Отчетность в году какие изменения.

В 2015 году изменений в законодательстве очень много. О самых значимых из них для бухгалтера – в этом спецобзоре. А про все нововведения вы можете прочитать в справочных таблицах:
– Основные изменения законодательства, вступающие в силу в 2015 году ;
– Основные изменения в трудовом и миграционном законодательстве с 2015 года .

Платить пени по налогам нужно по новым КБК

Изменились КБК для уплаты пеней по налогам. Новые коды указаны в приказе Минфина России от 16 декабря 2014 г. № 150н. Причем пени за прошлый год надо платить уже по новым кодам.

Командировочные удостоверения больше не нужны

Теперь, чтобы подтвердить фактический срок пребывания работника в командировке, достаточно проездных билетов. Требование составлять служебное задание и отчет командированного о выполненной работе тоже отменили.

Утверждена новая форма декларации по прибыли

При этом отчетность за 2014 год нужно сдавать уже по новой форме.

Материальные расходы можно списывать в налоговом учете так же, как в бухгалтерском

С 2015 года заработали нововведения, которые сближают бухгалтерский и налоговый учет. Так, имущество стоимостью менее 40 000 руб. можно списывать для целей налога на прибыль не только единовременно, но и в течение срока использования. А метода ЛИФО в налоговом учете больше нет, как его нет и в бухучете.

Проценты по кредитам и займам удастся учесть в расходах без ограничений

Больше не придется нормировать расходы на уплату процентов за пользование заемными средствами. Начисленные проценты можно учесть при расчете налога на прибыль без ограничений, то есть прямо по той ставке, которая предусмотрена условиями договора. Исключение – только для контролируемых сделок.

Декларацию по НДС предстоит сдавать в новые сроки

С 1 января 2015 года срок уплаты и подачи налоговых деклараций по НДС продлевается на пять дней.

Форма декларации по НДС меняется

Новая декларация больше прежней и по количеству разделов в ней, и по объему информации. Придется заносить в нее сведения обо всех счетах-фактурах, по которым организация начислила НДС и заявила вычеты. Это должны делать и посредники на упрощенке и ЕНВД, которые выставляют счета-фактуры с НДС. Впервые отчитаться по новой форме нужно будет по итогам I квартала 2015 года.

Больше организаций должно отчитываться по НДС в электронном виде

В 2015 году сдавать декларацию по НДС в электронной форме должны и те организации на упрощенке и ЕНВД, которые являются налоговыми агентами – посредниками.

Многие перестанут вести журнал учета счетов-фактур

С 1 января 2015 года журнал учета выставленных и полученных счетов-фактур обязаны вести только посредники и застройщики. В налоговую инспекцию такой журнал нужно сдавать в электронном виде не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Расчеты по страховым взносам нужно сдавать в новые сроки

Теперь сроки зависят от формата, в котором сдают отчет, – бумажный или электронный. Если отчитываетесь в ФСС России на бумаге, то крайний срок — 20-е число месяца, следующего за отчетным кварталом. А не 15-е, как раньше. Электронную же отчетность можно направить в фонд еще позже на пять календарных дней. Для отчетности же в Пенсионный фонд РФ сроки сдвинули лишь для электронных версий расчетов.

Больше организаций должно отчитываться по страховым взносам в электронной форме

С 1 января страхователи с численностью сотрудников более 25 человек должны будут сдавать отчеты по страховым взносам только в электронной форме. Напомним, что раньше этот предел составлял 50 человек.

У инспекторов появилось больше оснований заблокировать счет организации

Если компания опоздает со сдачей декларации больше чем на 10 дней, налоговые органы смогут заблокировать ее расчетный счет. С 1 января 2015 года счет могут заблокировать, если организация не подтвердила факт приема электронных требований и уведомлений из налоговой инспекции.

Появился новый вид налогового контроля – мониторинг

В 2015 году крупные организации по своему согласию могут открыть для инспекции онлайн-доступ к данным бухгалтерского и налогового учета. Пока действует такое соглашение, налоговые инспекторы не станут назначать выездную проверку.

Организации на упрощенке обязаны теперь платить налог на имущество

Речь идет о недвижимости, база по которой рассчитывается исходя из кадастровой стоимости. И касается это тех регионов, где власти предусмотрели такой особый порядок расчета. Напомним, что аналогичная обязанность появилась с 1 июля 2014 года у организаций на ЕНВД.

Новая форма декларации по ЕНВД

По итогам I квартала 2015 года декларацию по ЕНВД надо будет сдать по обновленной форме. Порядок заполнения тоже поменялся.

Новая декларация по упрощенке

Уже по итогам 2014 года упрощенщики должны отчитываться по новой форме. В частности, в ней теперь прописан подробный алгоритм расчета авансовых платежей. И есть новый раздел для тех, кто использует средства целевого назначения.

Ставка НДФЛ с дивидендов увеличилась

Если раньше дивиденды облагались по ставке 9 процентов, то с 2015 года нужно применять ставку 13 процентов.

Новая декларация по транспортному налогу

В некоторых регионах введут торговый сбор

Этот местный налог будут платить организации и предприниматели на общем режиме и упрощенке, которые занимаются торговой деятельностью. Сбором будет облагаться движимое и недвижимое имущество, используемое в таком виде деятельности.

За отсутствие трудовых договоров станут штрафовать

В КоАП РФ прямо прописали ответственность в тех случаях, когда работодатель прикрывает трудовые отношения договором подряда и не заключает трудовой договор. Новые штрафы грозят и тем, кто нарушает порядок спецоценки условий труда.

Налог на личное имущество граждане будут платить по-новому

С 2015 года вступила в силу новая глава Налогового кодекса РФ – глава 32 «Налог на имущество физических лиц». Она заменила собой Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1. Впервые платить налог по новым правилам владельцы квартир, дач, гаражей будут по итогам 2015 года.

По материалам БСС «Система Главбух» 2015

  • Важным нововведением является то, что обычные налогоплательщики больше не ведут журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 3, 3.1 ст. 169 НК РФ)

Счета-фактуры они теперь регистрируют только в книге продаж и покупок. А журналы ведут только посредники (в том числе освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика или не являющиеся налогоплательщиками).

Там они регистрируют выставленные и (или) полученные счета-фактуры при продаже или покупке товаров (работ, услуг) в интересах комитента (принципала). Речь идет о комиссионерах, агентах, транспортных экспедиторах и застройщиках (технических заказчиках).

Таким образом, с 2015 года данные журналы предназначены для регистрации посредниками «чужих» транзитных счетов-фактур, которые не регистрируются ими в книге продаж и покупок.

  • С отчетности по НДС за 1 квартал 2015 года отчитываться необходимо по новой налоговой декларации (утв. приказом ФНС от 29.10.2014г. № ММВ-7-3/558@)

Количество разделов декларации увеличено с 7 до 12. В ее состав вошли разделы, которые включают развернутые сведения из книги покупок и продаж налогоплательщиков, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых посредниками в интересах третьих лиц.

  • При представлении налоговой декларации на бумажном носителе, она не считается представленной (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Большой объем информации практически исключает представление декларации на бумаге. Соответственно ужесточаются нормы, связанные с ее сдачей. Так с 2015 года при представлении налоговой декларации на бумажном носителе, она не считается представленной (п. 5 ст. 174 НК РФ). Напомним, что штраф за непредставление налоговой декларации составляет не менее 1000 рублей (ст. 119 НК РФ).

  • Срок сдачи декларации и срок уплаты НДС перенесен с 20 на 25 число (ст. 174 НК РФ).
  • Разрешен налоговый вычет НДС по запоздавшим счетам-фактурам, полученным после окончания квартала, но до срока сдачи декларации (ст. 172 НК РФ).

Например, если счет-фактура датирован 30 марта 2015, а получен 20 апреля 2015, то НДС можно включить в вычеты 1 квартала.

  • Уточнен период принятия НДС к возмещению.

Вычеты НДС могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории РФ товаров (работ, услуг), имущественных прав или импортных товаров, ввезенных им на территорию РФ.

  • Исключена норма о восстановлении НДС, ранее принятого к вычету по товарам (работам, услугам), относящимся к экспортным операциям (п. 3 статьи 170 НК РФ).

ЗНАЧИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПЕРВУЮ ЧАСТЬ НК РФ

  • С 1 января 2015 года ужесточается порядок проведения камеральной проверки деклараций по НДС.

Если при данной проверке инспекция обнаружит противоречия и несоответствия, свидетельствующие о занижении НДС к уплате, либо о завышении НДС к возмещению, она вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям (п. 8.1.ст. 88 НК РФ).

  • Кроме того, налоговая инспекция теперь вправе проводить осмотр территории и помещений налогоплательщика не только при выездной, но и при камеральной проверке налоговой декларации по НДС в следующих случаях (ст. 92 НК РФ):
  • представлена декларация с заявленной суммой НДС к возмещению;
  • выявлены определенные противоречия и несоответствия, указывающие на занижение налога к уплате или на завышение суммы налога к возмещению.
  • Введена новая обязанность для налогоплательщиков, представляющих декларации в электронном виде (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

В течение 6-ти рабочих дней со дня отправки налоговым органом в их адрес требования о представлении документов или пояснений, либо уведомления о вызове в налоговый орган в электронной форме налогоплательщики обязаны отправить инспекции соответствующую электронную квитанцию об их получении.

Если налогоплательщик не представит данную квитанцию в течение 10-ти рабочих дней со дня истечения срока для ее передачи, руководитель налогового органа (его заместитель) вправе принять решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств (п. 3 и 3.1 ст. 76 НК РФ).

  • Вводится новая форма налогового контроля - налоговый мониторинг. Особенности его проведения содержатся в новом разделе V.2 НК РФ.
  • Вступает в силу новая глава 3.4. НК РФ. В целях налогообложения устанавливаются понятия контролируемой иностранной компании и контролирующего лица, определяются порядок налогообложения и основания освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании.

Кроме того, вводится обязанность налогоплательщиков сообщать в налоговые органы об участии в иностранных организациях, об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролируемыми лицами.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

  • Из НК РФ исключено понятие «суммовые разницы».

Поправки внесены в соответствующие пункты статей 250, 265, 271 и 272 НК РФ. Разницы от переоценки обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте в налоговом учете независимо от валюты платежа теперь называются курсовыми и отражаются также, как курсовые разницы в бухучете (ПБУ 3/2006).

  • Убытки при уступке налогоплательщиком - продавцом товара (работ, услуг) права требования долга третьему лицу, срок платежа по которому наступил, включаются во внереализационные расходы в полном объеме на дату уступки права требования (ст. 279 НК РФ).
  • Из НК РФ исключен метод списания МПЗ ЛИФО (п. 8 ст. 254 НК РФ).
  • Малоценные МПЗ теперь можно учитывать в расходах частями (ст. 254 НК РФ).

Налогоплательщики получили возможность частями списывать в расход стоимость инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, и другого малоценного имущества, не являющегося амортизируемым.

Частичное списание стоимости МПЗ позволит вести налоговый учет аналогично порядку, установленному Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утв. приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н).

Такой учет уменьшит размер налоговых расходов текущего отчетного (налогового) периода и поможет организациям, которые не хотят по каким-то соображениям показывать в налоговой декларации по налогу на прибыль убыток или отсутствие прибыли, «размазать» стоимость малоценки по отчетным и налоговым периодам.

  • Следующая поправка коснулась отражения в налоговом учете безвозмездно полученных сырья и материалов.

С 2015 года указанные МПЗ получат налоговую стоимость. Как известно, организация, безвозмездно получившая имущество, включает его стоимость во внереализационные доходы. Однако до 2015 года при продаже таких активов или списании в производство она была не вправе признать их стоимость в расходах.

Исключение составляли активы, обнаруженные в ходе инвентаризации, а также материалы, полученные при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств. Их стоимость можно было включать в расходы в размере ранее признанного дохода.

С этого года рыночную стоимость безвозмездно полученных материалов организация вправе будет включать в материальные расходы на дату продажи или передачи в производство. Указанные поправки, несомненно, порадуют налогоплательщиков, поскольку позволяют избежать двойного налогообложения доходов при получении такого имущества и при его продаже.

  • Увеличивается ставка с 9 до 13% при получении резидентами дивидендов.

Изменения вносятся по налогу на прибыль в статью 284 НК РФ (при получении дивидендов российскими организациями), а также по НДФЛ в статью 210 НК РФ (при получении дивидендов физлицами резидентами РФ).

Ставка 13% применяется к доходам, выплаченным учредителям, начиная с 1 января 2015 года. Несмотря на то, что дивидендные доходы с 2015 года облагаются по ставке 13%, никакие налоговые вычеты в их отношении не представляются.

  • Реконструируемое свыше 12 месяцев имущество, используемое в производственной деятельности, можно амортизировать (п. 3 статьи 256 НК РФ)

До 2015 года из состава амортизируемого исключалось имущество, находящееся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев.

С 2015 года данная норма была дополнена - если находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев основные средства продолжают использоваться в деятельности, направленной на получение дохода, они могут амортизироваться.

  • Изменен порядок учета процентов по займам (п. 1, 1.1, 1.2 ст. 269 НК РФ).

С этого года отменяется нормирование расходов в виде процентов по долговым обязательствам. Теперь проценты по долговым обязательствам признаются доходом (расходом) в размере фактической ставки. Но по долговым обязательствам, возникшим в результате совершения контролируемых сделок, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений разд. V.1 НК РФ о контролируемых сделках.

Отметим, что изменения не затронули порядок нормирования процентов по контролируемой задолженности, описанный в пункте 2 статьи 269 НК РФ. Он остался прежним.

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ

  • Увеличен предельный размер базы для начисления страховых взносов. С 1 января 2015 года для каждого физлица база составит:
  • для взносов в ФСС 670 000 руб.;
  • для взносов в ПФР ОПС 711 000 руб.

Пока размер выплат не превысит указанные пределы, уплата производится по следующим ставкам:

  • в ПФР 22%;
  • в ФСС 2,9%;
  • в ФФОМС 5,1%.

С выплат свыше установленной предельной величины 711 000 руб. в ПФР взимается 10%.

А вот платеж в Фонд обязательного медицинского страхования (5,1% годовой зарплаты) платиться со всего дохода, а не до определенной суммы, как ранее. Таким образом, нагрузка на работодателей возросла.

ТОРГОВЫЙ СБОР

  • Ударом по торговому бизнесу может стать торговый сбор (НК РФ дополнен новой главой 33).

Плательщиками сбора признаются организации и ИП, осуществляющие торговую деятельность с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества (объектов осуществления торговли).

Периодом обложения сбором признается квартал. Уплата сбора производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения. Торговый сбор введен в Москве с 1 июля 2015 года. Ставки установлены Законом г. Москвы от 17.12.2014 N 62 «О торговом сборе».

Мы постарались систематизировать основные изменения по налогам с 1 января 2015 года. Аудиторы «Правовест Аудит» всегда готовы помочь и рады ответить на все интересующие Вас вопросы!

Ведущий аудитор Компании «Правовест Аудит»
Ирина Б. Остафий

Приглашаем на круглые столы компании «Правовест Аудит»

Ирина Иванова , аудитор, эксперт журнала

Отчетность по НДС 2015

Декларацию по НДС с отчетности за I квартал 2015 года надо будет сдавать по новой форме. Соответствующий приказ ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558@ прошел государственную регистрацию в Минюсте России. В отличие от коммерческой сферы, активно обсуждающей новую форму декларации по НДС 2015, для учреждений важнее способ представления декларации по НДС. Собственно, сдача отчетности по НДС в электронном виде для учреждений вне зависимости от типа обязательна еще с I квартала 2014 года. Однако за неправильную подачу декларации по НДС с I квартала 2015 года ограничиться штрафом в 200 руб. уже не получится. Отчетность по НДС в бумажном виде не будет считаться представленной, если ее нужно было сдать в электронной форме (Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. № 347-ФЗ). Изменения в силе с 1 января 2015 года, коснутся они в том числе и уточненных деклараций.

Форма декларации по НДС 2015

Новая форма декларации по НДС, установленная приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558@ начиная с отчетности за I квартал 2015 года, связана с поправками, внесенными в пункт 5.1 статьи 174 Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям». В связи с введением новой декларации и изменением порядка ее представления ФНС России с сентября 2014 года ведет активную разъяснительную работу. Некоторые налогоплательщики уже получили от своих инспекций список рекомендуемых организационно-подготовительных мероприятий для перехода на новую форму отчетности по НДС и выполнения новых правил сдачи декларации. Вопросы заполнения декларации по НДС 2015 можно также задать в налоговой инспекции по месту регистрации учреждения. Такая активность налоговых органов вызвана тем, что разработанный бланк отчетности по НДС кардинальным образом отличается от действующего.

В частности, в декларацию по НДС с 2015 года необходимо включать сведения из книг покупок и книг продаж за , вне зависимости от их объема. При посреднической деятельности в декларацию по НДС войдут сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур. Для этой цели предназначено несколько новых разделов. В них налогоплательщикам нужно будет отражать детальные данные о каждом конкретном выставленном и полученном счете-фактуре:

  • номер счета-фактуры;
  • дату выписки;
  • сумму продажи или покупки и НДС по операции;
  • ИНН/КПП контрагента;
  • полный перечень реализованных или приобретенных товаров и услуг.

По каждому полученному счету-фактуре налогоплательщику придется заполнить около двух листов декларации по НДС, по каждому выданному - три. Видимо, из-за возросшего объема данных сроки подачи декларации по НДС увеличены. Отчитаться по НДС с начала 2015 года необходимо не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Налоговая декларация по НДС, заполненная по новой форме, может достигать нескольких тысяч листов. Действующие ограничения ФНС России по объему принимаемых файлов позволяют отправить такой объем информации по телекоммуникационным каналам связи только в несколько приемов. Для исправления ситуации подготовлен приказ ФНС России от 12 декабря 2014 г. № ММВ-7-6/642@ , который вступает в силу с 1 января 2015 года.

Сдача декларации по НДС 2015

Проблемы, связанные с объемом информации, менее существенны для учреждений, даже не применяющих специальные режимы налогообложения. Например, в сфере образования, здравоохранения, науки и культуры учреждения пользуются льготами, позволяющими не платить НДС. У многих казенных учреждений нет объекта налогообложения по НДС, так как по общему правилу услуги казенных учреждений НДС не облагаются. При этом в случае отсутствия объекта налогообложения и движения денежных средств в кассе учреждения (что сейчас не редкость в связи с распространением пластиковых карт даже для выплаты командировочных и других подотчетных сумм) казенные учреждения могут сдать до 20-го числа следующего за отчетным кварталом месяца единую (упрощенную) декларацию, в которой будет отражен НДС и другие налоги (п. 2 ст. 80 НК РФ). Автономные и бюджетные учреждения-льготники представляют в налоговый орган декларации по НДС с заполненным разделом по льготам.

Пунктом 4 статьи 80 НК РФ предусмотрено, что налоговую декларацию (расчет) может представить в налоговый орган лично или через представителя, направить в виде почтового отправления с описью вложения либо передать в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком по установленной форме (установленному формату). При этом за нарушение способа представления налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган установлена ответственность в виде штрафа в размере 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).

Однако санкции за неправильное представление декларации по НДС с 1 января 2015 года ужесточены. Согласно новой редакции пункта 5.1 статьи 23 НК РФ лица, обязанные представлять налоговую декларацию в электронной форме, обеспечивают также возможность получения документов от налоговой инспекции в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Поправка распространяется на декларации, поданные после 1 января 2015 года, в том числе на отчетность по НДС за IV квартал 2014 года и на уточненные налоговые декларации за прошлые периоды.

Отчетность по НДС и ответственность учреждений

Нормами бюджетного законодательства установлен особый правовой режим (иммунитет) бюджетов бюджетной системы РФ, в соответствии с которым обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ возможно только на основании судебного акта в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ. Исполнительные документы и решения налоговых органов о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов в отношении бюджетных и автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в органах Казначейства России, региональных или муниципальных финансовых органах, также исполняются по правилам, установленным главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ и частью 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. Это подтверждено совместным письмом Минфина России, Казначейства России от 5 декабря 2014 г. № 02-01-09/62410/42-7.4-05/9.3-736 .

Минфин России опубликовал разъяснения от 5 декабря 2014 года по часто задаваемым вопросам, касающимся исполнения судебных актов. Этот документ также указывает, что в соответствии с действующим бюджетным законодательством обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ возможно исключительно на основании судебного акта. Судебные акты могут быть исполнены только на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ), выданных судом после вступления судебного акта в законную силу. Если судебный акт не был обжалован, он вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование. В случае подачи апелляционной жалобы судебные постановления вступают в законную силу после рассмотрения жалобы судом.

Напомним, Казначейство России также разъяснило порядок взыскания налогов и уточнило правила взыскания средств с учреждений в отдельных письмах.


C января 2015 года количество расхождений между налоговым и сократится. Это произойдет благодаря поправкам, внесенным в главу 25 НК РФ Федеральным законом № 81-ФЗ. В частности, будут отменены суммовые разницы и метод ЛИФО, а также скорректирован порядок учета убытков и списания неамортизируемого имущества.

Отмена суммовой разницы в налоговом учете

Действующие правила

Сейчас курсовые и суммовые разницы в бухгалтерском и учитываются по-разному.

В налоговом учете курсовая разница, в числе прочего, возникает в случае, когда поставщик выставляет счет в валюте, и покупатель оплачивает данный счет в той же валюте*. Причиной появления курсовой разницы является изменение официального курса валюты по отношению к рублю (подп. 11 и подп. 5 п. 1 ). Курсовые разницы нужно отражать в налоговом учете в момент оплаты, либо на последнее число отчетного или налогового периода - в зависимости от того, что произошло раньше (п. 8 и п. 10 ).

Помимо этого в налоговом учете существует понятие суммовой разницы. Она возникает в случае, когда поставщик выставляет счет в валюте, а покупатель оплачивает данный счет в рублях. Причиной появления суммовой разницы является несовпадение двух величин. Первая величина - это стоимость поставки, посчитанная в рублях по валютному курсу на дату реализации. Вторая величина - это рублевая сумма оплаты, поступившей от покупателя (подп. 11.1 ст. 250 НК РФ и подп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ). Суммовые разницы нужно отражать в налоговом учете в момент оплаты. Если же оплата была предварительной, то суммовая разница отражается на момент отгрузки (п. 7 ст. 271 НК РФ и п. 9 ст. 272 НК РФ). На последнее число отчетного или налогового периода суммовые разницы не отражаются.

В бухгалтерском учете есть только понятие курсовой разницы, а вот понятие суммовой разницы отсутствует. При этом курсовая разница в бухучете объединяет в себе то, что в налоговом учете подразделяется на курсовую и суммовую разницу. Иными словами, курсовая разница возникает в обоих случаях - когда валютный счет оплачивается в валюте, и когда валютный счет оплачивается в рублях. Отражать курсовую разницу необходимо в момент оплаты, а также на отчетную дату. Это закреплено в ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте».

Обратите внимание: ни в налоговом, ни в бухгалтерском учете курсовые и суммовые разницы на дату предоплаты не отражаются.

Новые правила

Начиная с 1 января 2015 года учет суммовых и курсовых разниц в налоговом и бухгалтерском учетах станет одинаковым. Это произойдет благодаря ряду поправок, которые вводятся комментируемым законом.

В бухгалтерском учете предусмотрены лишь три способа оценки: по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости и по себестоимости первых по времени приобретения (ФИФО). Такой метод как ЛИФО в бухучете отсутствует (п. 16 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»).

Новые правила

Количество методов оценки в налоговом учете сравняется с количеством методов оценки, применяемых в бухучете. Это произойдет из-за отмены метода ЛИФО. Соответствующие поправки будут внесены в пункт 8 статьи 254 НК РФ и в подпункт 3 пункта 1 статьи 268 НК РФ.

Таким образом, и в налоговом и в бухгалтерском учете останутся только три метода: по средней стоимости, по стоимости единицы и метод ФИФО.

Новый порядок списания неамортизируемого имущества

Действующие правила

До конца текущего года спецодежду, инвентарь, измерительные приборы и прочие малоценные объекты в бухгалтерском и налоговом учете нужно отражать по-разному.

По нормам налогового учета стоимость имущества, которое не является амортизируемым, необходимо единовременно в полной сумме включать в материальные по мере ввода в эксплуатацию. Это закреплено подпунктом 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ. Списание в течение нескольких отчетных периодов не предусмотрено.

В бухгалтерском учете действуют иные правила. В общем случае инструмент, инвентарь и прочие материально-производственные запасы тоже списываются единовременно по мере ввода в эксплуатацию. Но для спецодежды, специального инструмента, оборудования и специальных приспособлений предусмотрен отдельный порядок. Если срок эксплуатации таких активов не превышает 12 месяцев, их стоимость сразу относится на затраты. Во всех других случаях стоимость погашается в течение всего срока полезного использования одним из двух методов: пропорционально объему выпущенной продукции или линейным способом. Об этом говорится в пункте 21 и пункте 24 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 26.12.02 № 135н.

Новые правила

Скоро организации смогут использовать единый подход для отражения неамортизируемого имущества в налоговом и бухгалтерском учете. В январе 2015 года вступит в силу новая редакция подпункта 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ. Когда это случится, компании получат право решать, как списывать малоценные объекты - единовременно или в течение нескольких периодов. И те, кто выберет второй вариант, будут самостоятельно определять метод списания.

В результате спецодежду и специнструмент налоговом учете можно будет отражать так же, как и в бухгалтерском учете. А именно объекты с маленьким сроком эксплуатации списывать сразу, а остальные объекты - либо пропорционально объему выпущенной продукции, либо линейным способом.

Изменения в порядке учета убытков

Действующие правила

Сейчас у компаний, получивших убытки, неизбежно возникают расхождения между данными налогового и бухгалтерского учета.

Согласно нормам главы 25 НК РФ, посвященной , облагаемая база не может быть отрицательной. При этом убытки текущего налогового периода в общем случае разрешено переносить на будущее в течение дести лет ().

Для отдельных видов убытков в налоговом учете установлены особые правила. В частности, убытки, полученные при переуступке права требования долга за товар, работу или услугу, отражаются в следующем порядке. Первая половина убытка включается во внереализационные расходы на дату уступки права требования, а вторая половина - по истечении 45 календарных дней с даты уступки (п. 2


Изменения в бухгалтерском и налоговом учете в 2015 году затронули целый ряд важных аспектов. Давайте кратко посмотрим, какие поправки вступили в силу.

1. Увеличился размер МРОТ до 5965 рублей в месяц (действует с 01.01.2015).
2. Увеличились размеры детских пособий.
3. Изменились сроки сдачи отчетности в фонды. В ФСС отчетность в бумажном виде нужно сдать до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, электронную – до 25-го. Для ПФР только электронный РСВ-1 можно будет сдать до 20-го числа второго месяца, следующего за кварталом.
4. С 2015 года можно сдавать декларацию по НДС на 5 дней позже. Появилась новая декларация по НДС с отчетности за I квартал 2015 года. В ней будет необходимо указывать данные о счетах-фактурах, по которым начислен налог и вычеты.
5. С января 2015 года декларации по НДС надо сдавать только в электронном виде, в бумажном они будут считаться несданными.
6. Отменена льгота по налогу на имущество для компаний на упрощенке. Это коснется только недвижимости, оценивающейся по кадастровой стоимости.
7. Отменен лимит минимального потенциального годового дохода на патенте.
8. С отчетности за 1 квартал 2015 года появились изменения в форме декларации по ЕНВД.
9. С отчетности за 2014 год нужно сдавать новую форму декларации по упрощенке.
10. Введена новая форма декларации по ЕСХН и по транспортному налогу с отчетности за 2014 год.
11. Теперь электронные отчеты по взносам будут сдавать компании численностью от 25 человек. И с 2015г. пенсионные взносы следует начислять иностранным работникам, исключая высококвалифицированных.
12. От взносов освобождены все выходные пособия не более трехкратного среднего заработка. А для работников Крайнего Севера — не более шестикратного среднего заработка.
13. В документах на уплату взносов теперь указывают точную сумму без округлений, до копеек.
14. С 2015 года для сельхозпроизводителей, СМИ, а также компаний с работниками-инвалидами тариф повышен до 30 процентов.
15. С 2015г. необходимо подтверждать прием электронных писем от ИФНС квитанцией о приеме документов по ТКС в течение 6 рабочих дней. Если подтверждения нет, это может стать основанием для блокировки расчетного счета компании.
16. Отменено ведение журнала учета счетов-фактур (осталось только для посредников).
17. Налоговым инспекторам можно запрашивать счета-фактуры и первичку, если в декларации выявлены несоответствия.
18. В налоговом учете не будут применять метод ЛИФО.
19. С января 2015 года можно будет списать бесплатные материально-производственные запасы.
20. В бухучете инвентарь дешевле 40 000 руб. можно будет постепенно списать.
21. Суммовые разницы в налоговом учете станут называться курсовыми, как в бухучете.
22. Введена возможность для единовременного списания убытка от продажи права требования
23. С января вступили в действие штрафы за отсутствие трудовых договоров. Для должностных лиц сумма составит от 10 000 до 20 000 руб., для ИП — от 5000 до 10 000 руб. и от 50 000 до 100 000 руб. для компаний.
24. Отменена предельная база для ФОМС. Теперь предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС — 670 000 руб., для начисления взносов в Пенсионный фонд – 711 000 руб.
25. НДФЛ с дивидендов вырос до 13%.
26. С 5 ноября 2014г. работник может выбирать банк для перечисления зарплаты.
27. Введен новый вид добровольного налогового контроля – мониторинг данных бухгалтерского и налогового учета в режиме реального времени.
28. С 1 декабря 2014 года новый коэффициент-дефлятор для упрощенки — 1,147. Коэффициент для ЕНВД– 1,798 и для патентной системы – 1,147.
29. В 2015 году страховая выплата по травматизму не может быть более 65 330 руб. Сумма, из которой исчисляется размер единовременной выплаты, не более 84 964,20 руб.
30. Увеличены коэффициенты выплат за негативное воздействие на природу.
31. Компании и ИП, занимающиеся торговой деятельностью, будут платить торговый сбор.
32. На сумму уплаченного сбора можно будет уменьшать региональный налог на прибыль и налог по упрощенке.
33. Существенно поменялись правила расчета налога на имущество.
34. АО подлежат обязательному аудиту.
35. В ТК РФ принята новая глава о заключении трудовых договоров с иностранными сотрудниками.
36. С 2015 года с выплат временно пребывающим мигрантам надо платить взнос 1,8% в ФСС.
37. Увеличились фиксированные взносы для предпринимателей:
- 18 610,80 руб. в ПФР, если доход за 2015 год не более 300 000 руб.;
- дополнительно в ПФР сумму, равную 1% с доходов более 300 000 руб., но всего не более 148 886,40 руб;
- 3650,58 руб. в ФФОМС.
38. Сократилось число обязательных реквизитов при заполнении платежного поручения на перечисление денег в бюджет.