярностью.

Из крупных писателей Максиму Максимовичу довелось принимать у себя И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого. Отношения со Львом Николаевичем сосредоточились главным образом на московском периоде жизни Ковалевского. С Тургеневым же его связывали близкие, почти дружеские отношения и за границей. Знаком был Максим Максимович и с П.Д. Боборыкиным, Н.И. Михайловским, С.А. Юрьевым и др. однако, ближайшими его друзьями были профессора и ученые А.И. Чупров, И.И. Янжул, И.И. Иванюков и Ю.С. Гамбаров.

В министерстве Народного Просвещения к Ковалевскому относились подозрительно; предмет, касавшийся западноевропейских конституций, по тем временам казался очень страшным. Свободное слово и критическое отношение к тогдашней правительственной политике делали максима Максимовича в глазах Делянова - министра просвещения - "опасным человеком". Министерство решило очистить Университет от "вредных людей", и Ковалевскому в числе первых было предложено оставить Университет. Он не согласился подать прошение, тогда в Министерство были представлены искусственно и тенденциозно подобранные выборки из его лекций, записанные в таком виде присланными для этого агентами, после чего он и был уволен по 3-му пункту.

Устранение Максима Максимовича, сделанное в такой грубой и бесцеремонной форме, поразило всю Москву и вызвало волнения среди студентов. Ковалевский был очень возмущен таким актом насилия и заявил, что он уезжает за границу и не вернется жить в Россию, покуда в ней не будет введен конституционный строй, осуществлению которого он решил содействовать всеми силами.

Семнадцать долгих лет провел Максим Максимович вне родины. Он не был в настоящем смысле изгнанником или эмигрантом. Он свободно мог въезжать и выезжать из России, но фактически, не имел возможности читать свой любимый предмет в каком-либо из учебных заведений России. Максим Максимович обладал способностями, которые помогли ему быстро приспособиться к условиям западной жизни. Он прекрасно знал, свободно говорил и писал на четырех европейских языках: английском, немецком, французском и итальянском. У него есть сочинения как на этих языках, так и на испанском и шведском. Ковалевский был также в совершенстве знаком с латинским языком как классического периода, так и со средневековой латынью. Прекрасно знал он старо-нормандский язык, который был необходим ему в изучении древнеанглийских памятников. Знание языков дало ему возможность читать лекции во Франции, Англии, США, Италии и Швеции. Через шесть месяцев после увольнения Максима Максимовича пригласили по инициативе С.В. Ковалевской прочесть в Стокгольме ряд лекций, посвященных происхождению семьи и собственности. Пребывание в Стокгольме закрепило и углубило его отношения с Софьей Васильевной, в начале только дружеские, а позднее чуть не приведшие к браку.

Из Стокгольма Максим Максимович был приглашен Оксфордским Университетом и прочел там курс лекций по истории русского права. Наконец в 1889 году он окончательно поселился во Франции, приобрел себе виллу на берегу Средиземного моря в Белье, и там работал над своими главнейшими произведениями "Происхождение современной демократии", "Экономическая история Европы", "От прямого народоправства к народному представительству".

Максим Максимович вступил в число членов Международного Института Социологии, стал его вице-председателем в 1895 году и председателем в 1907 году. Он являлся одним из активных членов Общества Социологии в Париже, постоянным сотрудником журнала "Revue internationale de sociologie" и оказал материальную поддержку этому изданию. Результатом его интереса к вопросам социологии, в тесном смысле этого слова, явились сочинения: "Современные социологи" и двухтомник "Социология".

Недалеко от Ниццы, куда Максим Максимович ездил часто как по делам, так и для свиданий с приезжими друзьями и соотечественниками, он в 1898 году встретился с А.П. Чеховым.

Научные работы и чтение лекций на иностранных языках и в иностранных университетах не могли, однако, удовлетворить Ковалевского: его тянуло читать лекции на русском и для русских. Вот почему он с радостью взялся за организацию Русской высшей школы Общественных Наук в Париже. Целями школы были: "Сглаживание острых противоречий между взглядами, сближение политических групп, способных действовать на общей основе и вместо этого чуждых друг другу более из-за непонимания, чем из-за разницы убеждений, которые не удается примирить". Открытие школы состоялось. 1 ноября 1901 года. "Генеральным секретарем" ее стал русский общественный деятель ю.С.гам6аров. Лекторами были М.М. Ковалевский, Е.В. де Роберти, И.И. Мечников, с которым Ковалевский был в дальнем родстве, С.А. Муромцев, Н.Н. Канареев и многие другие. В 1903 году прочел лекцию по аграрному вопросу и В.И. Ленин. Там же Максим Максимович познакомился с И.3. Лорис-Меликовым - врачом, племянником знаменитого министра.

С 1904 года в России обнаруживается сильный общественный подъем, предвестник крупных реформ и усиливается вера в светлое будущее России. максим Максимович возвращается на родину и сразу же активно включается в политическую жизнь, участвует в различных кружках, в работе земских съездов, организует партию демократических реформ конституционно- монархического толка, читает лекции, в которых выясняет роль и значение народного представительства. Его конституционные взгляды не удовлетворяли некоторые более левые круги, но он имел мужество отстаивать свои убеждения, несмотря на резкие нападки с различных сторон.

Днем торжества для него стало 17 октября 1905 года, когда он был избран в Первую Государственную Думу. Для Максима Максимовича наступил новый период жизни. Ему довелось целые 10 лет быть в самом центре государственных законодательных и политических дел, сперва в качестве члена Государственной Думы, затем - Государственного Совета. Но прежние симпатии к профессуре влекли его к преподаванию в высших учебных заведениях. Он читает лекции в Петроградском Университете, на Высших Женских Курсах, в Политехническом институте и в Психо-Неврологическом институте.

Научные вопросы также занимали Максима Максимовича: он продолжает работать и создает ряд научных трудов.

Французский Институт выбирает его своим членом-корреспондентом, а Русская Академия Наук - ординарным академиком.

Общественная жизнь дает ему большую и разнообразную работу. Издание газеты "Страна", журнала "Вестник Европы" и председательствование в различных обществах и кружках поглощают у него массу времени и внимания. Так, например, он был председателем Русского Отделения Международного Общества Мира, а в Лондоне представлял Государственную Думу на Межпарламентской Конференции Мира.

Ковалевский являлся принципиальным противником войны и сторонником разрешения различных международных конфликтов мирными способами. По приглашению английского правительства он был членом Верховного Трибунала для разрешения споров между США и Канадой

Говоря о Максиме Максимовиче нельзя не упомянуть о его масонской деятельности. В 1885 году, во время пребывания за границей, Ковалевский был принят в ложу "Верные друзья" шотландского обряда. 11 января 1906 года в Париже Максим Максимович обратился к Председателю Совета закона "Великого востока Франции" с просьбой разрешить создание на востоке Москвы и Санкт-Петербурга регулярных лож. 15 ноября в Москве собрались члены - учредители масонской ложи, желавшей быть подчиненной "Великому Востоку Франции". Ложа должна была работать по французскому ритуалу. Документы были подписаны Ковалевским, Баженовым, Котляревским, Маклаковым, Немировичем-Данченко (братом известного режиссера Художественного Театра), Гамбаровым, Лорис-Меликовым, Аничковым. Таким образом Ковалевский стал одним из основателей русского масонства. Но в 1911 году Максим Максимович был подвергнут радиации, то есть исключен из масонства, так как не мог разделить влияние с Орловым-Давыдовым - председателем ложи "Полярная звезда" (каждое заседание заканчивалось крикливой перебранкой).

Свободного времени у Максима Максимовича не оставалось вовсе. Только благодаря своей обширной памяти, после дня занятого заседаниями, он мог прочесть 1,5 - 2-х часовую лекцию, в которой приходилось приводить многочисленные данные и имена, и готовиться к которой он не имел возможности. Одолеть такую работу он мог только потому, что труд был его потребностью. Но в последние годы жизни Ковалевский начал ощущать переутомление. Для поддержания своего здоровья он ежегодно выезжал на воды в Карлсбад. Но и 1914 году пребывание там для него оказалось роковым - с началом войны он был задержан в Карлсбаде в качестве заложника.

Каких только мер не принималось для его освобождения 1 Помимо обычных дипломатических сношений, за него хлопотали законодательные учреждения, и чуть не пришлось привлечь к этому делу испанского короля, президента США Вильсона и даже побеспокоить Папу Римского. Но австрийцы упорно его не выпускали. Только через 7 месяцев удалось его освободить, в феврале 1915 года он получил свободу и через Румынию вернулся в Россию. Но длительный и тяжелый плен подорвал его силы.

Напряженная, кипучая деятельность Максима Максимовича вместе с тяжелыми переживаниями, испытанными им в плену, надломили его богатырский организм и приблизили роковую развязку. 23 марта 1916 года Максим Максимович Ковалевский умер, а 26 марта похоронен в Александро-Невской Лавре.

В истории российской науки есть имена, интерес к которым не угаснет никогда и на каждом последующем этапе осуществляется новое прочтение и познание значимости их деяний, идей, трудов. В истории русской социальной мысли к ним, несомненно, относится Максим Максимович Ковалевский - выдающийся ученый-энциклопедист, общественный деятель, педагог.

М.М. Ковалевский (1851-1916) — крупнейший русский социолог конца XIX — начала XX в. Он оказал огромное влияние на формирование социологии, ее институционализацию и признание в русском научном сообществе. Значительным авторитетом М. Ковалевский пользовался как крупный ученый и в Западной Европе.

О Ковалевском писали исследователи Н. Кареев, П. Сорокин, П. Милюков и др. Г.В. Плеханов относил Ковалевского к числу людей, чьи труды представляют существенный вклад в общественную науку. Он писал, что Ковалевский принадлежит к немногим русским авторам, сочинения представляют собой серьезные социологические исследования.

В творчестве М. Ковалевского органически переплелись право, социология, история, экономическая теория, этнография и широкая публицистическая деятельность. Все, чем занимался Ковалевский, способствовало созданию целых научных школ и направлений. Так, с его именем связаны становление русской исторической школы права (русской социологической школы права), русской школы медиевистики европейских стран, плюралистическая школа в социологии, метод генетической социологии и др.

Глава 1. Биография Ковалевского М.М.

Максим Максимович Ковалевский (1851 - 1916) принадлежал к группе ученых, идейно связанных с либеральной буржуазией и некоторыми влиятельными слоями академической русской интеллигенции. Это была научная школа, весьма далекая от радикализма, однако же и не консервативная, во всяком случае, в период, предшествовавший первой русской революции.

Ковалевский происходил из зажиточной дворянской семьи. По окончании гимназического курса в 1868 г. поступил на юридический факультет Харьковского университета, где у него сложился особенный интерес к исторической науке.

Готовясь к профессуре, Ковалевский уехал за границу, где провел около пяти лет с 1872 по 1877 г. Он сблизился со многими учеными, в том числе со Спенсером, Меном; из русских с Вырубовым, В. Соловьевым, Лавровым.

Возвратившись в Россию, Ковалевский защитил магистерскую, а затем докторскую диссертации, и, как профессор Московского университета, вел курсы по конституционному праву зарубежных государств.

Из крупных научных исследований этого времени, сделанных Ковалевским, надо назвать следующие: «Общинное землевладение. Причины, ход и последствия его разложения», «Общественный строй Англии в конце средних веков», «Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении».

Ковалевский сформировался как юрист, ориентированный на историю в ее обобщенном виде, то есть социологическом содержании.

На научную и особенно на преподавательскую деятельность Ковалевского в правительственных кругах смотрели подозрительно. Независимый характер, либеральные убеждения, наконец, популярность талантливого профессора в студенческой среде - все это сильно не нравилось властям. Министерство просвещения предложило Ковалевскому оставить университет ввиду его «отрицательного отношения к русскому государственному строю». В 1886 г. Ковалевский уехал за границу, где провел почти восемнадцать лет.

О том, что Ковалевского постоянно тянуло к России и к русским в период долгого пребывания за границей, свидетельствует факт организации им «Русской высшей школы общественных наук» в Париже в 1900 году, в которой слушателями была большей частью находившаяся в эмиграции радикально настроенная молодежь.

Поселившись на юге Франции, Ковалевский работал над главными своими трудами: «Происхождение современной демократии» (в 5 томах), «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» (в 3 томах), «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентизму» (в 3 томах). Кроме этих фундаментальных трудов, он публиковал огромное количество больших и мелких работ в заграничных и русских изданиях.

Результатом исследования социологических проблем явились две книги, а именно: «Современные социологии» и два тома «Социология».

Ковалевский вернулся в Россию в 1905 году. Сторонившийся в прежние годы политики, теперь он захвачен общественным подъемом - участвует в различных организациях, пытается создать собственную политическую партию «демократических реформ» с умеренно-либеральной программой, становиться депутатом Государственной Думы и членом Государственного Совета.

Ни общение с Марксом и Лавровым, ни русская революция, по-новому поставившая многие проблемы жизни страны, не изменили давно сложившиеся у него конституционно-монархических убеждений. Если прежде, в 80-90 -х годах, обоснование и защита конституционализма еще имели для России какое-то значение в борьбе в самодержавием, то теперь умеренный либерализм потерял в глазах передовых людей всякую привлекательность. Из относительно прогрессивной в свое время политическая доктрина Ковалевского превратилась в консервативную.

Иное дело - научные знания. Здесь он был в своей привычной стихии, и влияние его как ученого по-прежнему в академических кругах было высоким. Он читает лекции в Петербургском университете, на Высших женских курсах, в Психоневрологическом институте, поддерживает связи с многочисленными зарубежными научными учреждениями и учеными, издает журнал «Вестник Европы», заканчивает давно начатые исследования и берется за новые. Российская Академия наук избирает Ковалевского своим членом.

В 1916 году Ковалевский внезапно заболел и умер.

Глава 2. Методологический аспект социологии Ковалевского М.М.

В основном Ковалевский следовал за Контом и определял социологию как науку о законах и прогрессе в человеческих обществах.

Он считал, однако, лучшим определение профессора Элвуда, который определял социологию как науку об организации и эволюции общества. В этом определении уже содержатся два важнейших аспекта социологии, которые Конт характеризовал как социальную статику и социальную динамику. Они оберегают социологию от низведения ее к простой философии истории. Это замечание справедливо также относительно этики и психологии. Когда, например, Де Роберти пытался ограничить социологию социальной этикой, он не затрагивал целую область социологии. Кроме моральных соображений, которые важны для прогресса общества, существуют другие аспекты общественного прогресса, такие, как биологический и экономический, которые стоят отдельно от этического. Следовательно, социология - это наука об обществе, которая служит для исследования всех сторон и взаимоотношений в обществе. Это замечание справедливо и относительно психологии. Ковалевский был не согласен с Тардом в том, что область действия социологии полностью перекрывается психологией. Конечно, многое в обществе можно объяснить с помощью того, что Тард называл интерпсихологией, или теорией взаимодействия одного ума с другим. Но неадекватность коллективной или общественной психологии в интерпретации общественного процесса в целом ведет к тому, что психология выступает как часть социологии. Применимо это замечание и к биологии, поскольку предполагается, что общественная жизнь животных должна быть использована социологией для интерпретации возникновения общественных институтов в человеческом обществе. Конкретные общественные науки, такие, как этнография, статистика, политическая экономия, политическая наука и другие, снабжают социологию материалом для генетического учения, но, в свою очередь, сами должны базироваться на социологических законах, представляющих собой синтез процесса и прогресса человеческого общества.

Это замечание особенно справедливо относительно происхождения права, политических институтов и политической экономии. Социология вооружает юристов настоящими руководящими принципами для объяснения различныхстадий эволюции права и освобождает юриспруденцию от обычных метафизических предпосылок.

Подведем итог: «Конкретные общественные науки, - говорит Ковалевский, - несмотря на то, что они дают социологии материал для выводов, должны в то же время основывать свои эмпирические обобщения на тех же основных законах сосуществования и развития, что формулирует и обосновывает социология как наука о порядке и прогрессе человеческого общества».

Ковалевский после тщательного изучения различных систем социологии пришел к заключению, что нет единого, все объясняющего социального фактора. Он был нетерпим к социологам, которые проявляли монистический уклон и которые постоянно искали все объясняющий фактор социальных процессов.

Ковалевский говорил: мы имеем дело не с причинами, но с факторами, каждый из которых на том или ином пути взаимодействует с массой других фактов, обусловливается ими и сам обусловливает их. Говорить о причинах, т.е. о фактах, определяющих собой всё остальное, для нас тоже самое, что говорить о каплях вод реки, которые своим движением определяют её течение.

Касаясь идеи всеопределяющей причины, Ковалевский рекомендовал историко-сравнительный метод как лучше всего приспособленный для социологических исследований. Таким образом, он подошел к школе генетической социологии, которой посвятил большую часть своей книги «Социология».

Данный подход в социологии получил название плюралистического, выразителем которого стал Ковалевский.

В основе его теории лежит плюрализм - принцип, утверждающий наличие многих факторов, оказывающих различное влияние на состояние и развитие общества.

Основными работами Ковалевского являются «Современная социология», «Очерк развития социологических учений», «Социология». Его как социолога интересовали связь социологии с историческими науками, сравнительно-исторический метод исследования, многофакторный подход к изучению общества, социальные закономерности и общественный прогресс.

Ковалевский воспринял идею гармонии труда и капитала и способности государства решать все конфликты мирным путем. Понятие социального прогресса было связано для него с расширением солидарности.

Ковалевский считал, что социология отвлекается от случайных событий и указывает общую тенденцию развития общества. Цель социологии - раскрыть причину покоя и движения человеческого общества, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственности и причинной связи. В классификации наук он поместил социологию вслед за биологией и психологией.

Одним из важнейших методов социологии Ковалевский считал сравнительно-исторический метод, который, по его мнению, был наиболее научным. В соответствии с этим методом у различных народов можно выделить группы, сходные по своим политическим, историческим, юридическим процессам и дающие возможность установить факт прохождения различными народами и государствами одинаковых стадий развития. Сравнительно-исторический метод основывается на признании единства и целостности человеческого общества, на существовании исторических закономерностей, которые он призван обнаружить. Но один этот метод сам по себе еще не гарантирует успеха исследования. Необходимо брать общество во взаимосвязи всех его сторон и строить сравнение на предельно широком материале. Основную ценность этого метода Ковалевский видел не в открытии новых факторов, а в научном объяснении уже имеющихся, в возможности «постепенного восхождения до общих мировых причин развития» социальных явлений.

Глава 3. Понятие генетической социологии и ее метод

Общественные явления Ковалевский пытался объяснить путем анализа их происхождения. Этот его метод носит название «генетическая социология». В настоящее время этим термином обозначается эволюционное направление в социологии, занимающееся изучением зарождения, становления и развития наиболее устойчивых социальных образований на основе сравнительно-исторического исследования обществ, находящихся на разных ступенях развития.

Концепция генетической социологии связана с идеей прогресса, с идеей социологического историзма, которая имеет в своей основе позитивистские традиции. Ковалевский всегда был верен позитивистской методологии и он никогда ей не изменял. Концепция генетической социологии непосредственно вытекает из определения им предмета социологии, которую он считал наукой, имеющей своей целью установление законов и тенденций общественного развития. «Генетической социологией, - писал он, - называют ту часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается вопросом о происхождении общественной жизни и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия, государство, нравственность и право...». Генетическая социология, по мнению Ковалевского, должна заниматься изучением законов эволюции на основе прочного фундамента конкретных фактов, в частности добытых этнографией. Она включает в себя сравнительно-исторический метод и ставит своей задачей исследование происхождения и развития различных институтов, их символического окружения у различных народов. Актуализация сравнительно-исторического метода обеспечивает раскрытие их типологического единства, общности, т, е. закономерности. Общественное развитие, развитие институтов, ведет к постепенному углублению сферы солидарности во взаимодействии между народами, социальными группами и т. д. Здесь Ковалевский расходился с марксистской социально-исторической концепцией, утверждавшей о неизбежности обострения социальных противоречий и о необходимости их насильственной ликвидации. Кстати, это было одной из основных причин отхода Ковалевского от Маркса, с которым он был лично знаком и поддерживал переписку. В целом он высоко ценил научное значение теории марксизма в области теоретической политэкономии и истории хозяйства, и в исследовании этих сфер, считал он, роль этой теории незаменима.

Генетическая социология Ковалевского, основанием которой служила этнография, была направлена на изучение эволюции социальных институтов в этническом «облике», в частности в России.

Ковалевский находил эту часть социологии особо интересной для русских ученых в силу чрезвычайно богатого этнографического материала, которым они владели и который, несмотря на тщательную работу целых поколений ученых, так и не был надлежащим образом обработан.

Он разделял этот материал на этнографический - с особым вниманием к пережиткам в брачной жизни экзогамии, анимизма и т.д. - и историколегендарный, включающий в себя большое количество фольклора.

Используя историко-сравнительный метод, он думал не только о всесторонней оценке предмета исследования, но выводил свои заключения из посылок, которые подвергал проверке сравнением. Этим он надеялся показать, как все аспекты общественной жизни психически связаны один с другим и как их взаимодействие сказывается на различных общественных институтах.

Таким образом, она включает в себя сочетание этнографических и социологических методов и представляет своеобразный вид социокультурной антропологии, направления, которому в последние годы уделяется большое внимание в нашей стране.

Ковалевский, рассматривая развитие форм социальности (культурности), исходил опять же из плюралистических позиций. Я бы сказал, что он опередил дискуссию между сегодняшними антропологами материалистами и символистами. Для него генетическая социология, как тип и антропологии, включала в себя поиск объективных закономерностей развития форм социальности, а также интерпретацию, поиск смысла тех или иных норм, «невидимого» духовного мира, связанного с переживаниями, верованиями, идеологиями, суевериями.

В концепции генетической социологии Ковалевского мы находим соединение в рассмотрении общественного развития земных (объективных) факторов с духовными, символическими. Он уверен, что общность, коллектив, человек существуют как в мире созданном им, в определенной природной среде, так и в мире духовном, культурном, символическом. Таким образом, у Ковалевского мы находим соединение объективного и символического подходов, тем самым он снимает иногда ненужные споры о справедливости, истинности одного из них.

Заключение

Ковалевский - один из немногих ученых в русской социологии, который вел свои исследования, не будучи сторонником какого-либо научного течения. Его работы поэтому были менее «русскими». В целом юридическая и историко-генетическая школы могут быть признаны одними из первых научных школ, избавивших учение о праве и политике от метафизических предпосылок и основывавших его на принципах эмпиризма.

Социологическая теория Ковалевского — явление многоплановое и социально-оптимистическое. Он продолжал в своих научных исследованиях линию классического позитивизма и либерализма. Это касалось подхода к оценкам социально-политических событий и перспектив общественного развития.

Ковалевский синтезировал историко-социологическую мысль своего времени на принципах эволюционистской теории. Анализируя социологические идеи различных школ и направлений, он старался показать, что-то или иное направление вносит нового в понимание природы общества и его отдельных проявлений, а также указать те границы, за пределами которых выводы оказываются несостоятельными. В своей научной деятельности он остался верен идее объективной закономерности исторического прогресса как необходимого условия научной социологии, а также объективного и беспристрастного подхода к исследованию различных проявлений общественной жизни. По своим философско-методологическим принципам он во многом остался в лоне позитивизма, и новые социологические веяния (неокантианство) не коснулись его. А вся его общественная и политическая деятельность была связана с поиском лучшего будущего для русского народа и стремлением вывести его на магистральную дорогу человеческой цивилизации.

Список литературы

1. Галактионов А.А. Русская социология XI - XX веков: Учебник. - СПб.: Издательство «Лань», 2002

3. Кареев Н.И. Основы русской социологии. Спб., 1996.

4. Ковалевский М.М. Социология.СПб., 1990 T.II

5. http://ecsocman.edu.ru

6. http://socio.msu.ru