Соборная клятва дому романовых. Какие клятвы давали на руси

1613 - 2013. Клятва отлучения от Св. Троицы не тяготеет над Русским народом. Исследование Леонида Болотина.

В 2013 году все верные Православию люди будут духовно праздновать юбилей царствования великих сынов из рода Романовых, кто оправдал Божие избранничество и, восприяв в таинстве миропомазания благодать Духа Святаго, нес тяжкое и непосильное простому смертному бремя Царской самодержавной власти ради торжества Божией правды в грешном роде человеческом, ради охранения и сбережения чистоты истинной Православной веры, ради возрастания могущества Богохранимой Державы Российской, ради благоденствия народа Русского и всех народов, населяющих великое Царство.

В связи с этим юбилеем следует провести четкую разграничительную линию между двумя связанными, но не равнозначными понятиями: Благословенным Родом Романовых и современными представителями Дома Романовых. Как известно, формальным главою Дома Романовых из поколения в поколения считаются потомки Вел. Князя Кирилла Владимировича Романова. Этот статус Кирилловичей не признан значительной частью ныне здравствующих Романовых. В настоящее время самым молодым отпрыском кирилловской линии (по матери) является представитель Прусского королевского дома Гогенцоллернов (по отцу) - Георгий. Как считают поклонники этой наследственной линии, Принц Прусский Георгий Гогенцоллерн и есть единственный законный (лигитимный) претендент на Русский Престол.

Нет сомнений, что год сугубого воспоминания Царского Романовского рода станет поводом для усиления амбиций кирилловской ветви и выдвижения притязаний представителей этой ветви на первый план. Претендентство Кирилловичей преподносится, как естественный процесс восстановления исторической справедливости и возвращения утраченной монаршей власти в России законному претенденту. Так считают и многие сторонники легитимистов-кирилловцев в России. Иллюстрацией известных настроений может служить заключительный абзац статьи протоиерея Геннадия Беловолова «Станет ли 2012-й год в один ряд с 1612-м?»:

«Вселяет особую надежду тот факт, что наступает год 400-летия Дома Романовых. Этот юбилей должен стать главной темой наступающего года. Я бы сравнил его только с 1000-летием крещения Руси. 1988 год стал годом второго крещения Руси, когда мы вспомнили, что мы - православный народ, что за нами - тысяча лет веры и жизни во Христе. И сейчас нам надо вспомнить, что Россия - это царская Держава, что за нами не только 70 лет советской власти, но и 1000 лет православной монархической государственности. Царь - всегда был тем кристаллом, вокруг которого выкристаллизовалась вся русская жизнь. Я надеюсь, что этот год станет не только исторической ретроспекцией, но и откроет нам перспективы нашей истории. Надеюсь, что мы сможем осознать, что Дом Романовых - это не только наше славное прошлое, но и наше великое будущее »

Последнее предложение - ключ к пониманию чаяний сторонников кирилловской ветви. Если «Дом Романовых - наше великое будущее», то кто же кроме Георгия сегодня может обеспечить реализацию этого великого будущего. Никто кроме него. Т. е. если наш будущий Царь - Романов и только Романов, значит - это именно Георгий Гогенцоллерн и только он. Других реальных претендентов, сочетающих законность притязаний с горячим желанием занять престол просто нет в роде Романовых. Значит только Георгий.

Насколько я понимаю, позиция противников «кирилловской ветви» состоит в признании той объективной реальности, что в настоящее время из ныне здравствующих членов Дома Романовых достойного претендента, удовлетворяющего всем требованиям «Закона о престолонаследовании» (или «Основного Закона Российской Империи») нет. Тем более этим требованиям не удовлетворяет принц Прусский Георгий Гогенцоллерн. Разрешение этой коллизии возможно только одним путем. А именно - проявлением Всеблагого Промысла Божьего, неизреченная благость и милосердие Которого укажет в свое время Божьего избранника. Будет ли он из рода Романовых или нет, ведомо Самому Богу и никому более. Русским людям следует лишь быть готовыми принять всеблагую волю Божью, утвердив свой свободный выбор постановлением Всероссийского Собора, как свидетеля волеизъявления всего Народа Русского.

Смысл в том, что в русской и мировой истории нет таких событий, которые жестко обязали бы Русский народ после всего того, что произошло на Руси, привязать свой выбор к роду Романовых. Этот выбор может быть жестко связан только одним - стремлением познать волю Божью. Всей крепостью, всем помыслом, всем существом христианской русской души молить Господа, чтобы дал свое Божественного откровение о судьбе России, и смиренно следовать указующему персту Божьему. И не боле того, и не дерзать навязывать Господу своих желаний после всего того, что случилось в 1916-1918 годах.

Но вожделенные амбиции Кирилловичей, помимо ссылок на Основной Закон Российской Империи (основание номер один) имеют еще два основания (два и три) обязать русских людей привязать свой выбор именно к Дому Романовых.

Вторым основанием (помимо Основного Закона) можно считать слова архиепископа Феофана Полтавского, который опираясь на известные ему пророчества старцев, сказал, что монархия в России будет восстановлена, и будущий Царь по материнской линии будет из рода Романовых. В частности схимонах Антоний (Чернов), келейник архиепископа Феофана, так передает его слова: «Он [грядущий Царь ] не будет Романовым, но по матери он будет из Романовых».

Слова владыки Феофана, не могут рассматриваться, как прямое указание богодухновенных старцев на принадлежность будущего Царя Роду Романовых. Эти слова всего лишь указывают на родство по материнской линии с Романовыми. При этом ничего не говорится о степени родства. Одним словом, будущий Царь по отцу не будет Романовым, но будет находиться в родстве (степень которого неизвестна) с родом Романовых по материнской линии. Подобная ситуация уже была реализована в русской истории при избрании на царство Михаила Романова, который через супругу Царя Иоанна Васильевича Грозного Анастасию оказался в родстве с Рюриковичами. Тем самым, Господь как бы зримым образом засвидетельствовал приемство первым представителем нового царствующего рода Романовых царского достоинства Рюриковичей. Итак, еще раз подчеркнем: Царь Михаил Феодорович Романов не был Рюриковичем, но был в дальнем родстве с Рюриковичами через Царицу Анастасию.

Каким образом будет реализовано пророчество старцев о Грядущем Царе и его родстве по материнской (женской) линии с родом Романовых никому не известно. Известно лишь, что Царь будет избран Самим Богом, будет Божьм избранником, на которого укажет Божий перст в чрезвычайных (именно в чрезвычайных!) обстоятельствах. И душа русская сразу почует Избранника Божьего, как своего родного Царя. Никакой альтернативы, никакого иного выбора не будет: Он и только Он, всеми узнанный и принятый - Царь Русский, Царь православный, Божий Избранник, Божий Помазанник.

Как бы все понятно, и возражений, в общем то, не видно. Но есть третье основание кирилловский притязаний - соборная клятва 1613 года. В соответствии с клятвой никого другого, кроме представителя рода Романовых царем русский народ принять не может. Отсюда следует, что при нынешней ситуации, когда ни один из оставшихся в живых представителей рода Романовых не дерзнет заявлять свои претензии на русский царский трон, хотя бы в силу того, что ни один из них не удовлетворяет однозначным требованиям Закона о Престолонаследовании, единственным претендентом, заявляющим о своих правах и жаждущим эти права реализовать, является принц Прусский Георгий Гогенцоллерн. Противникам кирилловичей остается только одно - доказать, что декларируемых прав на престол у принца Георгия нет. Но это вопрос, как оказалось, не столько относится к существу дела, сколько относится к области компетенции и красноречия знатоков юриспруденции, поскольку положения закона Российской Империи о Престолонаследовании при всей его определенности трактуются по-разному сторонниками кирилловской ветки (лигитимистами) и их противниками, и речь сейчас не об этом.

Речь о том, что, как выяснилось, существует дополнительное обстоятельство, которое в корне переворачивает отношение к вопросу о незыблемости наследственной преемственности русского престола представителями рода Романовых. А именно, в результате кропотливой аналитической работы историк Леонид Болотин пришел к выводу, что текста соборной клятвы в том виде, в каком он приобрел широкую известность, не существует. Тем самым, из-под ног кирилловичей выскользнуло последнее, третье основание их притязаний. Тот подлинный текст, который был утвержден Освященным Вселенским (Всероссийским, Земским) Собором 1613 года, дает основания для более широкого понимания тех идей, которые заключили в Соборное уложение наши предки, желая закрепить выстраданную русскими людьми форму управления Землей Русской на все времена. И этот смысл состоит в клятвенном изъявлении верности Богу и избранному Богом Правителю Земли русской - Божьему Помазаннику Самодержавному Царю на все времена. Там нет буквального указания на верность Романовым из рода в род до скончания века. В Соборном уложении (грамоте) речь идет буквально о верности Царю Михаилу, его благоверной супруге и их детям, которых Господь даст. Далее этого не простираются взоры русских выборных людей и собственно Освященного Собора (духовенства), поскольку не дерзают они вперед просматривать судьбы Божии, предварять Божью волю и предугадывать Божий промысел. Выборными русскими людьми и Духовным (освященным) собором утвержден указанный Богом принцип земной царской самодержавной власти, утвержден принцип отношения русского человека к этой власти, что в совокупности выражает принцип покорности русского человека Божьей воле через покорность Божьему Помазаннику Царю.

Сделанный вывод важен не столько для кирилловичей, которые все равно будут до последнего цепляться за легитимную сторону (уточним, псевдолегитимную, поскольку для некоторой категории людей, как говорится, закон что дышло, куда повернул, туда и вышло). Сделанный вывод важен для простых русских православных людей, над которыми тяготела клятва отлучения от Святой Троицы за измену роду Романовых - клятва, на которой можно было выстраивать разного рода политические спекуляции. Такой клятвы нет, и никогда не было, и связывать русских людей такой клятвой преступно! В этом суть исследования Леонида Болотина и его статьи

«Да приидет Царствие Твое... и на земле, как на небе» (Мф. 6:10)

Всякий россиянин, прежде чем идти на какие-нибудь, так называемые выборы, должен ознакомиться с тем, что же от него дружно скрывают все зазывалы. А скрывают они не только то, что Господь уже указал лучшую, небоподобную форму организации земной жизни, но и то, что наш народ давно и навсегда сделал свой выбор в пользу этого богоустановления, связав навеки с Небом и себя и потомков благочестивым соборным обетом. Без малого четыре века назад Церковно-Государственным Собо­ром был утвержден царствовать навеки богоизбранный род в лице Михаила Феодоровича Романова, племянника первой Русской Царицы - Анастасии Романовой. Силою Божией благода­ти, полученной народом через богопоставленного Царя, была прекращена бывшая тогда на Руси ужасающая смута, был восстановлен в народной среде мир и порядок, были посрамлены враги и завистники Богорусской государственности. Согласно желанию всего Русского народа, на основании решения совместного, Земско-Поместного Собора, за Михаилом Феодоровичем и преемниками его из рода Романовых утверждено на вечные времена право Самодержавного владения Русской Землей со всем ее населением. Соборная Утвержденная Грамота всех под­данных на всем пространстве Государства отдала навсегда под неограниченно-благотворное водительство и опеку Царя, обязав всех без исключения безусловным повиновением Его Самодержавной Воле.

Несомненно, что содержание этого уникального документа, раскрывающего подлинную небесную сущность России, всякий россиянин обязан знать наизусть.

Утвержденная Грамота Великого Московского Земско-Поместного Собора от 21 февраля 1613 года: «Послал Господь Бог Свой Святый Дух в сердца всех право­славных христиан, яко едиными усты вопияху, что быти на Владимирском и Московском и на всех Государствах Российского Царства, Государем, Царем и Великим Князем всея Руси Самодержцем, Тебе, Великому Государю Михаилу Феодоровичу.

Целовали все Животворный Крест и обет дали, что за Великого Государя, Богом почтенного, Богом избранного и Богом воз­любленного, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца, за Благоверную Царицу и Великую Княгиню, и за Их Царские Дети, которых Им, Государям, впредь (вперед, в будущем) Бог даст, души свои и головы положит и служити Им, Государям нашим верою и правдою, всеми душами своими и головами.

Заповедано, чтобы избранник Божий, Царь Михаил Феодорович Романов был родоначальником Правителей на Руси из рода в род, с ответственностью в Своих делах перед Единым Небесным Царем.

И кто же пойдет против сего Соборного постановления - Царь ли, патриарх ли, и всяк человек, да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святой Троицы.

И иного Государя, помимо Государя, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца, и их Царских Детей, которых Им, Государям, впредь Бог даст, искати и хотети иного Государя из каких людей ни буди, или какое лихо похочет учинити, то нам боярам, и окольничьим, и дворянам, и приказ­ным людям, и гостем, и детям боярским, и всяким людям, на то­го изменника стояти всею землею за один.

Прочтоша сию Утвержденную Грамоту на Великом Всероссий­ском Соборе, и выслушав на большее во веки укрепление - быти так во всем по тому, как в сей Утвержденной грамоте писано. А кто убо не похощет послушати сего Соборного Уложения, его же Бог благослови, и начнет глаголати ино, и молву в людех чи­нити, то таковой, аще от священных чину, и от бояр, царских синклит и воинских, или ин кто от простых людей, и в каком чину не буди; по священным правилам Святых Апостол и Вселенских седми Соборов - Святых Отец, и Поместных, и по Соборному Уложению всего извержен будет, и от Церкви Божией отлучен, и Святых Христовых Тайн приобщения, яко расколь­ник Церкви Божией и всего православного христианства, мя­тежник и разоритель Закону Божию, а по Царским Законам месть восприимет, и нашего смирения и всего освященного Собора, не буди на нем благословения от ныне и до века. Да будет твердо и неразрушимо в будущая лета, в роды и роды, и не прей­дет ни едина черта от написанных в ней.

А на Соборе были Московского Государства изо всех городов, Российского Царства, власти: митрополиты, епископы и архи­мандриты, игумены, протопопы и весь освященный Собор. Боя­ре и окольничие, чашники и стольники и стряпчие (придворные чины), думные дворяне и дияки (министры) и жильцы, дворяне большие и дворяне из городов, дияки из приказов (министерств), головы (офицеры) стрелецкие, и атаманы казачьи, стрельцы и казаки, торговые и посадские и великих чинов вся­кие служилые и жилецкие люди, и из всех городов, всего Российского Царства выборные люди. Своеручные подписи.

А уложена и написана бысть сия утвержденная Грамота за руками и за печатьми Великого Государя нашего Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея России Самодержца, в царствующем граде Москве, в первое лето царствования его, а от сотворения мира 7121-го».

…Торжественная и вместе страшная грамота, - пишет преподобный о. Феодосий (Кашин) Кавказский, - Ею клятвен­но связаны с царями из Дома Романовых не только сами предки, составители ее, но и все мы, потомки их, до скончания века. Многие угодники Божии не только новозаветные, но и ветхоза­ветные хранили обеты, данные за них прежде рождения родите­лями их; это обязывает и нас к тому же. Соблюдение сего обета, данного за нас клятвенно нашими предками, - залог нашего благополучия, как временного - на земле, так и вечного - на небесах - по слову Божию; и наоборот: несоблюдение его есть великий грех перед Богом, влекущий за собою наказание, как и показала революция».

Отлучается от Церкви, «проклянется» всякий, кто не только участвовал тайно или явно в революциях, но и кто выражал даже простое сочувствие февральско-октябрьскому бунту и пользовался плодами кровавых завоеваний.

Как только изменники генералы, министры и думцы, «благословленные» духовенством, при предательском молчании народа, отреклись от служения Царю и тем насильно вырвали Царское отречение от дальнейшего невозможного государственного служения, так сразу же для всех очевидно начались бедствия России: междоусобицы, голод, мор, болезни, убийства, насилие безбожия над Верой, смерть безчисленных мучеников Христовых и Царских слуг. Повторилось страшное чудо гнева Божия и наказания, повторилось на глазах у всех для того, чтобы мы поняли, что предки наши дали за нас обет Богу на вечные времена служить верно Самодержцам Православным - на благо, на счастье нам, потомкам, чтобы мы поняли, что есть один-единственный путь для возврата к богоугодной, мирной жизни: покаяться в своем безумии и восстановить каждому из нас в своем сердце святую и нерушимую силу нашего общерусского родительского благословения 1613 года. К этому зовут нас все свя­тые угодники Русской Земли, к этому зовет нас и простой здравый смысл - на основании горького опыта революции.

Утвержденная Грамота для каждого русского человека подобна родительскому благословению, навеки нерушимому. В ней ясно сказано все то, что русский человек должен хранить, как свя­тыню: свою Веру, своего Царя и свое Отечество.

Еще в прошлом столетии Святитель Феофан Затворник пре­дупреждал: «Коренные стихии жизни русской выражаются привычными словами: Православие, самодержавие, народность (то есть Церковь, Царь и Царство). Вот что надобно сохранять! И когда изменяются сии начала, русский народ перестает быть русским. Он потеряет тогда священное трехцветное знамя».

Черно-золото-белый стяг - единственный в истории России государственный флаг - символизирует вековую православную Русскую идеологию: Бог, Царь, Россия! Золото благодати Святого духа, почивающего на главе Богопомазанника, изображается на флаге между Непостижимым Творцом и Русским белым Царством.

КЛЯТВА, клятвы, жен. Торжественное утверждение, уверение, подкрепленное упоминанием чего нибудь священного, ценного, авторитетного, присяга. Дать клятву кому нибудь. Клятва в верности или верности. Взять клятву с кого нибудь. Разрешить кого… … Толковый словарь Ушакова

Клятва - Речь * Афоризм * Болтливость * Грамотность * Диалог * Клевета * Красноречие * Краткость * Крик * Критика * Лесть * Молчание * Мысль * Насмешка * Обещание * Острота * … Сводная энциклопедия афоризмов

КЛЯТВА - КЛЯТВА, ы, жен. Торжественное обещание, уверение. К. верности или в верности. Дать, нарушить клятву. К. Гиппократа (у начинающих врачей: торжественная клятва в верности медицинскому долгу). | прил. клятвенный, ая, ое. К. обет. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова

клятва - Аннибалова (Аннибаловская, Ганнибалова), вековая, великая, вечная, горячая, громкая, громогласная (устар.), железная, искренняя, легкокрылая (устар. поэт.), любовная, незыблемая, нерушимая, роковая (устар. поэт.), святая, смертная, страшная,… … Словарь эпитетов

Клятва - I. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ В Синод. пер. два евр. слова переданы словом клятва: 1) сущ. шевуа (клятва) имеет тот же корень, что и числит. шева (семь). Этимологич. связь этих двух слов невозможно установить (ср. Быт 21:22 32 Беэршева, Синод. пер.… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Клятва - У этого термина существуют и другие значения, см. Клятва (значения). Клятва торжественное обещание или торжественное заверение. «Я не оскверню этого священного оружия и не покину в рядах моего товарища. Я буду защищать не только то, что… … Википедия

Клятва - евр шеба. При Моисее клятва между израильтянами была в обиходе, как очень старинный обычай. См. Быт. 14:22 и дал. Моисей же дал ей правила и ограничения. Он запрещает ложную клятву с призыванием имени Бога (Исх. 20:7; Лев. 19:12); велит исполнять … Словарь библейских имен

Клятва - торжественное обращение к Всемогущему Богу, верному и нелицемерному Свидетелю того, что утверждается или отрицается. Клятва у Евреев была прямая и непрямая. Непосредственное обращение к Богу, как к Верховному Свидетелю, было дозволено Законом… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

КЛЯТВА - уверение другого в истинности чего либо сказанного или сделанного; затем клятва призывание Бога во свидетели истинно сказанного, касающегося настоящих, прошедших или будущих фактов, действий и пр., поскольку они зависят от человека. Клятва,… … Русская история

клятва - @font face {font family: ChurchArial ; src: url(/fonts/ARIAL Church 02.ttf);} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  сущ. (греч. ἀνάθεμα) заклятое, проклятое; (греч. κατάρα),… … Словарь церковнославянского языка

Книги

  • Клятва , Фрэнк Перетти. Древний грех. Древняя Клятва. Город, хранящий страшную тайну... Некая темная сила орудует в Гайд Ривер, глухом шахтерском городке, затерянном в горах на северо-западеАмерики. Злая сила. Под…

Словам люди всегда придавали сакральный смысл. Традиция клясться возникла в очень древние времена. Человек как бы заключал договор с высшими силами, понимая, что, если его слова окажутся неправдой, если он не сдержит данное обещание, то небо его покарает. Интересно, а какие клятвы приносили на Руси?

Какие клятвы давали славяне?

В языческие времена славяне, давая ложные обеты, призывали на свою голову гнев богов. Собственно, само слово «клятва» имеет тот же корень, что и «заклятие», «проклятие». В этом несомненно просматривается магическая обрядность.

Клятвы являлись официальной частью харатий (хартий) – договорных грамот, если судить, например, по текстам русско-византийских договоров Х века, переводы которых были включены в «Повесть временных лет». Так, в тексте договора 911 года читаем, что мир между государствами скрепляется «клятвою (твердою)», которую никто не должен «преступити». А в договоре русского князя Святослава с греками за 971 год можно найти такие слова: «Да имеем клятву от бога... и да будем золоты яко золото (т.е. превратимся в презренный металл - Авт.), и своим оружием иссечены будем».

В знак крепости клятвы на Руси целовали лезвие меча или прикладывали его ко лбу, так как оружию приписывали сакральное значение. Вот отрывки из летописей: «...По русскому закону клялись оружием своим и Перуном и Велесом»; «…А некрещеная Русь полагает щиты свои и мечи свои наги (обнаженные – Авт.), обручи свои и прочее оружие да клянутся во всем»; «...Заутра призвал Игорь слуг, и пришел на холм, где стоял Перун, сложил оружие свое и щиты и золото, и дал клятву Игорь и люди его...» О тех, кто нарушал клятву, говорилось: «Да будут они кляты от бога и от Перуна и погибнут от собственных мечей своих».

Как клялись воины?

Для русских воинов клятва являлась обязательной. Перед битвой они клялись сражаться за Святую Русь, быть ей верными сынами. Так родился ритуал принятия военной присяги. Известно, что присягу приносили воины князя Александра Невского накануне битвы на Чудском озере. Новгородские ратники приносили клятву в соборе Святой Софии, произнося такие слова: «Постоим за отца и за брата, за свой род; умрем за святую Софию».

Клятвы в земельных спорах

Особую клятву давали при разрешении земельных споров. Один из спорщиков клал себе на голову кусок земли с дерном со спорного поля, и шел в том направлении, где должна была, по его мнению, проходить граница с соседним участком. При этом он приговаривал: «Пусть земля покроет меня навеки, если я лгу!» Этот обряд был связан со славянским культом Матери-Земли.

С приходом христианства в подобных ситуациях стали клясться на иконе Богородицы. Даже в официальных землемерных документах появился следующий оборот: «Отводить землю по Пречистой».

Как клялись в народе?

У русского народа были распространены такие клятвы: «Лопни мои глаза, коли скажу неправду!», «Чтоб мне провалиться сквозь землю, если вру!», «Не сойти мне с этого места!», «Убей меня бог!», «Разрази меня гром!» и т.п. В клятвах часто упоминался Бог, поэтому у слова «клясться» появился синоним – божиться. В доказательство правдивости клятвы часто целовали крест, Библию, иконы.

В наше время порой можно услышать, как люди невоцерковленные клянутся своей жизнью и здоровьем, а то и жизнью и здоровьем своих близких, не задумываясь над тем, что это отнюдь не праздные слова, брошенные на ветер. Не стоит забывать о том, как относились к таким вещам наши предки.

На Великом Всероссийском Соборе 1613 года в Утвержденной Грамоте русский народ дал Великую Клятву за себя и за потомков своих до скончания века – принял над собой на вечные времена Богоустановленную власть в лице царей православных, Помазанников Божиих из Рода Романовых.

Великий Договор состоялся и вступил в силу на вечные времена:

Господь Бог указал и дал Род Романовых, из которого до скончания века предизбрал Помазанников Своих на Русское Царство;

Род Романовых, как род Самодержцев Российских в лице Михаила Федоровича Романова, дал согласие до скончания века на служение Богу и на управление народом;

Русский народ дал Великую Клятву за себя и за потомков служить верою и правдою, « всеми душами своими и головами » (Утв. Грамота) Государям Самодержцам из Рода Романовых.

Тогда, почти 400 лет назад, было определено простое и надежное мерило русского. Русский – сознательно приемлющий Клятву Великого Собора 1613 года к исполнению со всеми ее обязательствами. Приемлющий по роду, как наследник воли и благословения предков, или по вере – как чадо и исполнитель постановления нашей русской православной Церкви.

Каждый волен выбирать: войти ли ему в Соборную личность Русского народа, либо пребывать в ином этническом измерении. Но коль ты сознательно возложил на себя Великую Клятву, помни, что Русское православное Самодержавие – плод Великого народного церковно-государственного Собора. И никто на Земле не в силах его отменить или запретить.

Поэтому в тяжелую февральскую смуту 1917 года никто не отменял, не запрещал Богоустановленное православное Русское Самодержавие и подданства Ему. Ни революция, ни вынужденное «отречение» Государя. Подданные Богоустановленной власти, помраченные анти-Христовой интервенцией в умы, превратившись вдруг в обезумевших холопов, возбужденных идеей самочинного устройства счастья на Земле без Бога, отступили тогда от Клятвы Великого Собора, а через это отринули подданство Богоустановленной власти.

Богоустановленная власть являет себя через управление народом, когда в наличии те, кто чает ее (подданные) и отходит, отъемлется от народа, когда не различает своего объекта – чаятелей Богоустановленной власти. Нет чаятелей Богоустановленной власти, Ея подданных – нет и Богоустановленной власти.

Но если ты всем своим существом всецело принимаешь Великую Клятву, то твое волевое решение о вхождении в Соборную личность Русского народа возводит тебя в чин подданного Русского православного Самодержавия, вне зависимости от того, явлен ли Помазанник Божий, либо отъят до времени восстановления достаточного числа подданных.

Сегодня, когда нет помазанника Божия Царя православного, некому даровать и защитить права подданного, но в тоже время никто не освобождал подданного от его обязанностей, ибо не пристало нам уподобляться холопам, бегущих от дел в отсутствие господина.

Сегодня верноподданнические обязанности наши таковы:

Чаять Богоустановленную власть в лице Помазанника Божия Царя православного;

Деятельно, всеми доступными способами являть свое чаяние Богоустановленной власти;

Приготовляться к Богоустаносленной власти.

Для двух - трех чаятелей Воля Божья в одном виде является, а для множества чаятелей, за которыми чаяние Народа видится, Господь власть свою устанавливает в лице Помазанника Своего – Царя православного Самодержавного.

Достаточно ли сегодня нас – приемников Клятвы Великого Собора, подданных и чаятелей Богоустановленной власти для обретения ея над собой в лице Помазанника Божия? Ответить на поставленный вопрос можно только практически.

Достойно явить свое чаяние Богоустановленной власти и через это либо обрести православного Царя, Помазанника Божия, либо, в силу нашей малочисленности, оставаться чаятелями Богоустановленной власти, лишенными возможности служить Господу Богу через служение установленной Им власти – Помазаннику из рода Романовых. При этом необходимо ответить себе: для чего нам нужен Царь православный? Что делать сегодня и чего не следует делать, дабы не позволить силам анти-Христа, силам антирусским увести нас «благими» призывами в тупик, или усадить нам на плечи Лжепомазанника «царя»?

Исходным земным условием возвращения Богоустановленной власти в лице Русского Царя православного, Помазанника Божия есть наличие чающих Богоустановленную власть, подданных Русского православного Самодержавия. Возвращение Русского Царя православного начинается с согласия Достойного на Царство из рода Романовых принять сан Помазанника Божия в ответ на предъявление ему документов, подтверждающих наличие достаточного числа подданных. Решение задачи в этом случае сводится к следующим действиям:

1. Определить количественный и качественный состав подданных (чающих Богоустановленную власть).

2. Изучить и определить Достойного на Царство.

3. Организовать и провести мероприятия, связанные с Помазанием на Царство.

Возвращение Богоустановленной власти есть восстановление Русского православного Самодержавия в той области человеческой жизни, где оно может властвовать, ни с какой земной силой не разделяя свою власть, державу и никакой земной силе не подчиняя свою державу. Сегодня таковыми областями не являются ни экономическая, ни политическая, ни социальная области, составляющие основу фактического Самодержавия.

Православное Самодержавие начинается с того, что подданные сознательно признают власть Самодержца. И не потому, что уступают власть, как это принято в демократиях, а потому, что осознают противоестественность и греховность пытаться делать это вместо Бога. Потому, что всякий указ, распоряжение, волевое действие Самодержца в силу Его Богоустановленности, имеют для подданного Божественное происхождение, а значит духовно-нравственную православную целесообразность, в независимости от различимости этой целесообразности для исполнителя.

Православное Самодержавие поэтому начинается с Верховной власти над православной духовно-нравственной областью подданных и расширяется по мере подчинения подданным наличных внешних условий: экономических, политических и социальных.

В сегодняшних условиях, когда нет Православного Русского государства, когда насильно прервана правопреемственность Русской Православной Самодержавной власти и насильно удерживается эта прерванность, когда чающие Богоустановленную власть разобщены и не владеют экономическими и политическими условиями, начинать необходимо и возможно с духовно-нравственного Православного Самодержавия.

Иными словами, уже сегодня возможно на территории бывшей Российской Империи Православное Самодержавие в духовно-нравственной области без экономической, политической, юридической и фактической властей, но с правом обрести эти власти естественным путем.

Что делать сегодня чающим Богоустановленную власть? :

Организовать регистрацию чающих Богоустановленную власть в Державной книге учета участников Собора чающих подданства с целью предъявления его Достойному на царство;

Открыть работу постоянного непрерывно длящегося «Собора Чающих Богоустановленную Власть» на местах (в областях);

Проводить разъяснительную работу о «Соборе Чающих Богоустановленную Власть», о ее преимуществах в сравнении с иными формами властвования;

Организовать материальное, финансовое, информационное обезпечение, правовую, социальную и физическую защиту для участников «Собора Чающих Богоустановленную Власть» для мероприятий и организационных структур «Собора Чающих Богоустановленную Власть»;

Соборно составить список ныне здравствующих лиц из Дома Романовых, имеющих Достоинство на Самодержавное царствование;

Подать Державную книгу учета подданных, чающих Богоустановленную власть Достойным на Самодержавное царствование из Дома Романовых;

Организовать содействие Русской Православной Церкви в проведении всех мероприятий и чинов, связанных с таинством миропомазания в цари Достойного на Царство.

Обретение Православного Самодержца отменяет «Собор Чающих Богоустановленную Власть», преобразует подданных, чающих Богоустановленной власть, в подданных, исполнителей воли Богоустановленной власти, а восстановленное Самодержавие – в духовно-нравственного правоприемника Всероссийского Самодержавия.

От духовно-нравственного Самодержавия к фактическому Самодержавию – следующая после этого цель.

Чего не следует делать чающим Богоустановленную власть:

Не следует утверждать, что уже поздно деятельно готовиться к обретению Богоустановленной власти. Поздно будет тогда, когда Господь признает нас окончательно нарушившими Великий Договор 1613 года;

Не следует пытаться самим «устанавливать царя». Лишь Богоустановленная власть, являя Волю Божию, вправе подготовить народ на действия по обезпечению самое себя – Богоустановленной власти. До установления Власти Божией нам позволительно деятельно являть всеми доступными способами чаяние Ея;

Не следует в ожидании чуда Господня ограничивать свое чаяние Богоустановленной власти состоянием предвкушения, бездействуя при этом. Являя свое чаяние Богоустановленной власти деятельно, мы проверяем истинность своего чаяния и выявляем его совокупную народную мощь;

Не следует строить некое «православное» государство путем «просачивания» благочестивых христиан во власть, для того, чтобы затем установить «православную монархию». Борьба за власть греховна по своей сути, поэтому государство, выросшее из такой борьбы будет в своей сути аморальным, безнравственным, бездуховным, безблагодатным. Государство не построить для Помазанника Божия, но Помазанник Божий построит государство для себя. Христиане вновь получат от Бога власть на своей земле, в России;

Не следует забывать, что источником для Помазанников Своих Государей православных Самодержавных, Господь избрал род Романовых;

Не следует забывать, что Достойный из рода Романовых на православное Самодержавное правление займет место свое по закону о престолонаследии. Чающие же Богоустановленную власть Соборно устанавливают и утверждают правильность результатов исследования о Достойном на царство.

Этот мир – хозяйство Господне. С 1613 года ты призван в подданные Его Помазаннику, а через это на службу Господу Богу. Осознай умом и переживи сердцем свое подданство Русскому православному Самодержавию, и делай все, что положено подданному сегодня.

Для чего нам нужен Царь Православный Помазанник Божий

«Подданный Русского православного Самодержавия» есть универсальный чин в иерархии призванных Господом Богом на служение. Чин свободный для каждого желающего. Достаточно умом и сердцем изъявить готовность служить Господу Богу через служение Помазаннику Его.

Всякой душе естественно чаяние воли Божией. Но далеко не всякая душа по своей скверности, страстности и греховности удостаивается Его указаний и попечения. В служении же Помазаннику Божию получает подданный и волю Божию, и указания Божии, и попечение Его.

Подданный Русского православного Самодержавия не ищет себе дел Богоугодных и душеспасительных, ибо вся его жизнь, если она жизнь верноподданного, Богоугодна, а потому душеспасительна.

Всякий раз, когда подданный соизмеряет свою жизнедеятельность с верноподданным служением Помазаннику Божьему Царю православному – жизнедеятельность его православна. Жизнь в сознательном подданстве Помазаннику Божию Царю православному есть Православная Жизнедеятнельность.

Православную Жизнедеятельность можно определить как устроение своей земной жизни, земного бытия с целью обретения Царства Небесного. Подданство в этом смысле есть простой и естественный путь стяжания Царства Небесного. Этот путь мы определяем как Царский путь.

Единое для всех и личное для каждого подданство Русскому православному Самодержавию, организует и объединяет чающих Богоустановленную власть в социальную православную силу, Державу Православную. Являясь русской по духу, эта православная сила представляет не весь православный христианский мир, не всю Россию – питательную почву этой силы, но ее сердцевину, ядро – Русь Святую.

Поэтому «Собор Чающих Богоустановленную Власть» есть Держава Православная Русь Святая (ДПРС). ДПРС вырастает из духовно-нравственного единства чающих Богоустановленную власть и Помазанника Божия в государственное единство православной Верховной власти и подданных. В этом единстве интересы Верховной власти тождественны интересам подданных и государства. Процветание подданных и государства обезпечивает процветание носителя Верховной власти. Величие одних есть величие другого. Гибель одних есть гибель другого, его семьи и рода. Мы хотим жить в государстве где такие порядки.

Нам, православным христианам, определено Творцом пребывать в этом мире и поэтому нам не безразлично каковы порядки в нем, поскольку порядки и внешние обстоятельства нашей жизни могут содействовать, либо препятствовать делу спасения. Мы не хотим зависеть от сил, способных легко, безнравственно и жестоко разрушать здания древних государств, возводить по своим чертежам новые и разрушать их для своих правительств. Этим силам чужда отеческая и разумная власть православного Царя, защищенная от коррупции и своекорыстия, от слепой и жестокой власти народной толпы, от безконечных распрей искателей власти ради удовлетворения собственного тщеславия и безумной алчности.

Всегда во все времена существовал добровольный выбор между добром и злом, между Богом и противником Его. Но сейчас наступает время особое, последнее. Человечество, как социальный организм разделится на два враждебных лагеря. На Державу Православную Русь Святую и на цивилизацию демоночеловечества, где целью существования каждого является безудержное удовлетворение страстных желаний и обслуживание извращений, где души губятся целенаправленно, методично и окончательно.

Поэтому поспеши в Царский Путь. Сегодня тебе еще по силам вырваться в подданство Русского православного Самодержавия и выстоять, пребывая под благодатной защитой призвавшего тебя. Поспеши. Завтра, спохватившись, ты останешься на месте, не в силах удержаться от приема наркотика этого мира в обмен на исполнение требований анти-Христа.

Время и свобода выбора дарованы тебе Господом Богом сегодня. Воспользуйся этим Даром!